Журнал
Дефицит пространства
Дефицит пространства

Дефицит пространства

Редкое удовольствие на свете может сравниться с управлением автомобилем. И все же… да здравствует трамвай!

Редкое удовольствие на свете может сравниться с управлением автомобилем. И все же… да здравствует трамвай!

Захлопывая дверь личного автомобиля, мы тем самым как бы отсекаем огромную часть своих проблем – они остаются там, снаружи. И это – настоящий кайф, в котором так нуждается современный человек с его стрессами и психозами. Особенно это ощущалось при социализме: отсутствие личной машины венчало вселенскую пустоту на прилавках и в душах. Казалось бы, то ли дело сегодня: ведь автомобили есть чуть ли не у всех желающих.

А боги посмеиваются – не тем заполнили пустоту, ребята! Думаете, в машинках дело? Что ж, играйте, если сможете. Ведь один дефицит вы сдуру заменили другим! Только если вчера не хватало автомобилей, то сегодня кончилось пространство!

Водители негодуют и борются с пробками по-своему – покупают мигалки, джипы и бейсбольные биты. Мигалку – на крышу, джипом – по тротуару, битой – по морде недовольному. Мы что – совсем озверели? Так и до гражданской войны недалеко – неужели не хочется поискать цивилизованный выход!

Хочется, конечно. Но почему-то все чаще приходится слышать, что во всем виноват… трамвай!

ПОЧЕМУ?

Вот, к примеру, некто, торопясь по делам, бросил свою машину прямо на рельсах – понятно, что трамваю ее не объехать. Смерть неповоротливым! А если трамвай и стронется с места, то поползет лишь со скоростью пробки: трамвайные пути до горизонта утыканы гудящими «мерседесами» и «газелями». Смерть медлительным! Кроме того, трамвай занимает места куда больше, чем пяток легковушек. Смерть динозаврам!

Да, но простите, господа! Ведь ни один «Боинг» не взлетит, если какой-то идиот вздумает припарковаться на взлетной полосе. Так в чем же виноват добродушно позвякивающий трамвай? Ему бы разогнаться разочек да ободрать бока десятку эгоистов…

Ладно, молчу. Тем более что у обвиняющей стороны есть и другой весомый аргумент. Одна знатная дама как-то заявила: дескать, каждый пассажир общественного транспорта старше 30 лет – неудачник! А кому охота прослыть неудачником?

Первым опомнился Запад. Когда до сознания среднего европейца дошло, что любую пробку легко объехать, пересев из машины в чистенький и удобный вагон, маятник качнулся обратно: современный трамвай бесшумно вкатился на улицы западных столиц и пригородов. Заодно это позволило многим мэриям сделать въезд в центр платным, а кое-где и вовсе перекрыть: альтернатива-то есть!

Мы к этому не готовы морально. Вожделенной мечтой нескольких поколений россиян был именно личный автомобиль – мы еще не наигрались в него. И пытаемся играть дальше – назло здравому смыслу и уже безо всякого удовольствия.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НА ВСЕХ НЕ ХВАТАЕТ?

Законы эпохи дефицита просты: когда чего-то не хватает на всех, «это» делят между избранными. Большинство лишь хлопает ушами, а вот меньшинство действует слаженно и лихо. Не случайно сирены, мигалки и пропуска различных мастей кочуют из эпохи в эпоху подобно клопам и прочим паразитам. Но фактически это и есть дележ пространства. Продолжить начинание во имя борьбы с пробками несложно: Москва – для москвичей, Охотный ряд – для депутатов, Рублевка – для теннисистов.

Не нравится такое дежа вю? Тогда можно позвать на помощь верное средство – деньги: езжай где хочешь, но изволь раскошеливаться на каждом углу! За въезд и за проезд, за стоянку и за остановку, за лошадиные силы и цвет кузова.

Опять не нравится? А это уже не важно. Городское пространство исчерпано – это факт. Волей-неволей надо чем-то (или кем-то?) жертвовать. [info]

ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЛИЧНОЕ

Конечно, проще всего пожертвовать тем, кто невиновен. Конечно, трамвай в нынешнем его российском обличье – это убожество, аттракцион, химера. В подобном транспорте и впрямь ощущаешь себя неудачником – впрочем, то же относится к автобусам, маршруткам и даже к метро, на глазах превратившемуся из дворцового ансамбля в душную подземку. Но…

Но хоронить-то нужно не идею, а отсталую технику!Кто мешает заменить нынешние музейные экипажи на бесшумные и комфортабельные вагончики? И почему нельзя проложить их маршруты без единого пересечения с автомобильными дорогами? Да так, чтобы никакой трижды блатной «Хаммер» – будь он хоть с триколорами, светомузыкой и матюгальником – физически не мог посягнуть на запретную территорию! И если новенький трамвайчик сможет беспрепятственно двигаться по расписанию с точностью до секунды, то результат мгновенно почувствуют все. И на это действительно не стоит жалеть денег.

Заговорив про деньги, не могу не упомянуть величайшую глупость, сотворенную нынешними властями. Это чем же нужно было думать, чтобы так задрать цены на общественный транспорт?! Да я невольно буду шарахаться от трамваев, автобусов и электричек, если любая поездка на личном авто априори окажется вдвое выгоднее! Кто не верит, пусть прикинет стоимость ежедневного проезда по маршруту, скажем, Зеленоград–Москва–Зеленоград.

Ладно, успокоились. Лучше отметим, что ни СО, ни СН, ни прочей гадости трамвайчики не создают! Кроме того, трамвай берет на борт больше пассажиров, чем автотранспорт. А живет он при этом 30–40 лет – а то и больше.

Россия всегда славилась мазохистскими способностями сперва создавать нечто «самое-самое», а затем своими же руками уничтожать собственное творение. Некогда самый трамвайный город в мире – Петербург – уже лишился уникального перекрестка на Васильевском острове, который впору было показывать туристам за деньги. Ну где еще существовало двустороннее трамвайное движение, позволяющее с любого направления сворачивать хоть направо, хоть налево? Нигде! И у нас уже не существует. Даже сегодня, когда мир возрождает трамвай из небытия, мы упорно закатываем в асфальт оставшиеся рельсы – и в Питере, и в Москве, и в Твери. А туристам вместо живой реликвии показываем разве что памятник петербургской конке – дескать, умели раньше думать.

На чем же мы будем ездить в ближайшее время? Москвичам, к примеру, в качестве перспективы предлагают… нет, не очередную монорельсовую дорогу, а катамараны! Аж 21 штуку – об этом говорится в Постановлении Правительства Москвы от 24.10.2006 .Там же сказано о необходимости обеспечить приоритетное движение «маршрутных транспортных средств по выделенным полосам на Волоколамском шоссе, Ленинском и Ленинградском проспектах». Ждем не дождемся…

ТРАМВАЙ И ЖЕЛАНИЯ

А как же личный автомобиль – неужели конец мечтаниям?

Да нет, конечно же. Места на огромных российских просторах пока достаточно – и для трамваев, и для «газелей», и для «логанов». Но бездумно захламить можно любую территорию – мы видим это на примере обеих столиц.

Что касается ежедневных поездок в автомобиле «с работы – на работу», то от них жителям столицы все же придется вскоре отказаться! Если, конечно, контора вашего работодателя не обладает собственным подземным паркингом. Господа депутаты, покажите личный пример – освободите Охотный ряд! Знаю, что сегодня многие привыкли подъезжать на машине чуть ли не к иконостасу храма – что ж, с барскими привычками пора кончать.
В общем, да здравствует трамвай!

А тем, кто напомнит нам, что именно трамвай лишил головы нашего коллегу-редактора, по секрету сообщим, что никаких трамвайных маршрутов у Патриарших прудов никогда не было! Упомянутая в романе «новопроложенная линия» недолгое время использовалась лишь для ночного отдыха вагонов. А потому все нападки на трамвай – это происки нечистой силы. Которая, между прочим, не считала для себя зазорным пользоваться этим видом транспорта. Разве не так?
За Рулем