Журнал
У самого мелкого моря
У самого мелкого моря

У самого мелкого моря

Лет триста с небольшим тому назад Петр I основал два новых города, два морских порта – Таганрог и Санкт-Петербург. Говорят, некоторое время царь сомневался, где разместить новую столицу России, но в конце концов решил – быть ей на берегу моря Балтийского, а не Азовского. Петербург стал столицей, а небольшой южнороссийский город дал огромное количество талантов мирового значения.

Лет триста с небольшим тому назад Петр I основал два новых города, два морских порта – Таганрог и Санкт-Петербург. Говорят, некоторое время царь сомневался, где разместить новую столицу России, но в конце концов решил – быть ей на берегу моря Балтийского, а не Азовского. Петербург стал столицей, а небольшой южнороссийский город дал огромное количество талантов мирового значения.

А десять лет назад здесь начали строительство единственного в мире многоэтажного автозавода, где конвейер работает в четырех плоскостях. Как ни странно, в рекордные сроки строительство завершили. Пуск предприятия назначили на август 1998 года…

На Таганрогском автозаводе я побывал впервые не так давно – в 2000 году. Тогда, честно говоря, он производил тягостное впечатление. На предприятии, рассчитанном на выпуск до 120 тыс. автомобилей, собирали в год меньше 300 машин. В светлое будущее не верил никто – кроме самих заводчан. С тех пор все здорово изменилось. В середине весны, к примеру, на конвейере запустили производство очередной модели корейского концерна «Хёндай» – вседорожник «Санта Фе Классик» (в самой Корее ему на смену пришло следующее поколение; подробнее – в разделе «Автомобили»).

– Подготовительные работы шли около года, – рассказывает генеральный директор ТагАЗа Геннадий Ряднов. – Мы модернизировали линии окраски и сборки, смонтировали совершенно новые сварочную линию и диагностический комплекс. Обучили кадры под руководством иностранных специалистов. Сто наших инженеров и мастеров побывали на стажировке в Корее.

В марте 2007 года пилотную партию машин принимала строгая комиссия из головной фирмы (кстати, подобные проверки проходят в Таганроге раз в квартал). Оценили качество на «отлично» – и дали старт новому российскому автомобилю. Таковы правила, ведь таганрогский вседорожник носит имя «Хёндай».

За первый месяц было собрано 120 автомобилей, но планы на год очень смелые: выпустить (и продать!) около 8 тысяч «Санта Фе».

– Мы предложили на нашем рынке четыре фиксированные комплектации, которые подобрали с учетом предпочтения российских водителей, – объясняет Г. Ряднов. – Причем три – с дизельным двигателем. Продажи еще не начались, а у нас уже немало заказов. [info]

В прошлом году ТагАЗ выпустил 55,6 тыс. автомобилей. Все были проданы, но можно вспомнить, что каждая из трех моделей занимала свое место не сразу и не просто.

Для того чтобы россияне оценили скромный, но очень надежный «Акцент», потребовалось как минимум два года. Правда, потом он стал бестселлером. Примерно так же развивалась судьба «Сонаты» и грузового «Портера». Что ждет «Санта Фе Классик»? Жизнь не слишком легкая, ведь цена за российско-корейский вседорожник установлена немаленькая – от 659 тыс. руб. ($25 500). Это, конечно, дешевле, чем настоящие «корейцы» (скажем, «Санта Фе» нового поколения стоит от 38 тыс. долл.), но все-таки…

Впрочем, что гадать? По слухам, руководители автозавода ведут переговоры с «Хёндай моторс» еще об одной модели. Какой? Видимо, узнаем только к будущему году.

…Когда готовили этот материал, в Санкт-Петербурге (и Москве тоже) бушевала метель, а в Таганроге цвели сады, по набережной гуляли девушки в коротких юбочках. И подумалось: а может быть, Петр был не слишком прав со столицей? Здесь, на юге, не только климат теплый, но и люди на редкость упрямые. Хотели построить единственный в своем роде завод – и что же, построили. И ведь работает!..

В этом году в Таганроге планируют собрать 75 тыс. автомобилей четырех моделей. Из них восемь тысяч – «Санта Фе Классик».
За Рулем