Журнал
Феномен бесправия
Феномен бесправия

Феномен бесправия

Читатели уже знают о квадрициклах – микроавтомобильчиках, на которых в Европе можно ездить без прав (ЗР, 2007, № 6). А известно ли вам, что и в России могут разрешить «бесправные» машины? Владимир Соловьев и Антон Чуйкин отправились во Францию, чтобы примерить микроавтомобили; водительские удостоверения, разумеется, оставили дома...

Читатели уже знают о квадрициклах – микроавтомобильчиках, на которых в Европе можно ездить без прав (ЗР, 2007, № 6). А известно ли вам, что и в России могут разрешить «бесправные» машины? Владимир Соловьев и Антон Чуйкин отправились во Францию, чтобы примерить микроавтомобили; водительские удостоверения, разумеется, оставили дома...

В марте 2006 г. вступили в силу поправки к Европейской Конвенции о дорожном движении 1968 года. Это значит, что вскоре ГИБДД России изменит классификацию транспортных средств и в дополнение к имеющимся пяти категориям водителей введет еще и подкатегории. Наряду с обычными автомобилями в России на полных основаниях могут появиться новые транспортные средства – для управления ими водительских прав не требуется.

САН ПЕРМИ

Имя Лижье принадлежит прославленному французскому мото- и автогонщику, чемпиону Франции по мотогонкам 1959 и 1960 годов, создателю и владельцу команды, боровшейся за титул в мировом чемпионате формулы 1 с 1976 по 1996 год. Ги Лижье занялся бизнесом в 1971-м и начал, конечно, со спортивных машин. В 1974 году «Ситроен» доверил ему сборку модели SM. А в 1980-м появился и первый «бесправный» «Лижье».

Идея таких машинок была проста, поясняет Жан-Ив Лакост, руководитель пресс-службы компании. Пожилым людям (в основном сельским жителям), которым зачастую уже поздно учиться в автошколах, нужно было какое-то средство передвижения поудобней, чем мопед. Автомобиль, пусть небольшой и тихоходный, безопаснее, проще в управлении, защищает от непогоды. Дело пошло. На смену угловатой коробке 1980 года со сдвижными боковыми окнами спустя семь лет пришла машинка посимпатичней. В 1996-м открылись рынки других европейских стран, разрешивших у себя такие машинки. Сегодня «Лижье» продает за рубеж 70% выпуска! Транспортные средства постоянно совершенствовались и теперь практически не отличаются от автомобилей. Одно остается неизменным – вес машины и ограничения по мощности и скорости. Для «бесправной» категории это 350 кг, 4 кВт/5,4 л.с. и 45 км/ч, с правами категории В1 (квадрицикл) – 400 кг, 15 кВт/20 л.с. и 60 км/ч. Сегодня «Лижье» – второй по значению во Франции производитель транспортных средств, не требующих водительских удостоверений.

«Сан перми», как говорят французы.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Фирма «Лижье» за семь лет увеличила ежегодный выпуск с 1,5 до 7,5 тысячи штук. Удостоверение водителя во Франции получить сложно и дорого, а расстаться с ним легко. Сказываются жесткие меры против нарушителей, введение в 2004 году штрафных баллов, повсеместная установка радаров. В прошлом году лишились прав 67 тысяч человек! Вот и получается, что по Франции ныне курсируют более 150 тысяч машинок «сан перми». А по всей Европе их «поголовье» прирастает на 30 тысяч в год. Но стоит ли вешать клеймо «транспортное средство нарушителя?»

Все больший интерес к таким машинам проявляет городская молодежь из довольно обеспеченных семей (стоят «бесправные» недешево – от 10 до 13 тысяч евро, ведь конструктивно и технологически это настоящие автомобили, которые умудряются сделать чрезвычайно легкими).

– Взрослым людям, родившимся до 1 января 1988-го, права на вождение наших машин вообще не требуются, – с гордостью отмечает месье Лакост. – Шестнадцатилетним нужна водительская лицензия на легкий мотоцикл, то бишь мопед (BSR, Bevet de Securite Rutiere – свидетельство на знание дорожной безопасности – выдается после окончания средней школы), или права В1, полученные в автошколе – для более тяжелой техники.

То есть авторы (будучи, увы, много старше 16 лет) могут прямо сейчас отправляться к торговому агенту. Тот, прежде чем продать квадрицикл и выпустить нас на дорогу, должен оценить навыки (а приобрести их труда не составит – но об этом ниже) и взять на себя некую ответственность. Ах да, еще обязательная страховка... И ограничение: на скоростные дороги путь тихоходным «лижье» заказан.

По статистике, аварийность на автомобилях без прав несопоставимо меньше, чем в какой-либо другой категории. Кстати, они проходят омологацию почти как классические автомобили, включая фронтальные крэш-тесты!

КАК У НАСТОЯЩЕГО АВТО

После экскурсии по заводским цехам «Лижье» в городке Абрест, где алюминиевые рамы обрастают пластиковыми панелями, тормозными механизмами, двигателями, креслами (технологии и материалы самые современные), наступило время прокатиться. Нам удалось поездить на «легкой» версии «ИксТу» с дизельным двигателем (2 цилиндра, 5,4 л.с.) и на «тяжелой» с двадцатисильным бензиновым мотором.

Внутри в машинах на удивление просторно; за двухместным салоном очень немаленький багажный отсек. Пластиковые дверцы хоть и выглядят вполне солидно, но закрываются с несерьезной легкостью. Водительское сиденье регулируется продольно и по наклону спинки: устраиваешься вполне удобно. Вес автомобиля ограничивает комплектацию: даже от подушек безопасности отказались. Рычаг переключения передач имеет всего три положения: «вперед», «нейтраль» и «назад» – роль коробки выполняет вариатор.

Пуск мотора привычным ключом не вызывает проблем. Сам же двигатель работает довольно шумно и все свои вибрации передает на корпус машины. Особенно это касается 5-сильного дизеля. Между тем стоит тронуться с места, и вибрации снижаются. Нам объяснили, что автомобильчики еще не прошли обкатку, а после первой сотни километров и шум, и вибрации обычно стихают. А пока поездку в бесправной машине можно расценивать как назидание за потерю водительского удостоверения. Впрочем, к концу этого года «Лижье» обещают новый «комфортный» мотор.

Давить на газ приходится довольно сильно. Цифровой спидометр нашей дизельной коробчонки упирается в «45» – выпрашивать еще хоть километр бесполезно. Бензиновая версия может ехать и быстрее.

Тормозная система не имеет усилителя, об ABS также не идет речи. Утяжелять автомобильчик никак нельзя, иначе он перейдет в «правовую» зону. [info] Но таких сложных систем и не требуется – скорости-то невелики. Дисковые тормоза «хватают» резко, и легкий автомобиль встает как вкопанный. Потребление топлива 3–5 л на 100 км – отличный показатель для городского автомобиля. Плюс удобство парковки. И вот уже вы готовы закрыть глаза на тихоходность и шумный моторчик и поехать... нет, не в Париж, но в соседний Виши – на воды, потом в магазин, потом домой.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Возвращаясь из французского Абреста, где наряду с работающими цехами «Лижье» развернулась такая же по площади стройка новых корпусов, мы задались вопросом: а смогут ли прижиться квадрициклы в России, если правовая база это позволит?

Увы, однозначного ответа на него не нашли. В самом деле, трудно представить реакцию нашего водителя, скажем, на Садовом кольце или другой магистрали Москвы, плетущегося даже на предписанных 60 км/ч. Если нет пробок, там «зажигают» хорошо за сотню. Получается, пока мы сами не научимся соблюдать правила, «бесправные» машины будут только мешать.

А вот в менее сумасшедших городах и населенных пунктах России «сан перми» могут прийтись очень даже ко двору и дать молодежи, пенсионерам, да и всем желающим вполне законную свободу передвижения на льготных основаниях. И тогда инженерам «Лижье» придется подумать над «российским пакетом». Впрочем, так далеко мы в беседе с ними не забегали! Может, в следующий раз?

Машинки «без прав», такие, как Ligier X-too, заняв нишу между скутером и полноценным автомобилем, имеют полное право на жизнь в городских кварталах и на местных шоссе. Так что лет через пять поедем в супермаркет, взяв с собой только кредитку.

Жан-Ив Лакост, директор по маркетингу и коммуникациям компании «Лижье»
Если человек по возрастным ограничениям не может иметь водительских прав или лишен их за систематическое нарушение Правил, он может пересесть на наши машины в легкой версии. В серьезных случаях, когда дело о лишении прав рассматривается в суде, судья может запретить управлять любым транспортным средством, включая «сан перми».
Однако главная идея «Лижье» состоит не в том, чтобы выручать правонарушителей, а чтобы привлекать на свою сторону молодых людей, для которых наши машины должны стать безопасной альтернативой мотоциклам. Статистика аварий с ними во Франции очень печальная, но самые тяжелые последствия выпадают на долю молодых мотоциклистов от 16 до 22 лет. Для этой категории молодых людей мы и разрабатываем специальные продукты – такие, как эта модель Bee Up.

За Рулем