Журнал
Куплю навыки! Права – не предлагать
Куплю навыки! Права – не предлагать

Куплю навыки! Права – не предлагать

Получить права и научиться ездить – при сегодняшней ситуации в автошколах это совсем не одно и то же. Что будет с нашей системой автообразования, пытался выяснить Андрей Морозов.

Получить права и научиться ездить – при сегодняшней ситуации в автошколах это совсем не одно и то же. Что будет с нашей системой автообразования, пытался выяснить Андрей Морозов.

ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОЙ ВИНЫ

«Мы едины во мнении, что уровень подготовки водительского состава не обеспечивает того, чтобы человек получил образование и навыки, способные уберечь его на дороге даже в самых экстремальных ситуациях». Это цитата из прошлогоднего декабрьского выступления министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Он уверен, что подготовка будущих водителей осуществляется натаскиванием на сдачу определенных видов экзаменов, чтобы курсант автошколы мог получить водительское удостоверение. Наверное, генерал прав; все так и есть. Но насколько велика вина «чайников» за трагическую статистику ДТП?

Основные причины ДТП с трагическим исходом – серьезнейшие нарушения правил: нетрезвое состояние водителя, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал. Для двух последних случаев в прошлом году провели подробный анализ. И выяснили, что новички (водители со стажем менее двух лет) были виновниками лишь в 5% и 17% случаев!

– Не совсем понятны обвинения в адрес автошкол в том, что невысокий уровень подготовки начинающих водителей – причина трагедий. Ни в одной школе не учат нарушать правила движения, не рекомендуют выезжать на «встречку» или гнать на «красный». Преподаватели не заставляют студентов выпивать перед практическими занятиями. Это же абсурд! А если серьезно, кроме статистики, тезис о бесшабашности и лихачестве «чайников» опровергает и сама логика жизни, – считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол России Владимир Виноградов. – Начинающий водитель просто не может позволить себе «лихачить». Он тихо и осторожно плетется в крайнем ряду, вызывая, конечно, раздражение у так называемых «опытных» водителей. Но реальной причиной ДТП такая езда становится крайне редко, что и подтверждает статистика…

УЧИТЕЛЯ – ЗА УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

Самое интересное, что специалисты автошкол считают: уровень требований к будущим водителям не соответствует современной дорожной обстановке!

– Программы обучения вождению застряли на уровне 40-х годов прошлого века, – уверен директор «Центра высшего водительского мастерства» Эрнест Цыганков. – Устарели и программа обучения, и литература, и методы подготовки водителей.

Казалось бы, учителя «сами себя секут». Но попытка разобраться в существующем парадоксе приводит к любопытному логическому выводу. Цель сегодняшней автошколы – дать слушателю знания Правил дорожного движения, чтобы он смог сдать теоретический экзамен в ГАИ. И обучить вождению автомобиля. Но опять-таки только с целью подготовить к экзамену по вождению.

Автошколы ныне – коммерческие предприятия. [info] Конечная цель любого бизнеса – получение прибыли; как следствие – минимизация расходов. Поэтому автошколы и закладывают тот минимум, который требует от них… ГАИ: откатать с инструктором положенные 36 часов. Учить меньше нельзя, дольше – невыгодно.

Казалось бы, решение проблемы, которую сами руководители МВД и озвучивают, элементарно: если уровень подготовки учащегося не соответствует требованиям ГАИ, экзаменатор не должен выдавать водительское удостоверение. Между тем ежегодно в России права получают 2 млн. новичков.

– На сегодняшний день серьезные и солидные автошколы кровным образом заинтересованы в ужесточении требований к уровню обучения, – рассказывает В. Виноградов. – В первую очередь, как это ни покажется странным, если требования к нашим учащимся при сдаче экзамена в ГАИ будут существенно ужесточены, от этого выиграет образовательный бизнес. Ведь исчезнут те самые школы-однодневки, которые не готовят водителей, а натаскивают «клиентов» на сдачу экзаменов. Тогда как автошколы с хорошими инструкторско-преподавательскими кадрами без видимых усилий и серьезных временных затрат смогут перестроить систему автообразования…

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?

Но пока программы в автошколах меняться не будут, уверяет глава ГИБДД России В.Кирьянов.

– В некоторых автошколах спекулируют на ложной информации о том, что с этого года установят новые сроки и программы подготовки водителей. Это неверно! Не надо спекулировать и увеличивать плату за обучение. Мы совместно с Мин-образования работаем над изменениями в программе подготовки водителей. Но ее пока нет, она не утверждена и не принята.

Но что же делать сегодня тому, кто хочет не просто получить права, а по-настоящему научиться ездить? Вот совет президента Межрегиональной ассоциации автошкол Владимира Виноградова:

– К сожалению, понять, соответствует ли уровень обучения в автошколе тому, что учащийся хочет получить, можно лишь практическим путем. Поэтому я посоветовал бы абитуриенту при заключении договора (а это обязательное условие!) оставить за собой право после первых одного-двух занятий по практическому вождению прекратить обучение без потери своих денег. Любой здравомыслящий человек поймет, учат ли его водить машину или просто натаскивают на сдачу экзаменов.

На сегодняшний день серьезные и солидные автошколы кровным образом заинтересованы в ужесточении требований к уровню обучения.
За Рулем