Статьи

50 оттенков пробок

single

Ради эксперимента, призванного буквально указать путь ко спасению автомобилистам Москвы и Московской области, мы не только забросили всю работу и радостно свалили кататься по загруженным улицам, но и скачали столько приложений, что в один iPhone с 64 Гб памяти пришлось вставлять второй вместо флешки.

УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА

«Яндекс-карты» и Google Maps знают все — эти мобильные приложения одни из самых популярных, и главный их козырь в абсолютной безвозмездности. Казалось бы, большое количество юзеров (многие пользуются этими навигаторами по умолчанию, даже не подозревая о существовании других) должно обеспечить безупречные данные по трафику, ведь заторы определяются по скорости движения автомобилей с мобильниками внутри. К тому же «Яндекс» водит шуры-муры с московским правительством. Однако все оказалось не так просто.

Помимо подсказок «Яндекса» и «Гугла» мы воспользовались популярными пробкосервисами — «Прогород», Navitel, TomTom GO и Nokia Here. Все эти приложения платные (кроме Nokia для владельцев Nokia), но позволяют воспользоваться на халяву тестовым периодом — от четырех дней до пары недель.

Хотели проверить CityGuide, но он тестового периода не предоставляет, а телефонов LG у нас не оказалось. Sygic iGo не показывает пробки. Отвалился и «Электронный атлас» Правительства Москвы, представленный этим летом. Сервис обещал стать бомбой, якобы собирая данные о пробках по специальным датчикам и камерам. Однако сейчас он не работает — маршруты не прокладывает, про заторы врет. Видимо, у кого-то в мэрии есть родственник-программист, потому что в последние пару лет активность по разработке приложений, в том числе дублирующих друг друга по три раза, зашкаливает. Вот и по «ЭА» отчитались и забросили. Впрочем, через «Электронный атлас» зачем-то можно записаться к врачу и узнать, какой длины очередь в МФЦ.

«2Гис» прокладывает маршрут с учетом трафика, но не следует за автомобилем, так что может пригодиться только для подсказок (а еще тут подробнейший каталог столичных фирм). Сразу при запуске стал навязывать какой-то сервис бесплатных звонков и банковские приложения. Также под эксперимент случайно скачали свежую «гугловскую» развлекуху Waze. Это социальная сеть автомобилистов на фоне пробочной карты города, в которой полагается делиться информацией о пробках, ценах на заправках, авариях и даже знакомиться и искать попутчиков. Это приложение будет протестировано отдельно, уж слишком забавное. Причем не нами.

Итого — 7 различных пробочных навигаторов, которые умудрились шокировать нас разнообразием интерфейса, маршрутов, подстав и сюрпризов на дорогах столицы и области.

В начале шестого часа пятничного вечера, дождавшись покраснения города, смартфоны с гидами «Яндекс.Навигатор», «Прогород», Nokia Here и Navitel первыми получили возможность проявить себя.

Еле убедив Мишу Конончука, что это не гонка между коллегами, а соревнование навигаторов, и уговорив его просто послушно без превышения разрешенной скорости ехать по подсказкам приложения, мы выбрали маршрут: от редакции на Малой Почтовой улице до ТЦ «Афимолл-сити» в бизнес-центре «Москва-Сити». Старт — в 17:15.

Cразу после старта навигаторы мгновенно развели нас по разным дорогам, швырнули в разные повороты и наконец привели не в одно и то же время и даже не в одно и то же место!

«Яндекс.Пробки»

«Яндекс» привычен настолько, что даже ворчишь на него, когда подвирает или подвисает, без особого раздражения. Карты подробные вплоть до корпусов и время прибытия обычно показывается адекватно, так что предполагалось, что приведет он первым и прямо к подъезду.

В «Яндексе» очень удобен голосовой ввод — не надо тыкать в сенсорный экран, что в движении неудобно и опасно, а разбирает система произнесенный вслух адрес на ура. Эта прекрасная функция доступна только для «Гугла» и «Яндекса».

Изначально навигатор предложил два маршрута — через ТТК или Кремль. Выбран был быстрейший, через Трешку, время прибытия обещали в 17:53. Но стоило тронуться, как «Яндекс» мгновенное предложил «более быстрый» и увел в кривой переулок, на выезде из которого пришлось долго стоять на скучном светофоре и терять минуты. На любовь «Яндекса» к закоулкам, кстати, грешат многие пользователи.

Перед сворачивающей в переулок Алеевой (Yandex) вперед по прямой рванул Белоусов (Nokia Here), а Шмелева (Navitel) с Конончуком («Прогород») заставили развернуться и пропасть из виду.

Передумав, «Яндекс» отправил водителя вместо набережной на Садовое кольцо. Пробки по городу оценивались на тот момент в 6 баллов. Неадекватная система: карта может пугать 10 баллами, но по твоей дороге окажется свободно, или, наоборот, при двух баллах красным будет нужный путь.

Тем более что с оценкой дорожной обстановки «Яндекс» подвирал, показывая красное там, где не было стоячих пробок. Зачем-то регулярно уводил с «желтых» эстакад на «красноватый» правый съезд, заставляя терять ритм на перестроениях и задерживаться на светофорах. Это для «Яндекса» обычная практика. После очередного такого спуска поверху Свету обогнал Миша, ехавший под диктовку «Прогорода».

Вновь Yandex столкнулся с Михой перед поворотом на Новый Арбат. Его «Прогород» увел в переулок, окрашенный на «Яндекс.Карте» зеленым, а Света осталась стоять в «красной» очереди на светофор.

Один раз «Яндекс» предложил повернуть налево там, где было запрещено. В дороге потерял голос, который пришлось настраивать вручную через телефон. Зато привел и правда к самому зданию, ошибившись в расчетах на целых 7 минут — в 18:00, третьим из четырех. На месте уже тусили Шмелев с Конончуком и в возбуждении делились впечатлениями.

«Прогород»

От «Прогорода» Миша остался в полном восторге, и не только потому, что приехал раньше всех и увидел его впервые. Голосового ввода в «Прогороде» не имеется, однако вбивать адрес удобно благодаря собственной отзывчивой сенсорной клавиатуре, навигатор знает корпуса и строения. Карта нарисована красиво и подробно, вместо стрелки — машинка, здания отображаются в 3D, что не только симпатично, но и облегчает ориентирование. Маневры «Прогород» предсказывает понятно, отображает чуть ли не фотографическую картинку реальности на экране — с полосами, светофорами и знаками приоритета, рекомендует занять нужный ряд.

У «Прогорода» можно настроить массу уведомлений, даже предупреждение о приближении к пешеходному переходу. Система сообщает голосом о камерах фиксации нарушений, а при превышении скорости изображает на экране анимацию. И на карте очень много всего — лежачие полицейские, заправки, камеры, светофоры, аварии и ремонты (можно добавлять самостоятельно). Значки, как и голосовые уведомления, можно настроить по желанию — если включить все, с ума сойдешь от постоянных предупреждений.

«Прогород» всегда предлагает три на первый взгляд ничем не отличающихся маршрута: удобный, простой и короткий (порой они совпадают), из которых первый оказывается самым быстрым. В нашем испытании лучшим оказался путь по Садовому кольцу (второй — через центр), только финиш обещался в 17:51. Прибыл первым и всего на две минуты позже прогноза, только до торгового центра на довел, остановив на набережной.

Конончук подключил смартфон к аудиосистеме и поэтому сразу вырубил звук у навигатора, однако это не помогло — гид молчал, но приглушал музыку при маневрах. Соображает быстро, но с пробками часто ошибается — «краснит» там, где народ едет около 60 км/ч. К счастью, наоборот не было ни разу. Детализация в метрах очень подробная и совпадает буквально до шага.

Navitel

Шмелев до последнего не скачивал «Навител», так как для «Айфона» он предлагает всего три бесплатных тестовых дня (для Android — шесть). Дорвавшись, приложение потребовало доступ к Wi-Fi, чтобы закачать свои обширные карты и затем радовать ими оффлайн, и быстро раскалило телефон.

Navitel предусмотрительно уточняет при закачке карт — «Россия, Земля»? Видимо, этот навигатор пользуется спросом в России из другой Вселенной. Не зря он так часто говорит про соединение со спутниками.

«Навител» нагло меняет на экране смартфона значки СМС, почты и уровня заряда батареи на свои собственные и сразу же начинает безбожно болтать, сообщая при каждом удобном случае о соединении со спутниками. На карте мило отображает погоду в разных районах города с солнышками и тучками. Знает и более полезные вещи — не только корпуса и строения, но даже находящиеся в здании магазины.

Интерфейс Navitel простой, позволяет быстро настроить нужный объем общения — предупреждения о маневре, параметры перепрокладки, значки. Однако масштаб карты мелковат, дома прорисованы без вдохновения, запаздывает по геолокации, зато показывает ограничения скорости и под настроение предупреждает о камерах. Пробки отображает слишком детализировано, рисуя их красным, желтым, зеленым, оранжевым и всеми подходящими оттенками. Был замечен в попытках увести на закрытую тупиковую территорию.

В отличие от того же «Яндекса» при переключении с «Навитела» на другое приложение навигатор затем заново все подгружает, прокладывает, перестраивает, теряя время. В нашем эксперименте он безоговорочно выбрал дорогу через Садовое кольцо, запланировав финиш на 17:53.

Все было бы неплохо, если б в районе Сухаревки Navitel на заставил Лёшу съехать под мост с Олимпийского проспекта, из-за чего «Прогород» с Конончуком ушел вперед. Гид предполагал в этом месте желтое, хотя машины там постаивали, хотя в целом угадывал близко к истине. Зато в пустой переулок навигатор увел вовремя, избежав той самой очереди перед светофором на съезде на Новый Арбат, в которой томился «Яндекс». В пути он периодически перестраивал маршрут, не трудясь сообщать об этом водителю.

Подвело «Навител» и знание местности — до «Афимолла» навигатор не довел, «бросив» Шмелева на набережной и заставив прибыть вторым с 4-минутным опозданием.

Nokia Here

У Сережи оказалась самая печальная и скучная судьба, в том числе и из-за Nokia Here. Поначалу-то Here пускает пыль в глаза — загрузилась в тестовом режиме быстрее всех, предлагала маршруты не только автомобилем, но и общественным транспортом или пешком, впечатляла самой красивой и достоверной прорисовкой зданий в 3D.

Лишнего на карте нет, все изображено крупно, показывает действующее ограничение скорости и прям рядом — текущую скорость, удобно следить. Но с подсказками у Nokia беда: трудно понять, что она сейчас имеет в виду под словами «поверните направо» и «держитесь правее», не уточняет голосом нужный поворот, если два находятся совсем рядом, подвирает с дистанцией, не знает нововведений в организации движения, с дробями и корпусами в адресах не считается. Масштабировать карту пальцами — дело утомительное и муторное, слушается плохо. Три гига оперативки и восьмиядерный процессор не помогли — тормозит приложение страшно.

Но самый большой недостаток Nokia Here — неадекватное отображение пробок

До нашего торгового центра Nokia предложила два маршрута, причем более быстрым посчитала Третье транспортное кольцо, а не Садовое. Причем не сразу удалось разобраться, как просматривать второй маршрут и как его выбирать. Пообещав Сереже, что на месте они будут в 17:54, Nokia предложила ему скачать русский женский голос, который неприлично фонил, и увела на Трешку, где стала безбожно врать о пробках.

Желтое Here рисует там, где едут без пробок, а затем — в стояке на светофоре, красное — где понемногу плетутся, в общем наобум. Причем при загрузке маршрута гид предсказывал 10 минут в пробке, но в самом заторе обнулял показатель.

На карте с тоненькими улочками нет информации о ремонтах и авариях, а также о камерах, хотя в глухой пробке зачем-то на всю машину Nokia заявила, что впереди камера, не уточнив расстояние. При превышении о камерах старается предупреждать, однако тоже не сообщает дистанцию.

В результате Белоусова Nokia Here привела на точку последним, ошибившись в прогнозе на 20 минут!

МАРШРУТ ВТОРОЙ

Обратная дорога, от «Москва-Сити» до работы, оказалась менее разнообразной, но не обошлась без интриг. На этот раз в догонялки играли TomTom, Google, штатная нави BMW M6 и «Яндекс», который после плохих результатов решили еще раз проверить на вшивость. Хотя все навигаторы выбрали дорогу через Третье транспортное кольцо, выводили они на него и сводили по-разному, а из-за адекватности подсказок участники прибыли на место с интервалами.

TomTom

TomTom периодически составляет глобальные рейтинги самых загруженных городов в мире, и Москва регулярно ошивается в начале позорного списка. Так что помимо местечкового масштаба наша операция оказалась важной и глобальной: мы выяснили, насколько можно доверять рейтингу TomTom.

TomTom показывает только само наличие пробки — красным цветом, из-за чего карта как будто покрыта сыпью от аллергии на клубнику.

Доверять можно — навигатор действительно показывает пробки там, где они есть, ни разу не ошибившись. Однако у него нет градаций — только красный цвет затора, хотя не помешало бы знать и вялое движение, которое обычно окрашивают желтым. Он предупреждает о пробках голосом — даже чаще, чем хотелось бы, причем коряво называет улицу и длительность затора — звучит это так: затор на Нижняя МаслОвка — три — задержка в минутах. А еще у TomTom есть жизнеутверждающая привычка сообщать, сколько метров осталось до конца пробки, что внушает хоть какой-то оптимизм.

На ТТК TomTom вывел зигзагами по совершенно пустым улицам — видимо, за счет этого и прибыл первым, ведь по кольцу все ехали одинаково. Около редакции ловко увел в Лефортовский туннель самой быстрой дорогой до офиса. Маневры предсказывает адекватно и понятно, не считая как раз съезда в туннеле — серьезно ошибся с дистанцией. Фактическое время прибытия прямо к порогу здания — 18:46, на три минуты раньше прогноза. Остальных пришлось ждать 10-15 минут! Это серьезный отрыв.

Увы, во всем остальном TomTom плох! Сильно греет и высаживает телефон, не показывает ремонты и аварии, не знает о камерах и скоростных лимитах, стрелка периодически «сваливается» с дороги и начинает истерично моргать где-то за пределами улицы, озвучка картавит, менять масштаб пальцами практически невозможно.

TomTom — платное приложение, однако считает не дни использования, а километры, позволяя их иногда прибавлять. Это лучше, так как «срок идет», только когда действительно пользуешься сервисом.

Google

«Гугл» максимально прост и немногословен. Он предлагает, помимо автомобиля, добраться до места общественным транспортом или пешком. По умолчанию функций на карте минимум, не показывает даже ремонты, нет рисунков, все четко и аккуратно.

От «Афимолла» Google проложил два маршрута, оба с выездом на Трешку, показал и фото конечной точки. С метрами до поворота гид не всегда точен, из-за чего можно ошибиться с маневром, особенно если повороты находятся рядом. Не считает нужным предупреждать, где на развилках стоит держаться левее или правее, просто «12 километров прямо по ТТК». Однако предупреждает о необходимости занять поворотную полосу. С пробками не всегда точен, практически всю дорогу показывал желтое там, где была свободная дорога или пробка.

На подъезде к редакции Google, в отличие от хитрого TomTom, повел более очевидным, но менее быстрым путем — не в туннель, а поверху, через светофор, и во дворик не зарулил. По дороге несколько раз менял время прибытия, но в результате ошибся на четыре минуты, доехав в 18:55 вместо 18:51.

Штатная навигация BMW M6

Штатная навигация BMW M6 великолепна. У мобильных приложений она выигрывает прежде всего за счет масштабов. Во-первых, огромный центральный дисплей, на котором можно смотреть обзорную карту (но не ехать по ней), а можно разделить на две экрана с разным масштабированием. Все прорисовано детально, крупно и красиво. Во-вторых, проекционный дисплей на лобовом стекле (кстати, для смартфонов есть подобные приложения), который показывает текущую скорость и ограничение скорости на участке прямо перед глазами. Там же отображается маневр с развязками, полосами и дорожными щитами фотографической достоверности. 3D-изображения зданий из-за крупных размеров могут соревноваться с реальными.

Адрес можно вводить тремя способами: выбирать по букве с помощью шайбы, рисовать знаки на сенсорном дисплее на шайбе или голосовым вводом. Все работают прекрасно, разве что сенсор не воспринимает ноль, например, в названии улицы 1905 года. Только вот стоит эта опция для BMW M6 почти двести тысяч рублей — как все наши тестовые приложения для 40 смартфонов.

Если с красотой и функциональностью у навигации BMW все прекрасно, то о трафике подвирает.

Но если с красотой все прекрасно, то с трафиком сложнее — подвирает. BMW без стеснения показывала желтое там, где сама стояла со скоростью 0 км/ч. Как и большинство других штатных навигаций, BMW использует данные RDS, так что эти результаты справедливы для всех подобных систем.

В результате BMW ошиблась на 10 минут и прибыла на финиш почти вровень с Google. Да и решения порой принимала странные — уже рядом с офисом зачем-то повела кружным путем, через переулок, а конец маршрута объявила еще до заданного места — мол, двор ищи сам.

«Яндекс»

«Яндекс.Навигатор» вкупе с «Яндекс.Пробками» все же нас разочаровали. Если в первый раз это приложение оказалось на предпоследнем месте, то по второму маршруту и вовсе последним, несмотря на Конончука за рулем. Заодно по дороге лишний раз сравнили показания «Прогорода» и «Яндекса», и реалистичней снова оказался первый.

Сначала из-за недостаточно понятной подсказки и указания расстояния до маневра Миша проскочил поворот и сдавал задом, потеряв время. На ТТК он оказался практически одновременно с BMW. Но на финише «Яндекс» и вовсе учудил: во-первых, вместо пустого туннеля направил на светофор, во-вторых, вместо прямой дороги без машин отправил в объезд. К обещанным «Яндексом» 30 минутам пришлось накинуть еще шесть.

А ВОТ И ВЫВОДЫ

В сравнительном заезде однозначно лучшим пробочным экспертом показал себя TomTom, не зря делает рейтинги. Правда, во всем остальном навигатор неудобный. Понравился нам и «Прогород», что трафиком, что другими радостями, жаль дороговат — 1 390 рублей. Хорош и немногословный Google, хотя кроме навигации и пробок взять с него нечего. Navitel неплохо ориентируется в пробках, однако в точных адресах путается. Штатная навигация BMW настолько красива, что ей можно простить даже непонятные капризы, но цену простить невозможно.

Хуже всех в зачете выступила Nokia Here — однозначный аутсайдер. И зачем только Audi, Mercedes-Benz и та же BMW недавно выбрали его как поставщика навигационных систем?

Также неожиданно плох оказался «Яндекс». Впрочем, в защиту «Яндекса» можно сказать, что за пределами МКАД он отображает дорожную ситуацию лучше всех остальных, показывая ремонты, аварии и заторы там, где они действительно есть, в то время как большинство зачастую не могут адекватно понять, едут они по полосе или в кювете, зависают и не видят пробок. Также в Москве «Яндекс» быстрее всех отображает изменения схемы организации движения из-за ремонтов.

Источник