Журнал
Своей дорогой
Своей дорогой

Своей дорогой

Навигационные устройства буквально за год перешли из заморских диковинок в категорию востребованных «полезняшек». Опробовать очередные новинки в реальных условиях российских дорог отважились Анатолий Сухов и Денис Чиликин.

Навигационные устройства буквально за год перешли из заморских диковинок в категорию востребованных «полезняшек». Опробовать очередные новинки в реальных условиях российских дорог отважились Анатолий Сухов и Денис Чиликин.

Навигационные системы в Европе прижились давно. Их можно встретить как в перечне дополнительного оборудования, так и в виде самостоятельных устройств. Россия же, мягко говоря, пока несколько отстает.

Основная причина задержки – карты местности, точнее, их отсутствие. Производители навигационных систем используют, как правило, услуги сторонних картографов, которые не спешат «осваивать» Россию. Дальше других продвинулись Москва и Санкт-Петербург с ближайшими окрестностями и частью основных магистралей. В столицах больше автомобилей, сложнее ориентироваться и, что немаловажно, выше платежеспособность населения. Поэтому рассчитывать, что в ближайшее время на картах появится глубинка, не стоит.

Учитывая темпы строительства и изменения в организации движения, немаловажный фактор – регулярность обновления карт (Москвы, Питера и их областей). И, конечно, условия, на которых эти обновления нам предлагают.

Впрочем, картой дело не ограничивается. Задача навигатора – проанализировать дорожную ситуацию и выдать водителю оптимальный маршрут. С этим у нас совсем плохо. В той же Европе данные плотности потока и загруженности дорог обрабатывают в вычислительных центрах и транслируют на приемник ТМС навигационного устройства – с их учетом корректируется маршрут. Но у нас систему подобного масштаба в ближайшее время ожидать не приходится. Справедливости ради заметим, что камеры и автоматические системы контроля на улицах Москвы давно появились, а потому некая альтернатива TMС-сервису все же существует: услуги СМИЛИНК. В отличие от TMC, эта информация передается по мобильной связи в формате SMS-сообщения.

НА ТРОИХ

Тестируемые устройства мы разделили на три группы. Первую группу – назовем ее «портативной» – представляют два изделия: Tom-Tom GO 910 и Blaupunkt Lucca. Прилепить их к ветровому стеклу можно за секунды – в этом их основной плюс. Питание – от встроенного аккумулятора или гнезда прикуривателя, GPS-приемник – встроенный.

Вторая группа: устройства на базе карманного компьютера (КПК). Основное достоинство PN-P550 АВТОСПУТНИК в том, что за цену портативного навигатора получаете еще и полноценный КПК. А само программное обеспечение (если у вас уже есть КПК) и вовсе обойдется в несколько раз дешевле.

Третья группа – это устройства, требующие профессиональной установки в автомобиль. Среди них отметим Pioneer AVIC-HD3 и новинку от VDO Dayton MS 5200 RD.

Навигационные системы в России пережили основные детские болезни. Они позволяют ориентироваться в незнакомой местности, но пока уступают опытному проводнику. Основную проблему составляют карты. Для массового спроса на навигацию недостаточно знания крупных городов – нужны карты областей, где и с обычными указателями плохо. И, конечно, более доступные цены. А для оптимизации поездок по Москве и Санкт-Петербургу необходима адекватная информация о пробках. Так что есть смысл еще чуть-чуть подождать…

BLAUPUNKT TRAVELPILOT LUCCA MP3


Ориентировочная цена – 16 000 руб.
Компактный прибор выглядит элегантно. Плоский корпус – не только веяние моды, но и удобство при переноске. Управляют аппаратом с сенсорного экрана (3,5 дюйма), а дополнительные клавиши – громкость, информация, меню, включение – вынесены на корпус.
Навигационные данные записаны производителем во встроенной Flash-памяти – обновление можно загружать при помощи SD-карты. У навигации два режима: привычный двухмерный и «с высоты птичьего полета», он же – псевдо-3D. К сожалению, в аппарате не русифицированы ни голосовые подсказки, ни меню. К карте придраться, конечно же, несложно (недочеты есть у всех устройств и, наверное, будут всегда). За примером далеко идти (а вернее, ехать) не пришлось: адреса редакции «Селиверстов переулок, 10» Blaupunkt не знает. Вернее, переулок-то он отыскал, а вот нужный дом – нет…
Основные дороги и переулки, как правило, совпадают с действительностью, изредка возникают промахи с расстоянием до поворотов. Но это скорее претензия к изготовителям карты. За дополнительную плату можно приобрести смарт-кабель, чтобы подключить навигатор к «своим» ресиверам и датчику скорости – это позволит ориентироваться точнее.
Карта Москвы и Санкт-Петербурга содержит основные объекты инфраструктуры – рестораны, гостиницы, АЗС. Маршрут можно проложить через промежуточный объект. А если все же проедете «не туда», то пересчет нового пути займет всего несколько секунд. Есть и поддержка TMS, но это – на будущее.
+ Отличный крепеж, компактные размеры, удачная цветовая гамма карт, сравнительно невысокая цена, проигрыватель MP3, возможность просмотра картинок формата JPEG, SD-слот.
- Посредственный встроенный динамик, отсутствие русификации (меню и подсказки), не самая совершенная версия карты, порой странный выбор маршрута, недочеты в голосовых подсказках, вне зоны карты аппарат не работает вовсе.

TOM-TOM GO910


Ориентировочная цена – 27 000 руб.
Похвастаться скромными размерами, а вернее, удобными формами навигация Tom-Tom, в отличие от Blaupunkt, не может – не во всякий кармашек его запихнешь, решив унести с глаз долой.
Меню – иностранное, но подсказки уже русские. Конечно, со словами LEFT, RIGHT, METERS знакомят в школе, но родной язык все же воспринимается легче. Карта от Teleatlas схожа с той, что использовалась в Blaupunkt. Увы, адрес нашей редакции в ней тоже «засекречен». Да и остальные недочеты схожи.
Управляют навигацией с 4-дюймового сенсорного экрана. Карта Москвы, Питера и Европы хранится на встроенном жестком диске. Подключить устройство к компьютеру (для закачки новой информации – карт, файлов jpeg, mp3) можно через порт USB.
При прокладывании маршрута можете выбрать альтернативный путь. Устройство быстро пересчитывает маршрут, если ваше движение не совпадает с планируемым. Однако на практике уже третий-четвертый вариант кажется надуманным и нелогичным, а иногда и вовсе отсутствует, хотя и магистраль рядом, и движение на ней уже много лет не менялось. Навигация знает некоторые магистрали России и Европы, но вот с разворотами и развязками за пределами МКАД знакома слабо. Присутствует сервис TMS.
+ Русскоязычные подсказки, возможность работы в режиме «громкой связи» (Bluetooth), карта Европы, проигрыватель MP3, возможность просмотра JPEG. Указывает направление к дороге за пределами карты.
- Неудобство переноски, несовершенная версия карты, странная логика выбора маршрута, особенно на границе Москвы. [info] Карта области отсутствует.

PN-P550 АВТОСПУТНИК


Ориентировочная цена программного обеспечения – 3000 руб.
Отечественный программный продукт продается как отдельно, так и в комплекте с КПК (PN-P550). Базируется «Автоспутник», как и предыдущие аппараты, на картах Teleatlas, однако ведет он себя совершенно иначе, нежели Blaupunkt и Tom-Tom. Прежде всего, появилась часть недостающих домов – зато вместе с ними кое-где добавились несуществующие повороты! Производитель обещал устранить недочеты в ближайшее время (мы тестировали бета-версию), но пока – что есть, то есть.
Интерфейс программы – логичный и на редкость понятный. При некоторой сноровке команды можно выполнять непосредственно «руками», а не палочкой-стилусом; в движущемся автомобиле это немаловажное удобство. Причем расположение кнопок на экране вы вольны менять по своему выбору.
Отображать местность можно как в двухмерном режиме, так и в псевдо-3D. Маршрут штурман предлагает на выбор – «быстрейший», «кратчайший» или промежуточный – «оптимальный». Как и в предыдущих аппаратах, возможна блокировка дорог и задание маршрута через определенный пункт. В случае проезда «не туда» проблем с пересчетом пути не возникает.
Важное отличие «Автоспутника» от предшественников – полноценная работа в области. Деталировка разная, но чем ближе к Москве, тем чаще встречаются номера домов. Еще один плюс – поддержка СМИЛИНК. Производитель обещает вскоре значительно расширить границы поддержки (граничащие с Московской областью и основные магистрали России). А если вы уже владелец Pocket GPS Pro, то цена программного обеспечения падает до 1850 руб.
+ Понятный интерфейс, русский язык для экранных и голосовых сообщений, богатые возможности настройки, экономия средств при наличии ранее приобретенного КПК, карта области, список объектов.
- Недочеты карты, маловаты виртуальные кнопки для нажатия пальцем.

PIONEER AVIC-HD3


Ориентировочная цена – 64 000 руб.
Головные устройства, совмещенные с навигацией, – проверенное и разумное решение. Опять-таки, в Европе таких моделей предостаточно, но к нам они еще недоехали. Первопроходцем на родных просторах стала модель Pioneer AVIC- HD3. Притом совместили его не просто с ресивером, а с серьезной аудиовидеосистемой формата 2DIN.
Первое, что хочется отметить: устройство полностью русифицировано, как меню, так и голосовые подсказки. Для представления карты предусмотрено аж восемь режимов, притом есть и комбинированные. Скажем, на большей части экрана – 3D, а на дополнительной – обычная двухмерная карту, например, с меньшим масштабом. Да и размер сенсорного дисплея – 7 дюймов – только на пользу.
Если в момент проезда сложной развязки или поворота у вас включен интерфейс тюнера или CD, то устройство автоматически переключится в режим карты. А миновав сложный участок, переключится обратно. Уровни громкости источника (CD, DVD, радио и т.д.) и подсказок гида регулируются раздельно, а при необходимости звук легко отключается. Надо отдать должное «голосу» подсказок: звучит он крайне приятно и слитно.
При поиске объекта на дисплей выводится клавиатура (аналогичная компьютерной). С каждым нажатием на кнопку те символы, которые не могут быть последующими, становятся неактивными.
Для более корректной работы предусмотрено подключение к датчику скорости и использование встроенного электронного гироскопа. Поставщик карты для Pioneer – Teleatlas, поэтому основные недочеты все те же. Однако на момент подготовки статьи Teleatlas уже анонсировал обновление. Подождем…
Кроме того, AVIC-HD3 обладает обширными возможностями в плане функциональности и коммутации: позволяет подключить камеру заднего вида, процессор объемного звучания, усилитель и т.д. Разве что поддержку формата DivX разработчики не предусмотрели.
+ Большой, удобный дисплей, удачное сочетание с серьезной аудиовидеосистемой, отличный набор форматов: DVD, CD, MP3, WMA, WAV, JPEG, Bluetooth, жесткий диск на 30 Гб (для навигации и музыки), встроенный гироскоп, подключение к датчику скорости.
- Недочеты карты, простая графика при отображении карт, сложность установки устройства в авто без 2DIN-слота.

VDO Dayton MS 5200 RD


Ориентировочная цена – 43 000 руб.
Комбинация зеркала заднего вида (с четырехдюймовым монитором) и основного компьютерного блока PC 5200 – лишь один из вариантов навигационной системы. На деле блок может работать практически с любым монитором (наличие RGB-выхода)– как собственного бренда, так и стороннего производителя. А для штатных дисплеев автомобилей существуют переходники – правда, найти их в свободной продаже нелегко.
Стоит отметить, что из сегодняшних участников это единственный, управление которым осуществляется с пульта ДУ, а не с сенсорного экрана. Первые несколько минут это вызывает некоторое раздражение, но, привыкнув, начинаешь воспринимать это как норму.
Меню у аппарата не русифицированное, но подсказки уже по-русски. Правда, пока есть трудности с окончаниями, но штурмана обещают поднатаскать. Еще гид часто и невпопад (где и поворотов-то нет!) советует ехать прямо. Заполняет паузу?
Так же как Pioneer и Blaupunkt (со специальным кабелем), навигация для более точного определения местонахождения располагает встроенным электронным гироскопом и датчиком скорости. Чтобы оценить их вклад, в процессе движения мы на несколько минут вовсе отключили антенну GPS – как будто попали в длинный тоннель. Однако аппарат продолжал уверенно вести нас по дороге. Так что плюсы дополнительной корректировки налицо.
Карта – тот же Teleatlas с некоторыми дорогами России. Недочеты по-прежнему сохранились. Среди режимов просмотра – двух- и трехмерный с возможностью настройки. И, как и во всех «европейцах», предусмотрен сервис TMC.
+ Возможность работы с различными мониторами, подойдет для любого автомобиля, TMC, электронная записная книжка, встроенный гироскоп, подключение к датчику скорости.
- Недочеты карты, управление требует некоторой сноровки.
За Рулем