Журнал
Невский фронт
Невский фронт

Невский фронт

В июне на северной окраине Санкт-Петербурга в присутствии самых высоких руководителей прошла церемония закладки первого камня в фундамент завода «Ниссан». Об автомобильном будущем города размышляет Игорь Моржаретто.

В июне на северной окраине Санкт-Петербурга в присутствии самых высоких руководителей прошла церемония закладки первого камня в фундамент завода «Ниссан». Об автомобильном будущем города размышляет Игорь Моржаретто.

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХ

Это будет уже четвертый иностранный автозавод в Санкт-Петербурге и пятый – в регионе (если считать предприятия по выпуску легковых машин). Итак, на территории в 65 га за полтора года построят современные цеха – сварочный, окрасочный, сборочный, склад комплектующих, а также специальный трек. Здесь будут работать около 750 сотрудников; инвестиции составят 200 млн. долларов. С 2009-го завод должен выпускать 50 тыс. автомобилей в год. Каких? Исполнительный вице-президент «Ниссан» Карлос Таварес объявил: седан бизнес-класса «Теана» и полноприводный «Х-Трейл».

Вот это как раз и удивило! Ведь раньше руководители японской компании несколько раз заявляли, что хотят собирать в России недорогую бюджетную машину, и мы ожидали что-то вроде популярной «Алмеры». А тут – две модели по 30–40 тысяч долларов! Объяснение такое. На первом этапе японцы хотели бы подстраховаться и предложить в России достаточно дорогие автомобили, которые продаются не слишком большими, но надежными объемами и приносят высокий доход. Кстати, такой же стратегии придерживается и «Тойота»: в конце этого года на заводе в Шушарах начнется выпуск «Кэмри» – прямого конкурента «Теаны». А в 2008-м и «Форд» собирается развернуть производство нового «Мондео» во Всеволожске.

А пока, в условиях повышенной секретности, на «Ниссане» разрабатывают бюджетные модели для России и других стран. По некоторым сведениям, для нас готовят автомобиль, сравнимый по цене с «Рено-Логан» (9–12 тыс. долларов) и еще один – подороже. Во всяком случае, вице-президент Таварес сказал, что для своего российского производства японцы предполагают использовать комплектующие их давнего партнера «Рено». У французов, мол, уже появляются серьезные поставщики в России. Сомневаюсь, что детали «Логана» подойдут представительной «Теане».

НА ЛЮБОЙ ВКУС

Начало строительства предприятия «Ниссан» – хороший повод порассуждать о Санкт-Петербурге как возможной автомобильной столице России. Российским Детройтом называли и Нижний, и Тольятти, теперь вот Питер. Впрочем, не много ли чести Детройту?

Вспомним – первым в регион пришел «Форд», подписавший еще в 1999 году соглашение о строительстве завода в Ленинградской области. Правда, планы были более чем скромными: выпустить в первый год работы 4 тыс. автомобилей, а затем постепенно дойти до 25 тыс. «фокусов» в год. Но спрос во много раз превысил предложение, и в этом году завод во Всеволожске должен собрать 75 тыс. «фокусов», а со следующего здесь начнут делать и седаны «Мондео». Суммарный план на 2009 год – 125 тыс. автомобилей.

Успех американцев не мог оставить равнодушными остальных автопроизводителей. В 2005 году в промзоне Шушары на южной окраине Санкт-Петербурга начала строить завод «Тойота»; год спустя глава МЭРТ Герман Греф подписал соглашения с «Дженерал моторс» и «Ниссаном». «Джи-Эм» в тех же Шушарах со следующего года начнет сборку «Шевроле-Каптива» и неизвестных пока легковых автомобилей класса С – до 100 тыс. в год.

Последней (пока!) в Санкт-Петербург пришла японская «Сузуки», которая выбрала место по соседству с «Тойотой». [info] С 2009 года здесь будут выпускать ежегодно до 30 тыс. полноприводных автомобилей «Гранд Витара» и SX-4. Впрочем, это еще не финал: известно, что свои производства в России планируют открыть «Пежо» и «Мицубиси». Причем речь идет опять-таки о северной столице; во всяком случае, обе компании вели переговоры с губернатором Валентиной Матвиенко.

КОМПОНЕНТЫ НЕ ЖЕЛАЕТЕ?

Естественно, в регионе, где будет работать одновременно как минимум пять сборочных автозаводов, просто обязаны появиться и производители комплектующих. Еще пару лет назад полпред по Северо-Западу Илья Клебанов заявлял, что уже разработан проект особой экономической зоны по выпуску автокомпонентов. «Зоны» пока нет, но производители компонентов уже потянулись к берегам Невы. Во Всеволожске работает шинный завод «Нокиан Тайрс». Английская компания «Стадко» подписала с правительством Ленинградской области меморандум о строительстве завода кузовных деталей; инвестиции составят около 100 млн. евро, первым заказчиком станет российский «Форд». Наладить производство узлов подвески для того же Всеволожска собирается немецкая компания «Бентлер». А рядом может заняться производством стального листа мировой гигант «Корус».

Но это далеко не все! Австрийская «Магна» намерена построить вблизи Шушар собственный завод, на котором станет производить детали салона, кузова и коробки передач для автомобилей «Ниссан» и «Шевроле». Инвестиции в проект составят около 50 млн. долл.

А еще, говорят, что под Питером компания «Бош» планирует выпускать аккумуляторы. Так это или нет – пока неизвестно, но губернатор Матвиенко не скрывает, что ведет переговоры еще с несколькими мировыми производителями автокомпонентов.

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ

Так почему же мировые производители выбирают именно Санкт-Петербург и Ленинградскую область? Официально считается, что у этого региона ряд преимуществ. Например, выход к Балтийскому морю – удобно для доставки на завод импортных комплектующих. Питер как-никак вторая столица с развитым рынком, и поэтому, наравне с Москвой, приоритетный регион для дилеров. Немаловажный аспект для инвесторов – наличие квалифицированной рабочей силы (которой, правда, уже не хватает). Что еще? Правительства города и области готовы предоставить инвесторам самые благоприятные условия, а правительство России – государственные гарантии. В частности, если инвестиции превышают 50 млн. долл., для компании на три года вдвое снижают налог на имущество и на 4% – на прибыль.

Все эти доводы, конечно, весомы, но не надо закрывать глаза на еще один фактор – Санкт-Петербургу здорово повезло, что здесь родился и жил нынешний президент России, а также многие другие руководители страны. Заметно их повышенное внимание к родному городу, желание привлечь туда как можно больше крупных инвесторов. Тем более что реальные предпосылки тоже есть.

Поэтому, если все планы претворятся в жизнь, уже через три года в Питере и области будут собирать более 300 тысяч автомобилей в год, а в перспективе – до полумиллиона. И тогда сбудется мечта губернатора Валентины Матвиенко (и не только ее): культурная столица России станет еще и автомобильной.

К 2010 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируют выпускать не меньше 300 тыс. легковых автомобилей.
За Рулем