Журнал
При всем заявленном размахе Московский автосалон развивается медленнее конкурентов
Московский автосалон - 2010. Кризису капут?

При всем заявленном размахе Московский автосалон развивается медленнее конкурентов

Накануне Московского автосалона журнал CAR выясняет, можно ли по масштабу шоу судить о состоянии экономики, сравнивает его с выставкой 2008 года и представляет главные премьеры МИАС-2010

Накануне Московского автосалона журнал CAR выясняет, можно ли по масштабу шоу судить о состоянии экономики, сравнивает его с выставкой 2008 года и представляет главные премьеры МИАС-2010

Это было всего-то два года назад. И это было как в мае 41-го: в Москве все еще веселились и плясали, а у границы уже собирались дивизии вермахта. Именно таким запомнился предыдущий Московский автосалон, случившийся в августе 2008-го. Рабочие не успели еще разобрать стенды, уборщики не вытерли с пола остатки шампанского, еще не просохла типографская краска на изданиях, воспевавших осанну «небывалой мощи» салона и скорому выходу российского авторынка на лидирующие позиции в Европе, как выяснилось, что этот рынок уже лежит в коме. А врачи дают пессимистический прогноз.

Но пациент выжил. Больше того, рынок всеми силами пытается показать, что болезнь его не сломила. По итогам года продажи, вернее всего, покажут «плюс» (что, впрочем, немудрено после падения в 2009-м), а нынешний автосалон по своим масштабам вполне сопоставим с тем, докризисным, словно и не было ничего.
Судите сами: в 2008 году на салоне было заявлено 150 участников, в этом – всего 80. Но сокращение это произошло за счет мелких игроков: скромных тюнинговых ателье, компаний, занимающихся автозвуком и автокомпонентами, продавцов сигнализаций. Салон, по планам организаторов, посетят 1,6 млн человек, двумя годами их было 1,5 млн. Более того, мировых премьер (а именно их количеством и принято измерять значимость салона) в этом году ровно столько же, что и в 2008-м, – девять.
В цифре этой, впрочем, заложена определенная доля лукавства. Все потому, что сам статус «мировой премьеры»  – вещь довольно расплывчатая. Так можно назвать как принципиально новый автомобиль, так и модель, прошедшую рестайлинг. Или даже версию машины с новым мотором. [info] По-настоящему громких премьер в Москву не привозили ни двумя годами раньше, ни сейчас. А по остальным у салона паритет: например, на новый Renault Symbol, обновленную Audi A6 и бронированный BMW X5 позапрошлого года сейчас приходятся новый Renault Latitude, обновленный Mondeo и бронированный Jaguar XJ.

Значит ли это, что российский авторынок и правда выходит на докризисный уровень, упадок кончился и можно строить новые наполеоновские планы? С одной стороны, да. Продажи пусть медленно, но растут, и потенциал для развития у автопрома все еще есть. Оттого автопроизводители и готовы тратить деньги (цены для участников, кстати, остались такими же, как и два года назад, – 150 евро за квадратный метр стенда) на показы в России.

C другой – Московский салон выходит из кризиса медленнее коллег-конкурентов. Парижский автосалон 2008 года, например, был довольно скуп на громкие премьеры – автопроизводители все больше показывали концепт-кары. А сейчас в Париже нас ждет целый выводок новинок: здесь и BMW X3, и Citroen C4, и Land Rover Evoque. Подобного прогресса у Московского салона нет – застой?

Истина на самом деле посередине. Автосалоны утратили изначальную функцию – проинформировать потребителя о «достижениях в области народного хозяйства». С развитием медиа и Интернета запуски новых моделей выгоднее (как с  точки зрения экономии, так и с точки зрения media coverage) проводить вне салонов – и не случайно производители публикуют фотографии моделей задолго до «официальных презентаций». Участие в них – дань традициям, плюс «имиджевые инвестиции». А масштабно тратить деньги на собственный имидж можно лишь тогда, когда дела идут совсем хорошо. Сейчас пока не тот случай, вот Московскому салону и не достается в полной мере от мирового «автопирога». По мере выхода из кризиса денежный поток будет расти, и, возможно, через два года мы увидим совсем другой Московский по-настоящему посткризисный автосалон.

Что стоит посмотреть?

 

Мировая премьера Audi A1 прошла на Женевском автосалоне, но в России «единичка» будет показана впервые. Самый интригующий вопрос, как это часто бывает, – цены должны объявить во время салона

 

Chevrolet Camaro производится и продается с апреля прошлого года. Но в Россию официально эта модель приходит впервые. Ждать от muscle car с 400-сильным (в топ-комплектации) мотором выдающихся продаж не стоит, смысл завоза – имиджевый

 

Citroen не разглашает информацию о новинках, готовящихся к премьере на салоне, но, по информации CAR, компания планирует представить кабриолет на базе DS3. Место и время выбрано не случайно: в Париже компания продемонстрирует новый С4

 

Обновленный Ford Mondeo, пожалуй, главная премьера Московского салона. Машина подверглась легкому рестайлингу (в духе общего для современного Ford добавления импозантности за счет хрома и диодов), получила новый 240-сильный мотор EcoBoost

 

Infiniti Q56 приедет на автосалон в ранге европейской премьеры. Побратим Nissan Patrol отличается и роскошным оформлением интерьера и, мягко говоря, спорным дизайном. Что не мешает этому автомобилю с 400-сильным мотором V8 неплохо продаваться в США

 

Бронированный Jaguar XJ – еще одна мировая премьера салона. Впрочем, учитывая популярность «броневиков» в ряде российских республик, еще более уместно смотрелась бы такая премьера на Грозненском или Махачкалинском салоне, существуй такие

 

Kia Sportage был представлен в Женеве, а в Москве пройдет его российская презентация. Для корейцев это важнейшая модель, в Kia ждут, что она повторит успех Soul, признанный самым красивым

 

Land Rover Freelander 2 в Москве будет ходить в ранге мировой премьеры. Тот самый случай легкого лукавства: из нового во «Фриле» – два мотора. Точно таким же статусом обладает и большой Range Rover, у которого появился новый дизельный мотор и коробка

 

Обновленный Mercedes-Benz Cl-Class вполне может считаться мировой премьерой. Учитывая, что главные изменения произошли с версиями CL500, а также CL63 и CL65 AMG, выбор России для презентации вполне логичен

 

Nissan Juke уже увидел свет на Женевском автосалоне, но ценность его появления в Москве оттого не меньше. Грозящий стать бестселлером, этот автомобиль уже сказал новое слово в классе кроссоверов. А заодно – и автомобильного дизайна в целом

 

Renault Latitude – большой седан, созданный французами специально для стран третьего мира. А потому неудивительно, что его премьера проходит в Москве (подошел бы и Пекин, но автосалон там уже позади)

 

Toyota Highlander до сих пор продавался лишь в США, где даже был самым успешным внедорожником в линейке Toyota до появления RAV4. На салоне японцы представят его россиянам. В Штатах Highlander продается как в полно-, так и в моноприводной версии

 

VW Polo седан – модель, сделанная в России и для России. И пускай приделанный к хэтчу багажник, как это чаще всего бывает в подобных случаях, смотрится не слишком органично, зато цены начинаются от 400 тыс. руб.VW Polo седан – модель, сделанная в Рос

 


Прямая речь


Дейвид Томас
Президент Volvo Cars Russia, глава ассоциации европейского бизнеса в РФ

Московский автосалон - 2010. Кризису капут?

Я считаю, что автосалоны можно считать зеркалом состояния автомобильной промышленности. Годы кризиса это отчетливо показали. К примеру, в 2009 году в Детройте многие крупные автопроизводители вообще отказались от участия в салоне, другие выступили предельно скромно. Наш концепт Volvo S60 тогда называли «лучом света в темном царстве кризиса». Сегодня, к счастью, мы видим другую картину и в экономике, и, как следствие, на мотор-шоу. Московский автосалон будет значимым событием со множеством российских и мировых премьер, и я рад этому. Экономика оживает.

 

Сергей Петров,
Депутат Госдумы РФ, почетный президент компании Рольф

Московский автосалон - 2010. Кризису капут?

Автомобильный рынок не существует отдельно от экономики, а экономики, как показал кризис, у нас, в общем-то, и нет, одни природные ресурсы.Автомобильный сектор – заложник общей непредсказуемой ситуации, и говорить о волшебном расцвете, указывая пальцем на готовящееся автошоу, не стоит. Автосалон – это, с одной стороны, отражение ожиданий производителей и потребителей, а с другой – инерция, послевкусие. В 2010 году мы увидим то, что было начертано  еще в 2008-м, до кризиса. Правда, само желание все это показать говорит об общем позитивном настроении рынка.

 

Евгений Богданов
Аналитик международной консалтинговой компании A. T. Kearney

Московский автосалон - 2010. Кризису капут?

По моему мнению, по автосалонам можно судить о здоровье автопрома. Но нельзя это делать поверхностно, скажем оценивая шоу их как успешное или неуспешное по числу премьер. Цикл создания новой машины – порядка трех лет, все то, что будет показано нам в Москве (или позже в Париже), создавалось еще до кризиса. А раз так, и выводы делать нельзя. Оценку можно выносить, только анализируя, как именно автопроизводители участвуют в салоне. Будут ли в этом году столь же помпезные презентации, богатые стенды? У меня лично в этом сомнения. Хотя в целом экономика, безусловно, оживает.

Алексей Шмелев