Статьи

Факт-парад. Часть 3

single

Когда пешеходы изобрели автомобиль, пришлось придумывать еще кучу других вещей — от первых поворотников и первых внедорожников до первых автошкол. А некоторые события происходили сами собой — пробки, секс в машине, рекорды... В очередном нашем выпуске про автомобильную историю немало интересных фактов.

Первые электрические поворотники

Когда машин на дороге стало больше, чем две (и появлялись они на глаза чаще, чем раз в сутки), возникла необходимость как-то информировать «поток» о дальнейших действиях — намерении остановиться или повернуть. Долгие пляски с фонариками, стрелочками и собственно руками водителя привели к единственно правильному решению — появлению специальных сигналов поворота. Первыми подобными стали механические устройства у заднего бампера, разработанные Флоренс Лоуренс — американской актрисой театра и кино и по совместительству дочерью изобретательницы автоматических автомобильных «дворников».

Однако упростить поворотники и приблизить их к современным реалиям удалось в 1939 году с выходом Flash-Way Direct Signal: электрические лампочки на Buick мигали прямо как современные. Более того, помимо собственно моргания, указатели того времени еще и прилично шумели, призывая водителя отключать их после завершения маневра.

Первый внедорожник

Willys? А вот и нет. Какими бы усилиями ребята из Jeep ни старались сложить красивую легенду про самый первый из 4×4 (мол, факт, и точка), история ставит их как максимум вторыми-третьими. Да, Willys Quad бесспорно продвинул тему легковых полноприводников, но вот старт направлению дал американский Bantam BRC-40, командирский внедорожник, который понравился армии, но, к сожалению, недолго продержался в производстве. Впрочем, если вспоминать совсем уж ранние эксперименты с четырьмя ведущими (военные годы не берем по серии причин), то на ум приходит проект рокфордовской паровой машины Cottamobile 1901 года.

Первые гидравлические тормоза

Утверждение, что все самое революционное в автомобильном мире изобрели в Mercedes, уже сто лет как бито железобетонными фактами со всего света. Американцы, например, любят похвастать десятком-другим изобретений. Например, гидравликой в приводе тормозов. Знакомьтесь, это — Duesenberg Model A, первым получивший такую систему на четырех колесах. Случилось это в 1921 году, гидравлика была подана как система, способная повысить безопасность на дорогах. Само-то собой, при слабости тогдашних механизмов и снаряженной массе автомобилей.

Первая пробка

Тут скорее уместно говорить о первых очевидных проблемах с дорожным движением, нежели о конкретной «стоямбе». Как бы там ни было, в 90-х годах 19 века одной из ключевых дорожных проблем был... навоз. Тысячи кэбов с лошадками ежедневно оставляли после себя кучи совершенно лишних на дорогах килограммов, и даже оперативные чистильщики не справлялись с уборкой. Мухи, болезни — такие дела. Решение проблемы долго не находилось, пока не появился автомобиль. К 1912 году машин на дорогах крупных городов уже было больше, чем лошадей, и проблема какашек исчезла, сменившись проблемой загруженных улиц. В 1914 году в Париже, Нью-Йорке и Лондоне уже фиксировали первые заторы. Неприятно, зато уже куда более безопасно и экологически чисто.

Первый секс в машине

Снова небольшое уточнение: даты этого первого события в автомобильной культуре нет, зато теоретически можно понять, откуда у явления растут ноги. Резкое распространение автомобиля в Америке в 1910-х начало переворачивать жизненный уклад и в том числе подстегнуло к новым видам увлечений. Молодежь инстинктивно тянулась к новому, автомобиль предоставлял невиданные прежде возможности, так что первые эксперименты с сексом в машине не заставили себя ждать. К 20-м годам в Штатах явление уже вовсю обсуждалось: беспорядочные связи превратились в проблему, а сам автомобиль получил официальный ярлык «места для утех».

Первый электрический головной свет

Снова Америка. В 1912 году в Cadillac получили современную систему освещения, соединив электрические лампочки в фарах и блок зажигания Delco. Теперь о самих фарах: электрические фары появились еще в 1898-м на электромобилях Columbia. Прибор предлагался опционально из-за сложности в разработке и установке на машину. В отличие от ацетиленовых приборов, для работы с которыми было полезно знать технику безопасности и принцип действия, новая система прекрасно обходилась без горелок, трубок с газом и баллона, в котором он выделялся из карбида кальция.

В 1915-м тот же Cadillac, кстати, презентовал и ближний свет, с рычагом в салоне в качестве переключателя — отныне их машины не так отчаянно слепили встречный транспорт.

Первая автошкола

В 1900 году Фрэнк Палмер Спир, президент Бостонского университета и основатель вечерней школы YMCA, фактически спровоцировал рост интереса к четырехколесному миру, открыв первую в своем роде автошколу. По его мнению, мобильность и новые возможности, которые предлагал автомобиль, предполагали необходимость овладеть новой техникой. В первый год школа набрала 250 студентов. Причем, в отличие от теоретического курса, который проходили как молодые люди, так и дамы, до практических занятий допускали исключительно сильный пол. Со временем, правда, правила поменяли, когда во время Первой мировой пришлось срочно доукомплектовывать штат водителей за счет женщин.

Первый угон автомобиля

Документально первым, кто отважился на угон автомобиля, был механик из Парижа, осмелившийся украсть Peugeot у самого барона Этьена ван Зюйлена ван Ниэвельта, банкира и основателя Автомобильного клуба Франции. Между прочим, именно ACF была предшественницей FIA, а сам барон, помимо связи с Ротшильдами, слыл страстным ценителем автомобилей.

К счастью для него, украденный в 1896-м автомобиль отыскался довольно быстро, в соседнем городке. Угонщика отыскали по горячим следам.

Самое длинное путешествие в пределах страны

В 2014 году автомобильчик Honda Amaze проделал то, что можно назвать лучшей рекламой: за 55 дней экипаж компактного седана посетил свыше 400 городов Индии, намотав на одометр половину окружности экватора — 23 800 километров, не покидая пределов страны. Само собой, маршрут путешествия вовсе не напоминал прямую линию. Он был похож на уложенные по горизонтали тысячекилометровые нити с несколькими пересечениями: из-за развитой сети дорог (по этому показателю Индия на втором месте в мире после США) путешествие прошло без эксцессов. Но вот забавный факт: вполне возможно, в этом году рекорд у страны отнимет... Россия, пятая по сети дорог в мире.

Самый короткий тормозной путь на льду

Кстати о Гиннессе. В 2011 году в Книге появилась строчка об установлении нового рекорда на льду — речь шла о самом коротком тормозном пути. Так, по итогам замеров в канадской Альберте, лидером по этому показателю стал... нет, не Ferrari и не Porsche, а... Mitsubishi Outlander. Интересный факт для пивных посиделок, согласитесь?

Источник