Журнал
[ОСАГО подорожает]
[ОСАГО подорожает]

[ОСАГО подорожает]

[img1]Давние [разговоры о том, что тариф по обязательному страхованию необходимо увеличивать, перешли из теоретической в практическую фазу]. Конкретные цифры, по которым мы будем в обязательном порядке страховать гражданскую ответственность, определит рабочая группа при Министерстве финансов. В нее, кроме работников Министерства финансов вошли представители Российского союза автостраховщиков, Росстрахнадзора и Министерства экономического развития. Рабочая группа направит предложение в Правительство РФ, которому и предстоит окончательно утвердить новые цены на ОСАГО.

Давние [разговоры о том, что тариф по обязательному страхованию необходимо увеличивать, перешли из теоретической в практическую фазу]. Конкретные цифры, по которым мы будем в обязательном порядке страховать гражданскую ответственность, определит рабочая группа при Министерстве финансов. В нее, кроме работников Министерства финансов вошли представители Российского союза автостраховщиков, Росстрахнадзора и Министерства экономического развития. Рабочая группа направит предложение в Правительство РФ, которому и предстоит окончательно утвердить новые цены на ОСАГО.

Никто из потенциальных членов рабочей группы разглашать цифр не пожелал. Заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева сообщила лишь, что для физических лиц «тариф повысится незначительно». Газете «Ведомости» удалось получить комментарий от представителя страхового сообщества, близкого к РСА. Он сказал, что базовый тариф ОСАГО для физлиц, который сейчас равен 1980 руб., предлагается увеличить на 22% — до 2417 руб. Тариф для такси — в 2,4 раза: с 2965 руб. до 7049 руб.; для 20-местных автобусов — почти в 2 раза: с 1620 руб. до 3154 руб.; для автобусов с числом сидячих мест более 20 — в 1,8 раза: с 2025 руб. до 3565 руб.; для троллейбусов — более чем в 3 раза: с 1620 руб. до 4964 руб.

Предполагается еще кое-какие корректировки. Коэффициент 0,5, который применяется сейчас к базовому тарифу в селах и многих городах России, страховщики предлагают увеличить в 1,35 раза в Уральском федеральном округе (т. е. чтобы получить новый коэффициент, надо 0,5 умножить на 1,35), в 1,29 раза — в Северо-Западном, в 1,27 — в Дальневосточном, в 1,24 — в Центральном, в 1,16 — в Приволжском, в 1,09 — в Южном, в 1,06 — в Сибирском.

Все это желание страховых компаний, которые они стараются подкрепить расчетами. Но если посмотреть на ситуацию в целом, то есть разные факторы, которые могут повлиять на окончательное решение рабочей группы и Правительства. В некоторых регионах изначально неверно рассчитали базовый тариф, что быстро выяснилось, но возможности его поменять не представлялось все эти годы. В этих регионах убыточность ОСАГО уже давно перешагнула 100%, хотя по задумке организаторов обязательного страхования, потолок убыточности – 77%. Оставшиеся 23% идут на внутренние расходы: премия страховым агентам, расходы на ведение дела, 3% идут в страховой фонд РСА. Получилось, что регионы, где тариф определили не верно, «сидели на шее» у всей остальной страны.

Имели место перекосы и в другую сторону. Например, в Москве стоимость полиса для владельцев внедорожников сильно завышена. Правда, этот момент особо не афишируют.

Если посмотреть на ситуацию в общем, то по итогам прошлого года убыточность обязательного страхования по стране еще не дошла до тех самых 77%. Она приближается только к 60% и растет не столь быстрыми темпами, чтобы в пожарном порядке менять тарифы. Если исходить из принципов обязательного страхования, которыми пользуется весь мир и, будем надеется, наша страна тоже, нам еще расти и расти до того момента, когда убыточность подойдет к своему потолку.

С другой стороны есть новые вводные, которые однозначно повысят убыточность страхования. Это введение прямого урегулирования убытков, принцип «новое за старое», возмещение потери товарного вида, увеличение выплат по жизни и здоровью и так далее. Да и просто граждане год от года все охотнее пользуются услугами страховых компаний. Можно лишь гадать, как это все скажется на убыточности страхования. Рассчитать можно далеко не все, но если просто опираться на мировой опыт, то одного прямого урегулирования в сложившейся ситуации достаточно, чтобы утопить всю систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В тех странах, где его ввели, отмечали рост выплат потерпевшим на 20%. С одной стороны это говорит о том, что тарифы действительно пора поднимать, а с другой о том, что сегодня нам всем существенно недоплачивают.

Ясно также и то, что это повышение тарифов, буде оно случится, далеко не последнее. Аварийность год от года только растет, народу на дорогах гибнет все больше, при этом парк машин в стране растет, а сами дороги становятся только хуже. В такой ситуации наш общий кошелек, названый обязательным страхованием, просто обязан становиться все толще. Иначе он просто не сможет компенсировать пострадавшим причиненный им ущерб.