Журнал
MINI
Интервью с Рауно Аалтоненом: Mini-финн

Александр Евштокин поговорил с одним из самых быстрых финских гонщиков Рауно Аалтоненом о Mini, разработке новых моделей марки и гонках WRC.

MINI

Наших северных соседей, финнов, принято считать медленными, но в случае с Рауно Аалтоненом все не так просто. Победитель ралли Монте-Карло и состоявшийся тренер, он до сих пор имеет прямое отношение к разработке современных моделей Mini — и к новой гоночной команде марки в WRC!

Наших северных соседей, финнов, принято считать медленными, но в случае с Рауно Аалтоненом все не так просто. Победитель ралли Монте-Карло и состоявшийся тренер, он до сих пор имеет прямое отношение к разработке современных моделей Mini — и к новой гоночной команде марки в WRC!

Какова была ваша роль в процессе разработки нового поколения Mini?

В 1999 году у меня была возможность протестировать первые прототипы нового автомобиля и его создатели хотели услышать мое мнение по поводу их достоинств и недостатков. И я сразу сказал им, что продавать машину в таком виде будет преступным! Почему? Она была слишком хороша! У нее было слишком острое рулевое управление, а на мой взгляд не стоит - и не нужно пытаться - делать автомобиль, который будет настолько идеален с точки зрения управляемости. Потому что ей будут управлять люди, а они могут ошибаться. Поэтому в процессе доводки характеристики рулевого все же немного «приглушили» и оно стало более «гражданским». По-прежнему острым, но все же более приспособленным для обычной жизни.

Комфортным?

Нет, речь не идет о тяжелом руле! Обычным водителям зачастую свойственно «переруливать» в повороте, а когда рулевое управление слишком острое, это чаще приводит к нежелательным последствиям. Стоит повернуть слишком быстро, как машина просто не успеет отреагировать, что обязательно приведет к недостаточной поворачиваемости.

По какой шкале вы оцениваете современные автомобили?

Сегодня они всегда детище основного компромисса между управляемостью и способностью держать дорогу. А это не одно и тоже, как может показаться некоторым. Автомобиль с высокими характеристиками управляемости необязательно быстр, но при прохождении поворотов он легок и понятен, и любой водитель, оказавшись за его рулем, будет чувствовать себя комфортно. В то время как более устойчивый на дороге автомобиль позволяет развивать наиболее более высокую скорость при прохождении виражей, но при этом управляение им будет напоминать тяжелую работу, а чтобы заставить его пройти поворот, нужно будет приложить массу сил и даже пару трюков ради сохранения нужной траектории. Но лично я считаю, что для массового автомобиля управляемость всегда важнее.

Что нравится вам больше всего в новом Coupe?

Стабильность.

На торможении или на скорости?

На скоростях за 100 км/ч. Это потрясающе. И даже на торможении кореректировать машину приходится лишь чуть.

За счет чего удалось добиться такого результата?

Многих вещей, в том числе и модификации всех резиновых опор в подвеске. Вообще у этой машины миллион больших корректировок - другие пружины, амортизаторы, настройки... Но по-другому и быть не могло - ведь у нее иной центр тяжести, он ниже и сдвинут вперед. Это сильнее загружает передние колеса и дает больше сцепления. И еще один момент - это жесткость кузова. Она выше за счет усиления некоторых элементов и это положительно сказывается на общей стабильности автомобиля.

Не кажется ли вам, что ходы рычага переключения передач можно было сделать немного покороче и почетче?

Но для этого пришлось бы сделать его выше и включать передачи было бы тяжелее. А по сегодняшним стандартам, заданным в том числе и французскими машинами, все должно быть легко и удобно. И проблема в том, что сильно выступать за рамки стандарта сегодня нельзя - это будет раздражать покупателя.

Бензин или дизель - какой автомобиль нравится вам больше?

Бензин.

Что, дизель кажется медленным?

Он не то, чтобы медленнее, просто не такой динамичный. Ведь большое количество момента не равняется ускорению. Так что если вы любите свою машину как спортивную игрушку, бензин кажется естественным выбором. Хотя дизель достаточно мощен и дает отменные показатели пробега. Расход топлива у дизеля идет медленнее, потому что один литр дизтоплива содержит больше энергии, чем литр бензина.

Вас принято считать «переднеприводным» человеком...

На самом деле в своей жизни я чаще управлял заднеприводными машинами, но моя карьера в ралли действительно посвящена переднему приводу...

Какие машины вы используете в своей школе в Финляндии?

У нас есть заднеприводный и переднеприводный курс, все ученики должны пройти и тот, и тот. Потому что передний привод, к примеру, очень сложная штука, он заставляет соображать намного больше, чем задний. У нас нет летних занятий, только зимние. Мы используем BMW 3-Series E30 с каркасом и с максимально облегченным кузовом, на длинных “гвоздях”. Это настолько сложный в управлении заднеприводный автомобиль, что это даже помогает. [info] И еще у нас MINI Cooper JCW со старым, компрессорным мотором. Он хорош, пусть и не управляется также хорошо, кок современные Mini с алюминиевыми движками. И для примера мы также катаем клиентов на двухлитровых Ford Focus - более длинный автомобиль с длинными свесами позволяет позволяет показать заметную разницу между двумя переднеприводными машинами. За счет этого мы даем клиенту возможность вникнуть не только в различия между типами привода, но и в физику процесса управления автомобилем. Наша главная задача - заставить людей задуматься о том, что не все машины одинаковы.

Неодинаковы даже два поколения машин JCW? За счет чего машины старой генерации кажутся острее и более дикими?

Я могу немного ошибаться, но, по-моему, два года назад Mini внедрила новые элементы на задней оси, за счет чего изменилось положение центра крена и в целом машина стала казаться более комфортной. У этого решения есть свои сильные и слабые стороны, и нельзя однозначно сказать, что это сделало автомобиль лучше или хуже. В автомобиле вообще миллион узлов, и даже малейшие изменения некоторых из них меняют впечатление довольно сильно. Например, те же резиновые опоры не только изменяют характеристики демпфирования, но и передают звук и вибрации. Замените их, и у вас будет другой автомобиль! У старой машины был другой мотор, другая коробка... Изменения и улучшения в Mini идут постоянно.

MINI

Вы очень давно в автомобильном бизнесе. Насколько интересней работать сейчас по сравнению с прошлыми временами? Ведь законы создания автомобиля вроде не меняются...

Еще как меняются! Например, постоянно меняются требования по безопасности пешеходов: сначала от дизайнеров требовали горбатый капот, чтобы в случае удара переходы не доставали до головки блока, а теперь требуют ниспадающий, для снижения риска травм ног. Удивительно, как те, кто принимает эти законы и требования не изучают вопрос до конца...

Часто ли вы встречаете своих бывших коллег по ремеслу?

Иногда вижу Ханну Миккола. Реже - Маркку Аллена. Ханну прилетал на ралли Финляндии на своем вертолете, а я был с Mini так что нам было трудно пересечься и как следует поговорить.

Современное ралли для многих разделяется на два периода - эпохи Колина МакРея и Себастьяна Лоэба. Чей стиль вам больше по душе?

Это, конечно, совершенно разные подходы к пилотированию. Колин предпочитал больше углы заноса, Себастьян любит пилотировать на малых потому, что когда угол заноса или скольжения становится слишком большим, это не только замедляет машину и забирает кинетическую энергию, но и изнашивает шины... Колин и Себастьян принадлежат к двум совершенно разным поколениям. Во времена МакРея инженеры-подвесочники еще не могли сделать так, чтобы машина управлялась правильным образом, так что Колин использовал большой угол заноса, чтобы компенсировать возможный риск недостаточной поворачиваемости - самого главного врага раллиста тех времен. Так что он «ломал» машину перед поворотом и на дуге управлял исключительно газом.

Себастьен начинал с более продвинутых машин с передним приводом и умными подвесками, которые можно было настроить на более высокий уровень послушания. Плюс к этому он провел миллионы часов на тестах. Мы все должны снять перед ним шляпу, он фантастический пилот. И мне его стиль пилотирования кажется более правильным.

Насколько важно то, что Лоэб всегда ездил только на спорткарах Citroen и знает их практически наизусть?

Важно не это, а то, что он наизусть знает персонал французской команды! Это важнее, потому что он может передавать информацию инженерам практически на телепатическом уровне и они могут не тратить время на обсуждение малозначимых вещей, сосредоточившись на главном.

Многих удивляют результаты Mini на последних этапах чемпионата мира, в частности, третье место на этапе в Германии и второе - во Франции...

Это фантастика! И важен не столько подиум, сколько времена на допах. Сравните времена лидеров СУ и пилотов Mini, и вы увидите, что их разделяют всего 0.3 - 0.4 секунды с километра! Если ехать на скорости 100 км/ч, то за секунду преодолевает примерно 28 метров, так что получается, что на километре Mini проигрывали лидерам всего пару кузовов! Это отличный результат! И все-таки недостаточный, потому что значение имеет только первое место...

Может ли марка рассчитывать на выигрыш чемпионата в течение ближайших четырех-пяти лет?

Вполне возможно, что это случится и раньше!

Что важнее - Дэвид Ричардс или большой бюджет?

Комбинация факторов. Когда есть деньги, можно позволить себе нанять больших профессионалов. И на данный момент вся его команда работает просто замечательно.

Не кажется ли вам, что Coupe было бы более естественным представителем марки в WRC, чем Countryman?

На мой взгляд, у Mini Coupe слишком тесно под капотом. У Countryman там больше места.

И что? Нельзя передвинуть двигатель ближе к центру масс?

Нет, двигатель двигать нельзя, потому что он соединен с коробкой передач. Проблема в температуре - он греется и нужно больше места для радиаторов, интеркулера, фильтра и прочая, прочая. Когда температура растет, ее нужно опускать, причем быстро, для чего нужны большие радиаторы. И тут же встает проблема как их защитить, потому что они забиваются грязью, травой, чем угодно...

Как вы относитесь к новому классу раллийных машин, который пришел на смену большим WRC?

Мне кажется, что заставлять команды внедрять новую трансмиссию без центрального дифференциала было большой ошибкой со стороны FIA. Такая трансмиссия идентичная тракторной, которая применялась в 50-годах прошлого века. В плане управляемости между новыми и старыми машинами есть огромная разница. А ведь целью любого автоспорта должно быть внесение улучшений в породу обычных автомобилей, которые должны становится безопасней, надежней и так далее... Но на деле сейчас в мире нет современных машин, чьи оси были бы напрямую жестко соединены между собой. Вам бы пришлось приподнимать одно колесо в повороте, чтобы повернуть без эффекта недостаточной поворачиваемости! Такими машинами просто сложней управлять! Например, на зимнем шведском этапе единственным пилотом, который справлялся с автомобилем, был Микко Хирвонен; Латвала и Лоэб летали от сугроба к сугробу. Здесь выиграли те, кто раньше управлял машинами в IRC, где подобное требование было введено еще в прошлом году - Крис Мик, к примеру.

Как вы оцениваете пилота? Что для вас самое главное?

Насколько стабильны его результаты - в течение дня, всего ралли, сезона. Мне не нравятся пилоты, которые могут блеснуть, а потом затеряться или те, кто ездят по настроению. Мне нравятся умные, просчитывающие, надежные и быстрые. Важно, чтобы они не ломали машину и понимали техническую сторону, потому что тогда им будет легче сберечь автомобиль.

Вы можете назвать трех лучших финских гонщиков на данный момент?

Это Хирвонен, Яри-Матти Латвала и Юхо Ханнинен.

#MINI
Александр Евштокин