Журнал
Volkswagen
Check engine

Какие последствия грозят автопрому из-за дизельных махинаций Volkswagen

Volkswagen

Концерн Volkswagen AG наступил в одну из тех самых темных кучек, что обильно появляются на газонах после первой оттепели: американское Управление по охране окружающей среды (EPA) и Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB) уличили немецкого автопроизводителя в подделке результатов замеров уровня вредных выбросов автомобилей с 2,0-литровыми дизельными двигателями TDI. Концерну грозят миллиардные штрафы в иностранной, отметим, валюте, не менее затратные финансовые влияния для устранения проблем, потеря деловой репутации, а его акции уже рухнули на 20%. Иными словами, оттирать следы катастрофы с ботинок «Фольксваген» будет еще долгие годы, а вместе с ним и весь мировой автопром.

Виновником скандала и корнем всех зол оказалась хитрая программа управления двигателем. При помощи датчиков ускорения, ABS, навигации и прочих она способна отличить поведение машины на обычной дороге или на беговых барабанах тестовой установки. Пример прост: если вращаются только два колеса из четырех, то, разумеется, электроника понимает это, или навигатор видит, что колеса бегут, а машина нет. Также программа знает, когда к ней подключают тестовые приборы. Во время испытаний софт менял алгоритм работы мотора, занижая показатели по выбросам, а после вновь переводил агрегат в нормальный режим эксплуатации. Путем таких махинаций уровень загрязнения во время тестов мог быть в 10 и даже 40 раз ниже, чем при обычном пользовании.

А порча экологии для рядового американца — табу, которое может нарушить только сам американец.

Отчет EPA появился 18 сентября 2015 года, но тому предшествовала долгая работа, начатая еще в мае 2014 года. Тогда Центр альтернативных видов топлива университета Западной Вирджинии обнаружил превышение заявленного уровня вредных выбросов в двух моделях многострадальной немецкой марки — Jetta и Passat, при этом BMW X5, который проходил испытания бок о бок с VW, тесты сдал. Отчет был направлен в Калифорнийский совет воздушных ресурсов и Управление по охране окружающей среды. Volkswagen тогда отнекивался и утверждал, что результаты тестов могли получиться неточными из-за условий испытаний, но уже в декабре 2014 года компания все же объявила об отзыве полумиллиона машин. Причиной кампании — видимо, чтобы задобрить обвинителей — было признано завышение вредных выбросов. В течение полугода CARB и EPA тестировали немецкие автомобили и постоянно сталкивались с вышеуказанной проблемой. Дело кончилось тем, что регуляторы отказались сертифицировать дизельные машины 2016 модельного года до тех пор, пока VW не объяснит причины превышения экологических норм. Концерн сдался 3 сентября, признавшись в установке хитрого программного обеспечения.

По данным регуляторов, мотор 2.0 TDI устанавливался на модели Audi A3, Volkswagen Beetle, Golf и Jetta выпуска 2008-2014 годов, а также Passat 2013-2014 годов. Но это только в США, а мы с вами знаем, что европейская линейка концерна с 2,0-литровым турбодизелем насчитывает десятки моделей, среди которых есть еще Skoda и SEAT.

Volkswagen

Вариантов выкрутиться у Volkswagen не было, поэтому компании пришлось признать «эпик фейл», а главе американского подразделения напрямую заявить: «Мы облажались». Правда, немцы все же попытались смягчить удар и сообщили, что хитрая программа была установлена только на моторы 2.0 TDI серии EA 189, которые удовлетворяли стандарту «Евро-5» и нежно были названы маркетологами Clean Diesel («чистый дизель»). Справедливость этих слов мы скоро проверим, ведь в EPA уже начали обследовать машины с 3,0-литровым мотором V6 TDI, который не менее популярен у старших моделей и кроссоверов марок Audi, Porsche и Volkswagen.

В итоге Volkswagen официально объявил об отзыве 11 миллионов автомобилей по всему миру, на который пока выделил около 6,5 миллиардов евро. Но это не все: немецкому концерну грозит штраф в 18 миллиардов долларов США от регуляторов, а там, глядишь, и потеря перспективы получить звание самого крупного автопроизводителя в мире. Сейчас этот титул принадлежит Toyota, но и эту фирму в разгар кризиса 2008-2009 годов упорно гнобили за «залипающие» напольные коврики, из-за которых немало народу не могло остановить рвущегося вперед «японца».

Для своей защиты VW нанял ту же юридическую фирму Kirkland & Ellis LLP, что защищала British Petroleum после разлива нефти в Мексиканском заливе.

Впрочем, 18 миллиардов штрафа — пока лишь громкие слова журналистов. Эта сумма была рассчитана исходя из соответствующего закона США, который предполагает наложение максимального штрафа в размере 37 500 долларов за каждый из проданных автомобилей. Всего таковых расползлось по США с 2008 года около полумиллиона.

Из-за дизельного скандала свой пост покинул глава Volkswagen AG Мартин Винтеркорн. Его контракт истекал 25 сентября 2015 года и должен был быть либо продлен, либо аннулирован. Винтеркорн за годы своего правления концерном нажил немало седых волос, успешно наращивая объемы продаж, однако по стечению обстоятельств еще в прошлом году появились слухи о конфликте топ-менеджера с главными акционерами в лице семей Порше и Пихов. Дизельная история стала последней для Винтеркорна на посту директора VW, он взял на себя ответственность за махинации, но конкретно своей вины не признал.

Volkswagen

Когда-то американский журнал «Популярная механика» писал, что турбодизели не только на 20-40% эффективнее бензиновых моторов, но еще и более экологичны! Теперь же сенаторы Билл Нельсон и Марк Роузкаинд, которые по совместительству служат главами Национального управления по безопасности движения автотранспорта США, поддали жару, признав несостоятельность современной системы контроля за деятельностью автопроизводителей. В своем выступлении американские чиновники упомянули еще один недавний скандал с подушками безопасности фирмы Takata, который повлек многомиллионные отзывные кампании. Только в США на сервис были отправлены 34 миллиона автомобилей и еще десятки миллионов по всему миру. А вот о недавнем скандале с замками зажигания концерна General Motors, из-за которого погибли 13 человек и были отозваны миллионы машин, сказать забыли.

Как это обычно бывает, эпицентр скандала оказался в США, но его отголоски быстро вышли за пределы Штатов. К расследованию уже подключились еще несколько стран, включая Италию, Швейцарию, Южную Корею и, собственно, саму Германию. В Европе уже заговорили о масштабных проверках других автопроизводителей. Как пишет издание Automotive News со ссылкой на Европейскую федерацию по транспорту и окружающей среде, схожее программное обеспечение могло быть установлено в автомобилях BMW, Mercedes-Benz и Opel. Этими же марками заинтересовались и в EPA. Одна из партий Европарламента предложила создать полностью независимый орган, который будет сертифицировать машины для всех 28 стран, входящих в Евросоюз.

Volkswagen

Выходит, что затягивание гаек в виде введения все более жестких экологических стандартов серии Евро оказалось лишь борьбой зла со злом. Пока остается неясным, как в итоге выкрутятся автопроизводители с дизелями, которые вместо обещанных 99 граммов углекислого газа на километр вдруг стали выбрасывать в атмосферу 3 960 граммов. В такой ситуации либо придется пересматривать все нормы, либо «душить» моторы так, что от их мощности ничего не останется. По данным источников немецкой газеты Spiegel, европейские регуляторы и раньше сталкивались с подобными махинациями в том числе и с бензиновыми моторами, однако широкую огласку эти случаи не получали, а концерны отделывались штрафами. Если так пойдет дальше, то следующий скандал будет связан со средним расходом топлива, который, как мы все прекрасно знаем, не имеет ничего общего с реальностью, но вполне может контролироваться электроникой во время сертификационных испытаний по древним методикам.

 

#Volkswagen
Сергей Белоусов