Журнал
Nissan Leaf
Ноль на массу

Nissan Leaf против мертвой сети московских электрозаправок

Nissan Leaf

Несколько лет назад московские власти гордо рапортовали о начале широкомасштабного развертывания городской сети зарядных станций для электромобилей. Казалось, что уже совсем скоро заполнить аккумулятор можно будет чуть ли не на каждом углу, а массовое нашествие седанов Tesla, которые теперь работают даже в такси, не оставило сомнений: вот оно, электробудущее. Или нет? Мы взяли хэтчбек Nissan Leaf и выяснили, можно ли на нем выжить в столице.

У вас такое когда-нибудь было? Едете куда-нибудь на дальняк, в баке бензина еще на сотню километров, поэтому всякие «левые» заправки вы гордо игнорируете, рассчитывая остановиться на чем-нибудь крупносетевом и с хот-догами. А потом под тревожное моргание топливной лампочки корите себя за привередливость и молитесь дотянуть уж хоть до какой-нибудь колонки, даже если там заливают asinus urina. Как выяснилось, подобные ощущения можно сполна получить не только между Ухтой и Сыктывкаром, но и тупо в Москве. Только ехать надо на электромобиле.

Перед тем как взять на тест Nissan Leaf, мы переоборудовали редакцию во временный штаб и засели разрабатывать план операции «Электрификация». Ведь при паспортном запасе хода в 150 километров исходить следовало из того, что от розетки до розетки Leaf реально будет проезжать сотню с небольшим, а значит — все передвижения надо тщательно планировать. Изначально эта заметка должна была стать гидом из серии «Чем заняться в Москве, пока кушает ваш электрокар» — мы хотели покататься по зарядным станциям и разведать возле них какие-нибудь музеи, рестораны, кинотеатры и прочие кунсткамеры. Простор для творчества виделся бескрайним: полтора десятка электроколонок сети МОЭСК, уйма точек проекта EMI, который реализует «Револьта Моторс» и в некоторой степени Yota, а по данным глобального сайта PlugShare зарядить электрокар в Москве можно почти в полусотне мест!

Но в первый же день к нам прилетела птица обломинго и спутала все карты. Дело в том, что московская сеть электрозаправок на данный момент мертва.

Я сначала тоже не верил. Первым делом заехал в «Вегас», что возле «Крокус Экспо», и увидел там типично российскую картину — полностью забитое обычными машинами пространство, над которым висела табличка «Только для электромобилей на зарядке». Не беда, ведь там все равно стояла станция Yota с двумя 380-вольтовыми разъемами Mennekes, тогда как мне была нужна либо обычная 220-вольтовая розетка, либо «быстрый» кабель Yazaki, через который можно зарядиться на 80% за 20 минут. Двинул в автомобильный ТЦ «Кунцево» — там возле дилера Mitsubishi произрастает колонка МОЭСК с обычной розеткой. Зеленый огонек на ней сулил живительное электричество, станция «увидела» заботливо выданную представительством Nissan карточку клиента сети МОЭСК, крышка открылась и явила нужный разъем. И что? И ничего! То есть совсем. Индикаторы на зарядном устройстве не зажглись, ток не пошел, и я укатил восвояси. Вариантов же еще масса!

Nissan Leaf

Масса, да не масса. Выяснилось, что станции МОЭСК вообще ничего не заряжают, по крайней мере через обычную розетку. Может быть, с 380-вольтовыми разъемами ситуация иная, но с этими все вот так. Пытался дозвониться в «Светлую линию» (это у них служба поддержки так называется), но после получаса унизительного прослушивания музыки бросил эту бессмысленную затею. Казалось бы, не беда — есть же еще две «турбозаправки»! Двинул на самую известную из них — ту, что на Обручева, 27. Она оказалась включенной, распознала карточку, кабель с изрядно потрепанной изоляцией вонзился в предназначенное для него гнездо, станция что-то там подумала... и, выдав ошибку, заряжать машину отказалась. Пять попыток — один удручающий исход.

Пятница, вечер. Ко второй быстрой зарядке непосредственно на парковке МОЭСК меня уже не пустят — шлагбаум открывается только в будние дни до 20:00. А запас хода тает! В отчаянном броске кидаюсь к последнему шансу — станции на парковке Konig Motor на 3-м Силикатном. И по горящему красным индикатору понимаю, что там мне с «Ниссаном» тоже ничего не светит. Из дома прилетают известия: в магазине возле подъезда помочь с зарядкой отказались, в соседнем гаражном кооперативе тоже. Приборная панель Leaf заявляет, что батареи хватит на 10 километров. Приехали, братцы, сушим весла...

Nissan Leaf

Владелец шиномонтажа напротив «Кенига» и бровью не повел: проезжай, говорит, располагайся, тут у нас 220-вольтовая есть, а вот тут — и трехфазник на 380 вольт. Проверяли, Tesla спокойно заряжалась. Оставить машину на ночь? Да без проблем, только утром пораньше забери, мы в девять начинаем работать. Сколько денег? А сколько дашь. Черт его знает, как это считать.

250 рублей на такси до дома, столько же утром, чтобы вернуться назад. 200 рублей за зарядку и занятое место. Эй, не дороговато ли для ста километров пробега? Не каждый суперкар столько кушает! Ну да черт с ним, дальше-то что делать? Еще несколько попыток зарядиться от станций МОЭСК — результат тот же самый. Окей, дождемся понедельника и приедем к ним на Садовническую, 36 — там-то уж точно все будет работать! А пока в автопрокат, ибо надо на чем-то ехать за город. Заодно там на стоянке и запитаемся...

Nissan Leaf

Спасибо, МОЭСК! Вы подарили мне способность снова громко хохотать. Правда, истерично и от безысходностиБесплодные попытки зарядить Leaf в Москве поначалу забавляли, но к понедельнику доканали настолько, что стало уже не до смеха. Спасибо, МОЭСК! Вы подарили мне способность снова громко хохотать. Правда, истерично и от безысходности. Потому что в самом сердце московской электромобильности мне тоже не удалось заполнить аккумуляторы! Та самая вторая станция быстрой зарядки стоит в дальнем углу территории возле мусорных баков — отключенная и поросшая паутиной. Еще три колонки — уже знакомые, револьтовские — разумеется, ничего не заряжают. Быть может, серебристый ящик первой станции отечественного производства «Фора» ответит взаимностью? Ну, вы поняли. Кракозябры на экране и ни вольта напряжения. Тушите свет.

В английском языке существует выражение desperate measures for desperate times, что в нашем случае переводится как «голь на выдумки хитра».

Вламываемся в серверную, выносим оттуда ящик компьютерных «пилотов» и при помощи нехитрых манипуляций мастерим гирлянду, которую вытаскиваем на улицу через проходную мимо обалдевшей охраны. Счастье? А вот и нет, не все так просто. Ниссановский адаптер обязательно требует наличия заземления, в противном случае зарядка тоже не произойдет. Значит, дуем в магазин и раскошеливаемся на нужный удлинитель. Ура, победа! Теперь подождать каких-то 5-6 часов — и можно будет ехать.

В общем, с зарядной инфраструктурой в Москве полный провал. Ее, как бы громко заинтересованные компании ни трубили об обратном, сегодня просто-напросто нет, по крайней мере для машин с обычной 220-вольтовой вилкой. Если у вас дома нет гаража с розеткой, а офис нормальный (то есть такой, где ни за что не разрешат возиться с удлинителями), шансов на успешную жизнь с Nissan Leaf нет никаких. Так что же, ниссановцы — идиоты, раз привезли его к нам? Успокойтесь, продавать Leaf пока никто не планирует, идет обычное прощупывание почвы, в котором мы невольно и поучаствовали.

А сама машина, между прочим, отличная! Если не чахнуть над каждым километром запаса хода, как Кащей над златом, езда по городу на «Лифе» — одно удовольствие. Он совершенно беззвучен: нет никакого троллейбусного воя от электромотора, не слышно ни шин, ни аэродинамики, вообще ничего. Друг с другом можно общаться даже не шепотом, достаточно просто громко думать. Моментальные реакции на педаль акселератора, убедительная тяга примерно до 80 км/ч, комфортное и при этом очень цепкое, «плоское» и отзывчивое шасси (аккумуляторы-то под полом, центр масс — как у спорткара!) — сюда бы еще руль поинформативнее и поострее, и можно было бы тягаться с иными хот-хэтчами. Этот безобидный на вид белый милаха действительно может позажигать!

Nissan Leaf

Не зря, выходит, он отхватил в 2011-ом титул World Car of the Year! И не зря является на сегодняшний день самым массовым электромобилем в мире. Только вот наша с вами страна в этот мир не входит. Будем надеяться, что это временно. А через пару лет, когда появится Leaf второго поколения с 300-километровым запасом хода, может, что и изменится. Ну, а пока продолжаем по старинке коптить небо.

Есть контакт!

Эта история получила неожиданное и очень интересное продолжение. Сразу после публикации статьи со мной связалась пресс-служба МОЭСК и в культурных выражениях объяснила, что я идиот и не читаю инструкций, наклеенных на каждую зарядную станцию их сети. Оказывается, зарядка и не должна идти, пока не закрыта крышка колонки! Будучи в полной уверенности, что рассудком я пока не поехал (даже справка есть!), я ответил, что никаких инструкций в глаза не видел. Получил фотодоказательства: на Садовнической, 36 инструкции действительно есть. Совсем ничего не понимая, двинул к станции на Горбунова, 14 — и выдохнул: там инструкции нет. Для очистки совести доехал и до Обручева, 27 — не обнаружилось наклейки и там.

Зато обнаружился этот самый Nissan Leaf! Вот ведь совпадение: его пригнали заряжаться коллеги-телевизионщики, так что я смог все проверить прямо на месте. Да, действительно, зарядка с закрытой крышкой идет. Только без инструкции об этом не догадаешься! Подкузьмил еще и вот какой факт: вилка на ниссановском адаптере имеет такую форму, что в колонки МОЭСК ее рефлекторно вставляешь вверх тормашками — иначе она входит в розетку туго, неудобно и с изломом шнура. Если же вставить ее так, как показано на фотографии выше, то крышка не закроется. То есть, если этого всего не знать, шансов сделать все правильно практически нет. Ну а в том, что я проморгал инструкции на Садовнической, есть и моя вина, и стечение обстоятельств: вдоволь наплясавшись вокруг точно таких же колонок, я уже просто не заметил никаких наклеек. Глаз замылился.

Nissan Leaf

И вот еще что. Нам все-таки удалось реанимировать станцию быстрой зарядки там же, на Обручева. Записывайте рецепт. Если она выдала ошибку, надо нажать на красную кнопку аварийной остановки, потом повернуть ее, чтобы она отщелкнулась назад, а затем нажать и подольше подержать кнопку Start. Вот такие танцы с бубном.

Отрадно, что в МОЭСК действительно отслеживают ситуацию и все-таки активно занимаются развитием сети. Инструкции пообещали доработать и действительно развесить на всех станциях, да и увеличение количества этих станций, как заверили в пресс-службе компании, ожидается в самое ближайшее время. Ну и славненько. Через год обязательно проверим.

#Nissan #Leaf
Михаил Конончук