Журнал
Mazda
Это выйдет тебе боком!

Mazda

Алексей Шмелев в очередной раз пошел учиться ездить - на этот раз в Mazda Sport Academy, - в очередной раз узнал много нового, и, естественно, в очередной раз задумался о том, как передать полученные знания словами.

Наклоните тело на 10-12 градусов вперед. Резко согните ногу в колене на угол 140-148 градусов, создавая маховый момент. Одновременно с началом разгибания ноги, отталкивайтесь другой от земли. В этот момент начинайте интенсивный мах рукой в противоположную сторону. Старайтесь добиться максимальной синхронности всех движений.

Абзац, приведенный выше, кажется вам полной тарабарщиной? А между тем, это всего лишь словесное описание техники бега - занятия, знакомого (в той или иной степени, конечно) каждому из вас. Смысл же его появления на этой странице прост: наглядно показать, насколько сложны и неочевидны в вербальном изложении порой бывают абсолютно простые и понятные вещи.

Одна из таких вещей - курсы контраварийного (спортивного, безопасного и пр., пр., пр.) вождения. Мне посчастливилось побывать не на одном подобном мероприятии и я твердо знаю: когда сидишь там, в автомобиле, крутишь рулем и нажимаешь на педали, все кажется логичным и правильным. Да, получается не все и не сразу, но ты всякий раз точно осознаешь, что именно нужно сделать, чтобы на следующий раз все вышло, как надо. Но как только ты пытаешься вербализовать этот опыт (рассказывая о нем знакомым или описывая в статье), «на выхлопе» получается странная ересь. Ну сколько смысла, к примеру, в фразе «поворачивайте руль до тех пор, пока не почувствуете, что передние колеса плужат, после чего аккуратно уменьшайте угол поворота»? Вопросов же здесь больше, чем слов в предложении: что такое «плужат»? как именно это почувствовать? как можно аккуратно уменьшить угол поворота?

Mazda

Запущенный российским представительством компании Mazda в целом и ее спортивной «дочкой» Mazda Sport Academy в частности курс зимней контраварийной езды Icy Sport исключением из правил не стал. Объяснения инструктора на традиционном теоретическом инструктаже? Да, все понятно. Применение полученных сведений на полигоне (им, кстати, выступает заслуженный дедушка российского автоспорта - «Мячково») - не без пробуксовок (во всех смыслах этого слова), но тоже ясно. А вот вспомнить и объяснить, что именно я делал, чтобы удерживать машину в рамках узких коридоров зимней конфигурации «мячика» - задача не из легких.

В целом, если отбросить в сторону технические детали, история получается следующая: курс Icy Sport - штука исключительно полезная. Хотя бы потому, что в отличие от подавляющего большинства «придворных» школ автопроизводителей занятия здесь проводятся на переднеприводных Mazda3 (свои курсы есть у BMW, Audi, Mercedes, Porsche и Jaguar - и привод на студенческих автомобилях, понятно, или задний, или полный). Учитывая, что они составляют подавляющее большинство в автопарке страны, «маздовские» курсы, против традиций, могут быть не только «маздоводам» - ездить здесь учат, скорее, на типе автомобиля, нежели на конкретной модели (в отличие, допустим, от школы BMW или Porsche).

Mazda

Само обучение построено по стандартной схеме: теоретическую часть сменяют несколько последовательных упражнений, имитирующих ту или иную дорожную ситуацию - снос передней оси, объезд препятствия, занос задней оси.

Моделировать последний в Mazda Sport Academy, кстати, научились на удивление изящно. Чтобы добиться заноса на переднеприводной машине, нужно набрать немалую скорость - только с этим условием задняя ось начнет «уползать» наружу при сбросе газа. Просить учеников сделать это было бы не слишком разумным: последствия как для техники, так и для трассы могут быть довольно печальными. Что делать? А очень просто - установить на заднюю ось машины летние покрышки! На льду они начинают скользить даже на минимальных скоростях - ученику остается усердно крутить рулем, отрабатывая технику борьбы с заносом.

Mazda

Вишенкой на торте выступают финальные заезды по полноценной трассе - и пусть хронометраж «маздовцы» по педагогическим соображениям не включают (при включенном секундомере «студенты» как один начинают пытаться ехать «на ушах», что не только грозит массой вылетов, но и негативно влияет на технику пилотирования), азарта в этом - море.

Главное - вовремя переключиться и не попытаться исполнить нечто из арсенала свежеприобретенных знаний прямо на выезде из «Мячково» на Рязанку.

#Mazda
Алексей Шмелев