Статьи

Всадник с головой

single

А ведь любой курс контраварийной или спортивной подготовки начинается именно с того, что инструктор рассказывает и показывает, как именно нужно располагать свое бренное тело за рулем! Опытным водителям на заметку: с советских времен правила эти существенно поменялись — к примеру, ладони на ободе теперь должны лежать в положении «без пятнадцати три», а не «без десяти два». Почему? Потому что появились усилители руля, и нынче за «баранку» надо держаться не крепче, а правильнее. Спина — максимально перпендикулярно к земле. Ноги — так, чтобы при выжимании педалей до упора они были слегка согнуты. Руки образуют прямой или почти прямой угол в локтях. Что это — очередное занудство учителей-воспитателей или золотое правило для каждого, кто реально хочет научиться водить, а не кататься? Вот и проверим.

ничто так не обнажает истину, как гоночная трасса, мощный автомобиль и беспристрастный секундомерОпределиться с методикой оказалось довольно просто. Можно было, конечно, понаставить конусов на площадке и объезжать их на скорость. Можно было и выехать в город охотиться на незадачливых водителей и пешеходов — ведь именно от слишком интимных встреч с ними, по идее, учат беречься в школах продвинутых драйверов. Но мы рассудили, что ничто так не обнажает истину, как гоночная трасса, мощный автомобиль и беспристрастный секундомер: здесь нет скидок на «отвлекся», «зазевался» и «перепутал», а есть только контроль над техникой и своими собственными культяпками в количестве четырех штук — двух верхних и двух нижних.

Итак, состав испытуемых и испытующих. Трек — Moscow Raceway в конфигурации Supersprint. Это дальняя часть трассы — самая коварная и извилистая, со «слепыми» перегибами и прочими радостями жизни. Автомобиль — кабриолет BMW M4. С одной стороны, достаточно быстрый и чуткий, а с другой — достаточно открытый, чтобы присобачить к нему камеру и заснять максимум нюансов. Пилот — ваш покорный слуга Конончук как самый безбашенный и ничего не теряющий в случае «крэша» член редакции.

Так как и автомобиль, и трассу я хорошо знаю, риск разброса времен от недостаточного «вката» минимален. Ну и, собственно, четыре самых популярных позы. Первая — правильная, та самая, которой «учат в школе, учат в школе, учат в школе». Вторая — «я крутой чувак, развалился в кресле и качусь на расслабоне». Третья — «коршун, нависший над рулем». Четвертая — «однорукий бандит». Затягивать дальше нет никакого смысла, поэтому вот вам наглядное сравнение. Четыре вида посадки, четыре окна, четыре результата. Смотрите видео, а после него я объясню, что, как и почему.

Посмотрели? Давайте разбирать. Итак, с нормальной посадкой все — вы не поверите! — нормально. Движения рулем даются легко и естественно, и поэтому мне удается достаточно точно попадать на апексы поворотов. Нет проблем и с корректировкой — оговорюсь, во всех попытках я умышленно агрессивно давил на газ на выходе из виражей, чтобы спровоцировать машину на скольжение, а себя, соответственно, на его компенсацию. Как видно в ролике, лишних движений совершается минимум, а амплитуда их невелика.

Если же откинуться назад и принять непринужденную позу, то на первый взгляд ничего особо не поменяется.

Но это только на первый взгляд. Во-первых, чисто геометрически руки становятся «длиннее», а значит, их движения доходят до руля чуть медленнее. Отсюда — падающая точность: посмотрите, машина проходит чуть дальше от поребриков, чем в первом случае. Но главное — при существенных углах поворота руля вытянутая рука уже не может крепко сжимать обод. Хват кисти ослабевает гораздо раньше, чем при правильной посадке, и это означает либо ранний (и лишний, и неудобный) перехват руля, либо, что еще противнее, риск потерять контроль в случае попадания под колеса какой-нибудь ямы. В нашем случае, на гладком гоночном асфальте, такого не произошло, поэтому отставание от эталонного времени составило условно-приемлемые полсекунды. Но реальная дорожная обстановка такого расслабона может и не простить.

Еще хуже дело обстоит, если сидеть в целом правильно, но держать руль одной рукой.

Все мы ведь, чего греха таить, так и делаем, когда едем на дальняк. Но посмотрите на амплитуду движений: она, согласно всем законам физики, увеличивается вдвое. О точности рулежки можно забыть — вместо уверенных коротких импульсов получаются размашистые полукольца, что неминуемо ведет к потере времени. Если вы участвуете в гонках, вас просто объедут, унизят и оставят в хвосте: разница на вот этом вот коротеньком круге составляет аж секунду. А если на ночной дороге в свете фар появится олень? Рогатое животное или беспечный пешеход — не столь важно. Во-первых, фактически вы начнете отруливать от него позже. Во-вторых, обязательно перерулите или недорулите. В-третьих, поздно и медленно начнете исправлять собственную ошибку. И даже если в процессе успеете все-таки выбросить из второй руки то, что вы в ней держали, и положить ее на руль, драгоценные доли секунды будут упущены. Те самые доли, которые могут решить вопрос жизни или смерти.

Ну а чем опасна слишком близкая посадка, без всяких комментариев понятно из видео.

Тут беда не столько в излишне резких движениях, которые получаются сами собой, а в микроскопическом рабочем диапазоне. По ходу всего круга мне элементарно не хватает пространства, чтобы повернуть руль на нужный угол: локти тупо и безыдейно упираются в бока, и надо либо отпускать нижнюю руку, либо гасить скорость, чтобы вписаться в поворот. Но самое опасное происходит под конец: как и раньше, на выходе из финального поворота я перебарщиваю с тягой, задняя ось уходит в сторону, но занос мне корректировать просто-напросто некуда! Итог — вылет. Хорошо, что в зону безопасности, а не в отбойник или чей-то встречный бампер.

Разумеется, этот небольшой эксперимент не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим и всеобъемлющим. Естественно, в реальных условиях в дело может вмешаться (и вмешается) сотня непредсказуемых факторов. Но правильная посадка — одна из тех составляющих контроля над происходящим, которые находятся в нашей власти. Не говоря уже о том, что только такое положение гарантирует вам минимум травм при столкновении, не дай Бог ему произойти. Спросите у экспертов EuroNCAP, почему их манекены на краш-тестах сидят именно этим образом. И вообще, покатайтесь так хотя бы пару дней — и с изумлением обнаружите, что чувствуете себя уверенно и удобно. И будете смотреть на окружающих водителей, раскорячившихся как попало, как на детей, студеным январским утром решивших лизнуть качели. Только вот одним отмороженным языком такая их глупость может и не закончиться.

Благодарим руководство и сотрудников автодрома Moscow Raceway за помощь в организации эксперимента.

Источник