Журнал
Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов
Грузовики-передовики

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

В Советском Союзе секса не было. А еще там не было рок-н-ролла, американских джинсов и пикапов. Да-да, охотно верим. То есть не верим, конечно. Ну, хотя бы про пикапы знаем наверняка. Сомневаетесь? Вот вам короткий ликбез на тему советского и российского пикапостроения.

Легковушка с грузовой платформой — штука чертовски полезная в колхозной среде: и бабу в клуб выгулять, и картошку на рынок отвезти. Тем не менее, доступная каждому простому американцу утилитарная классика в наших краях всегда относилась к категории «закрой рот и не мечтай». Да что там говорить — сама по себе машина уже была несбыточной мечтой простых советских работяг, в то время как тамошние подростки с 16 лет подкатывали к школе на собственных «ведрах».

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

Однако же легковые пикапы у нас строили, строят и будут строить. Вот, к примеру, первый послевоенный пикап «мэйд ин СССР» — «Москвич 420Б». Смешно сказать, конечно: за все время выпуска тираж этих трудяг составил всего порядка тысячи штук. Зато это был серийный вариант, а не какая-то там колхозная переделка. Более того, модель встала на конвейер после нескольких опытных экземпляров, так что все по фэншую.

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

эта страхолюдина, несмотря на внешность, пришлась по вкусу не только в Стране Советов, но и за ее пределамиСледующий серийник появился спустя не один десяток лет. Именно он стал главным и единственным советским легковым утилитарником 1970-х — ИЖ 2715. Этот «пирожковоз» с надстройкой типа «фургон» особенно часто использовали для перевозки кондитерки, за что, собственно, он и получил свое прозвище. Более того, эта страхолюдина, несмотря на внешность, пришлась по вкусу не только в Стране Советов, но и за ее пределами. «Ежей» мы поставляли в Финляндию и даже в Латинскую Америку. Там наш пикап продавался с удлиненной платформой (как на фото), грузоподъемность, правда, оставалась прежней — 500 кг.

Конечно, пара серийных пикапов на все Советы — маловато. Именно по этой причине многие авторемонтные предприятия СССР ваяли свои переделки из списанных автомобилей. Тут уж кто во что горазд. К примеру, слесари московского предприятия подходили к процессу бездуховно: отрезали от 21-й «Волги» автогеном крышу, грубо заваривали задние двери, красили кисточкой — вуаля! — вот вам и пикап. Ну а что, вам шашечки или ехать?! Кстати, красили специально только в коричневый цвет, чтобы проступающая ржавчина не бросалась в глаза — машины-то списанные!

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

То ли дело Рижский авторемонтный завод. И вроде латыши брали все ту же отслужившую свое «Волгу», но более творческий подход налицо. На предприятии аккуратно отрезали полностью заднюю часть, а вместо нее устанавливали заранее подготовленный кузов с выштамповками! Точно так же, кстати, они позже тюнинговали и 24-ю серию ГАЗа.

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

Неизвестно, что именно раскурили в руководстве Запорожского автозавода после перестройки, но то, что вышло потом в серию, сложно назвать результатом работы трезвых людей. Украинцы смекнули: расцвет кооперативов грозит повальным спросом на легкий коммерческий транспорт. Стало быть, самое время составить конкуренцию всенародно любимому «пирожку». Базы нет? Да плевать, вон, 968-й ЗАЗ берем и делаем из него пикап. Как невозможно? А мы все равно сделаем. И ведь действительно сделали!

Конечно, грузовые способности этого украинского чуда были чуть больше чем никакие, ибо ровно половину грузовой платформы занимал движок, который у 968-го располагается сзади. Более того, пол в кузове зачем-то решили сделать из фанеры, за что отдельное спасибо разработчикам. Как несложно догадаться, он постоянно гнил. Тем не менее, нашлись не менее упоротые руководители предприятий, овощебаз и даже частные лица, которые в общей сложности купили две с половиной тысячи этих нелепых пикапов. Воистину — слабоумие и отвага!

Как во времена СССР решали вопрос отсутствия пикапов

Несмотря на широкий модельный ряд и огромные возможности АвтоВАЗа, первый правильный пикап с полным приводом и всеми полагающимися пирогами появился только в 1995 году. Зато тольяттинцы отожгли по полной! За основу взяли удлиненную версию «Нивы» 2129, усилили кузов, а также задний мост. Всего у ВАЗа получилось сразу несколько вариаций на тему пикапа: кабина была двухместной и пятиместной, а сам кузов мог оснащаться КУНГом или банальным тентом. К слову, немцы из «Дойче Лада» переделывали короткобазные «Нивы» в пикапы, правда, совсем уж мелкими сериями...

Сегодня те, у кого денег больше, покупают импортные Toyota HiLux, Ford Ranger и прочие VW Amarok нормальных размеров. Народ прижимистее выбирает пикапы UAZ Patriot. Коммерческие структуры раскупают дешевые и утилитарные переделки от «Бронто». Именно по причине низкого спроса так и застрял на стадии прототипа гражданский пикап на базе Chevrolet Niva. Весьма симпатичный, но скромных размеров и с двухместной кабиной. Стало быть, не жилец, печаль? Отнюдь! Сегодня в этом узком сегменте рынка хорошая конкуренция, есть устойчивый спрос и предложение. На рынке остаются только те модели, что действительно интересны с точки зрения потребителя.

Никита Василенок