Журнал
Mitsubishi
Далеко ли до трактора?

Учимся побеждать бездорожье за рулем разнокалиберных полноприводников

Mitsubishi

Каждая кухарка знает: полный привод лучше неполного, как борщ собственного приготовления лучше доширака. Но вот засада — далеко не все рыбаки-охотники умеют этим самым полным приводом пользоваться столь же умело, как своими снастями. И если вас подташнивает от мудреных статей, однако ж вы раз и навсегда намерены ликвидировать собственную безграмотность в дисциплине «четыре-на-четыре», милости просим к нам на огонек. А в качестве лабораторного материала выступит полноприводная линейка Mitsubishi.

Давайте с азов.

Полный привод — это когда крутящий момент передается на переднюю и заднюю оси автомобиля одновременно. Да-да, вы это знаете, мы уверены, а я Капитан Очевидность. Но мало тупо крутить кардан — чтобы эти оси работали так же слажено, как ваши руки и ноги, между ними есть дифференциал. Что за зверь такой?

Представьте мамашу с ребенком, которые бегут на автобус. Она делает один шаг, дите — двадцать один и все равно отстает. У них разные скорости движения. Но если бы чадо ехало на самокате, то их скорости были бы плюс-минус одинаковыми. Так вот, будучи не заблокированным, дифференциал любого типа — что тот самокат: выравнивает скорости вращения колес передней и задней оси, что очень важно, например, в повороте для сохранения управляемости. Иначе мамаша успеет забежать в автобус, а «чадо» будет куковать на остановке.

Mitsubishi

Если грубо, то все многообразие диффов можно разделить на две группы: честные «железные» и условные «паркетные», и, как ни странно, у каждой есть свои плюсы. Разница меж ними такая же, как между простой советской мясорубкой и современным блендером. Первая «прожует» что угодно и не подавится, лишь бы крутящего момента вашей руки хватило. Второй — штука куда более тонкая, проще в использовании, но и ограничений — выше крыши.

У паркетников роль межосевого дифференциала выполняет электромагнитная муфта, которая в режиме «авто» сама знает, что и когда ей включатьУ паркетников, вроде Mitsubishi ASX и старшего Outlander, роль межосевого дифференциала выполняет блендер, то есть электромагнитная муфта, которая в режиме «авто» сама знает, что и когда ей включать. На сухом и плотном покрытии ваш паркетник едет на переднем приводе, и это хорошо — экономия топлива, забота о ресурсе, все дела. Стоит дорожным условиям ухудшиться, как электроника моментально включит в процесс заднюю ось — моргнуть не успеете! Причем распределение крутящего момента между осями она тоже подбирает в зависимости от условий. Так же круто, как режим «авто» на цифровом фотоаппарате: нажал — и шедевр! Но есть нюанс. Будучи от природы чертовски нежным устройством, электромагнитная муфта терпеть не может длительные нагрузки, и одно дело, если вам просто надо выбраться из сугроба у дома, другое — длительные нагрузки в лесных чащобах. В таких условиях муфта здорово нагревается, так что ей периодически нужен перекур. А поскольку она сама все решает за вас, то и перекур этот может наступить в самый неподходящий момент, превратив ваш полный привод обратно в передний.

С «железными» дифференциалами все проще. Взять старшую технику Mitsubishi с легендарной Super Select, вроде Pajero: роль диффа тут выполняет вискомуфта — надежность ее гораздо выше, она не греется и за вас практически ничего не решает. Когда селектор выбора режимов раздатки находится в положении 2H, то вся тяга передается только на заднюю ось, дифф отдыхает. Идеально для сухого асфальта: надобности в полном приводе нет, расход меньше, да и нагрузки на трансмиссию среднестатистические. Хотите большей уверенности? Подключаем передок. Муфта распределяет тягу между осями, причем отношение это фиксированное (для Super Select II — 33/67). До поры дифф свободен и уравнивает скорости передней и задней оси — помните спешащую мамашу с ребенком? Но стоит одной из осей серьезно буксануть, как вискомуфта механически заблокируется до той поры, пока у всех колес вновь не появится зацеп.

Mitsubishi

Межосевой дифференциал вы можете и сами заблокировать, но помните, что в таком режиме путь на асфальт вам заказан! Только жижа, снег и лед, короче — все неустойчивые покрытия, на которых можно не переживать о разности скоростей передней и задней оси. А то и автобус уедет, и ребенок потеряется... Кстати, блокировать межосевой дифференциал можно и на некоторых паркетниках, например, у нового Outlander и младшего ASX такая возможность имеется. Жаль, далеко не все конкуренты могут похвастать подобным инструментарием, например, Volkswagen Tiguan не доверяет водителю.

Важная ремарка: есть отдельный тип трансмиссий, который не имеет межосевого диффа ни в каком виде. К примеру, на предыдущий Mitsubishi L200 в простых версиях устанавливали коробку Easy Select, в которой полный привод подключается сразу жестко (аналог заблокированного межосевого дифференциала). В принципе, трансмиссии большинства пикапов работают по такой же схеме — дешево и сердито.

Mitsubishi

А теперь представьте ситуацию: вы заблокировали межосевик и спокойно чешете в лес. Но вот буераки да косогоры становятся все злее, и вы в итоге встаете. Что за ерунда, вы же на полном приводе, а двигаться дальше не можете?! Спокуха, Джексон, сейчас все разложим по полочкам. Между передней и задней осью у нас стоит дифференциал, и это мы уже с вами выяснили. Но диффы у нас стоят еще между правыми и левыми колесами обеих осей, а нужны они ровно для того же, для чего и межосевики — уравнивать скорости. Мамочка, автобус — ну, вы помните. Так вот, задний дифф на Pajero, Pajero Sport и утилитарном L200 можно блокировать.

Представьте семейный ужин в приличной семье. Каждый кладет себе в тарелку порцию мясной запеканки так, чтобы остальным тоже хватило. Но вдруг на пороге появляется голодный родственник из Перми, он сразу набрасывается на запеканку и пожирает все до последней крошки. Так происходит, когда межколесный дифференциал не заблокирован: если одно из колес начинает буксовать, то весь крутящий момент уходит на него, а противоположное колесо остается «голодать» и вообще не двигается. Но хорошо у нас есть хозяйка, которая вовремя отвешивает по уху этому родственнику и начинает сама раздавать запеканку равными частями, чтобы всем досталось. Заблокированный межколесный дифференциал распределяет тягу поровну вне зависимости от того, скользит ли колесо или стоит на твердом грунте.

Возвращаемся к нашим буеракам. Почему же мы встали, так и не закопавшись? В какой-то момент артикуляции подвески не хватило для того, чтобы сохранить контакт всех четырех колес с поверхностью и одно из них повисло в воздухе. Вот почему для внедорожника так важны большие ходы подвесок. Более того, колесо на другой оси попало в скользкую жижу, так что и спереди, и сзади появились сжирающие всю тягу родственники. Что мы делаем? Правильно — даем хорошую оплеуху родне, блокируем задний дифф и спокойненько выбираемся из грязевой ванны. Спокойненько — ключевое слово, ибо на Mitsubishi задний дифференциал блокируется на скорости до 12 км/ч, после чего автоматически распускается. На большей скорости в дело вступает электроника, которая его усиленно имитирует, но это уже полумера, которая не всегда помогает.

Mitsubishi

У младших паркетников механической блокировки нет, зато есть все та же электроника. Да, это не кошерно, но лучше, чем ничего. В подобных ситуациях она начнет подтормаживать буксующее колесо, таким образом кратковременно передавая момент на противоположное колесо, что поможет автомобилю выбраться на ровную поверхность.

Трекшн-контроль по мере своих способностей на бездорожье помогает, а вот ESP ой как мешаетКстати, трекшн-контроль по мере своих способностей нам помогает, а вот ESP ой как мешает. На асфальте все понятно, стабилизация не дает заиграться рулевому и в нужный момент «душит» мотор. Но на бездорожье эта штука может все испортить, особенно когда вы решили пройти грязюку ходом. Как только начнется малейший снос, а он начнется обязательно, электроника тут же «придушит» мотор, как ни дави на газ. Есть серьезный риск раскорячиться посреди безобидной лужи. Так что лучше сразу на берегу отключить ESP, если, конечно, есть такая возможность.

С железом и электроникой разобрались? О’кей, тогда самое время приступить к геометрии. Нет, не надо хвататься за линейки и транспортиры. Мы про геометрическую проходимость: клиренс, углы съезда и въезда. Начнем с простого: что вы делаете, когда перед вами колея? Плюхаетесь в нее и едете туда, куда она вас вынесет. Да, бывалые джиперы говорят, что если есть колея, значит по ней кто-то уже проезжал, так что бояться нечего. Но то джиперы — эти парни, как и их тачки, с другой планеты, а если вы за рулем паркетника со среднестатистическим, читай легковым, клиренсом? Взять маленький ASX. Сядете ливером на раз-два-три! Чтобы не пришлось чапать до ближайшего трезвого тракториста, по возможности езжайте в полколеи, в идеале — сверху, пропуская одну из ее «тропинок» между колес. Владельцам Pajero и Ко в этом смысле проще — у такого транспорта банально больше дорожный просвет.

Mitsubishi

Выбираться из колеи — отдельный вид спорта. Для начала попробуйте, медленно продвигая автомобиль, активно крутить рулем. Возможно, в какой-то момент передние колеса зацепятся за грунт стенок колеи и смогут выкарабкаться наверх. Если этого не происходит — не педалируйте! Это только глубже посадит ваш автомобиль. Осмотритесь, в идеале попытаться поддомкратить передние колеса штатным шанцевым инструментом и накидать под них чего-нибудь. В ход может пойти все: от елок-палок до салонных ковриков. Главное, чтобы колесам было за что зацепиться.

Накаченные покрышки не сминаются, скользят по поверхности забитым грязью протектором, то и дело норовят оставить тебя в этой жиже навсегдаЕсли вдруг вам нужно пересечь колею, то ни в коем случае не делайте это под прямым углом. Вообще не рекомендуется проходить крупные канавы, ухабы и те же колеи строго перпендикулярно. Как минимум существует угроза заблокировать сразу два колеса. Плюс если изменить угол атаки, то увеличивается и угол въезда, Скажем, в горку, что тоже нам на руку.

Есть еще один фокус, но с ним нужно быть осторожным — стравливание давления в шинах. Разумеется, делать это надо только в том случае, если в вашем багажнике болтается насос! Что дает понижение давления воздуха в покрышках? Они становятся мягче. Представьте, что вы приходите в паспортный стол за справкой, а местная секретарша, как надутая до 2,5 атмосфер покрышка, с порога отрезает: «Обед!» Вы начинаете упрашивать, жалостливо вглядываться в глаза, говорить, что вас голодные детки ждут, а она стоит скалой: «Приходите после трех!» Точно так же себя ведут накаченные покрышки: не сминаются, скользят по поверхности забитым грязью протектором, то и дело норовят оставить тебя в этой жиже навсегда.

Mitsubishi

Вот бы прийти в паспортный стол, да хоть в обед, а там лояльная девушка выслушает, со справкой поможет несмотря на обед, чаем напоет, еще и деток конфетами угостит... Спустив давление в покрышках до одной атмосферы, мы делаем их куда более податливыми и мягкими на сложных покрытиях, вроде песка или глинистой жижи. Они прогибаются под неровности грунта, в той же колее таким покрышкам куда проще зацепиться за стенки, чтобы выбраться из плена. Вдобавок у мягкой шины больше пятно контакта, и она растягивается, благодаря чему ее протектор постоянно очищается от налипшей грязи.

Здорово? А то ж! Причем прием «спущенные колеса» можно применять на любом автомобиле вне зависимости от его привода и клиренса, разве что низкопрофильные шины, как ни сдувай, сильно мягче не станут. Но вы же не попретесь на каком-нибудь хот-хетче в лес по грибы?! И не расслабляйтесь, у такого приема есть главный недостаток — риск разбортировать колесо. Во-первых, не спускайте давление ниже одной атмосферы: да, колесо становится все мягче и мягче, но вместе с тем воздуху внутри покрышки все сложнее удерживать ее на диске. Во-вторых, не спешите. На бездорожье вообще спешить не стоит, если только вам не надо оторваться от разъяренного медведя. Если спущенное колесо вдруг налетит на бревно или камень — зуб даю, оно разбортируется. Ну и в-третьих, повторюсь, проверьте насос в багажнике.

Mitsubishi

Но чтобы я вам ни советовал, а самое главное правило на бездорожье как в уличной драке: не полезли — значит, победили. Помните, за рулем вы маленького ASX или сурового Pajero — есть миллиард факторов, способных заставить вас в лучшем случае идти пешком, в худшем — записываться к дилеру на серьезный ремонт. Не забывайте, что в глухих чащобах как в казино — стоит вам превратить это все в игру, как бездорожье победит. И напоследок — купите маленькую складную лопату, благо они везде продаются. В багажнике много места она не займет, а пригодится — к гадалке не ходи.

#Mitsubishi
Никита Василенок