Журнал
Слабых не бьют!
Слабых не бьют!

Слабых не бьют!

Почти треть погибших в дорожных коллизиях – пешеходы. Они не защищены каркасами, подушками, ремнями, подголовниками, как люди внутри автомобиля. Безопасностью самых слабых озаботился Роман Никитин.

Почти треть погибших в дорожных коллизиях – пешеходы. Они не защищены каркасами, подушками, ремнями, подголовниками, как люди внутри автомобиля. Безопасностью самых слабых озаботился Роман Никитин.

Спасительную одежду, смягчающую удар при встрече с машиной, пока не придумали. Да и согласитесь ли вы таскать на себе дополнительную обузу? Поэтому-то и решили инженеры зайти с другой стороны – возложить обязанность защищать пешехода от автомобиля на... сам автомобиль.

СТРЕЛЬБА ПО КВАДРАТАМ

По тестовой процедуре EuroNCAP, принятой в 2002 году, проверяют не только то, насколько безопасен автомобиль для экипажа, но и как он относится к бедолагам, попавшим под колеса. Методику испытаний разрабатывали на основе реальных столкновений. Большинство наездов происходят по одной схеме, которую можно разделить на два этапа. Сначала бампер машины бьет по ногам, затем подкошенный человек падает головой на капот или ветровое стекло. Именно эти элементы кузова и подвергают тщательной проверке.

Чтобы оценить безопасность автомобиля при встрече с пешеходом, переднюю часть размечают по специальному шаблону на ячейки. Дюжина, расположенная на бампере, радиаторной решетке, кромке капота, образует зоны удара по ногам. Еще 48 определяют места возможного контакта головы пешехода с капотом, ветровым стеклом и рамкой. По расчерченным «мишеням» машину обстреливают специальными болванками, имитирующими голову и ноги (голени и бедра) пешехода. Удары наносят с той силой, с которой происходит реальное столкновение на скорости 40 км/ч. «Головы» и «ноги» напичканы датчиками, чьи сигналы собирает и обрабатывает компьютер. После испытаний каждая ячейка получает персональную оценку за безопасность (для наглядности их выделяют на схеме определенным цветом), а по сумме автомобилю присуждают звезды (максимум – четыре).

ПРОЯВЛЕНИЕ МЯГКОСТИ

Самая большая угроза для пешехода – не бампер или капот, а скрытые под ними агрегаты. Голова человека весит около 4 кг и при ударе на скорости 40 км/ч проминает «железо», будто фольгу. Поэтому в современных машинах капот имеет минимум усилений, а спасительное пространство под ним стараются максимально увеличить, в идеале – сделать регулируемым. Например, как только датчики на бампере фиксируют наезд на пешехода, механизм с пиропатроном приподнимает капот, увеличивая зазор до внутренних агрегатов. Один из первых автомобилей с такой системой – «Ситроен-С6», получивший, кстати, максимальные четыре звезды за защиту пешеходов в испытаниях EuroNCAP.

Увы, в отличие от капота, отодвинуть бампер от жесткого кузова при столкновении не успеет никакая пиротехника – ведь он первым «встречает» пешехода. Проблему решают, например, применяя более податливый пластик. В 2001 году «Хонда» представила «Сивик» с «мягким» передком. Исследования показали, что вероятность травм снизилась на 10%: результат испытаний – три звезды из четырех возможных.

ВСЕ НА ЗАЩИТУ ПЕШЕХОДА

За последние несколько лет автомобили стали намного добрее к попадающим под колеса. Наибольший прогресс у моделей бизнес-класса. Правда, во многом потому, что предыдущие были в числе отстающих. Например, из четырех автомобилей выпуска 2002–2003 гг., прошедших горнило EuroNCAP, лишь СААБ 9-5 набрал две звезды, да и то по устаревшей методике, действовавшей до января 2003-го. Остальные – и того хуже.

По той же причине хорошо виден прогресс среднего класса и мини-вэнов. Остальные автомобили совершенствуются медленнее, но стабильно (см. табл.). Пока, к сожалению, самой большой угрозой остаются полноразмерные вседорожники. Прежде всего – из-за высокой передней части, которая не «подсекает» пешехода, а бьет по туловищу. Компактные «паркетники» ближе к легковым машинам, а потому не столь опасны. Но, в общем, тенденция четкая – чем новее машина, тем меньше вреда она причинит попавшему под колеса человеку.

По данным ООН, ежегодно на дорогах планеты гибнет 1,2 млн. человек, еще полмиллиона получают травмы. Цифры гигантские, поэтому организация даже приняла директиву: объявить каждое третье воскресенье Всемирным днем памяти жертв дорожных аварий. Остается надеяться, что когда-нибудь «кровавое воскресенье» станет обычным выходным, а попавшие в дорожные происшествия будут отделываться легким испугом.


«ШКОДА-СУПЕРБ»

(2003)
Четыре года назад полностью провалила тест EuroNCAP. Результат – ноль баллов и, соответственно, ни одной звезды. Хотя за защиту пассажиров – четыре.
Пешеходный тест: 0 звезд


«СУЗУКИ-ГРАНД ВИТАРА»

(2003)
Разработчики пообещали, что в машине нового поколения будут учтены все ошибки предшественницы 2003 года. Ждем крэш-теста. А пока – ноль баллов. Показатель пассивной безопасности на среднем уровне – 3 звезды.
Пешеходный тест: 0 звезд


«ДЖИП-ГРАНД ЧЕРОКИ»

(2005)
Легендарный вседорожник дружелюбен к водителю и пассажирам (4 звезды за фронтальный и боковой удары и 3 – за безопасность детей), но не к пешеходам. Конструкторам есть над чем работать.
Пешеходный тест: 0 звезд


«ФОЛЬКСВАГЕН-ГОЛЬФ»

(2004)
Эксперты отметили хорошую защиту головы пешехода, однако края капота и крыльев все же небезопасны. За фронтальный и боковой удары «Гольф» получил максимальные 5 звезд.
Пешеходный тест: 3 звезды (19 баллов, 53%)


«СИТРОЕН-С4»

(2004)
Еще один «пятизвездный» автомобиль за безопасность пешеходов набрал 22 балла, что соответствует 3 звездам. Специалисты EuroNCAP отметили мягкую кромку капота, которая оградит маленьких пешеходов от серьезных травм.
Пешеходный тест: 3 звезды (22 балла, 61%)


«СИТРОЕН-С6»

(2005)
Первый и пока единственный набрал максимальное количество звезд в пешеходном
тесте. В этом заслуга приподнимающегося во время удара капота. Остальные показатели отличные: 5 звезд по защите пассажиров и 4 – за детей.
Пешеходный тест: 4 звезды (28 баллов, 78%)
За Рулем