Журнал
Холод про запас
Холод про запас

Холод про запас

Экономичность и экология – вот два ключевых направления развития современного автомобилестроения. На рынке появляется все больше «гибридомобилей» или хотя бы таких машин, что работают в городе в режиме старт-стоп, выключая двигатель у каждого светофора. Вот только что делать с кондиционером? Если его компрессор не будет работать, то жарким летом хватит и пары минут, чтобы седоки изрядно вспотели. А сырым осенним днем придется стартовать при затуманившихся стеклах. Можно, конечно, сделать независимый электропривод компрессора, но тогда долго не протянет аккумулятор – и автомобиль,чего доброго, так у светофора и останется…

Экономичность и экология – вот два ключевых направления развития современного автомобилестроения. На рынке появляется все больше «гибридомобилей» или хотя бы таких машин, что работают в городе в режиме старт-стоп, выключая двигатель у каждого светофора. Вот только что делать с кондиционером? Если его компрессор не будет работать, то жарким летом хватит и пары минут, чтобы седоки изрядно вспотели. А сырым осенним днем придется стартовать при затуманившихся стеклах. Можно, конечно, сделать независимый электропривод компрессора, но тогда долго не протянет аккумулятор – и автомобиль,чего доброго, так у светофора и останется…

Фирма «Бер» (Behr) решила подойти к вопросу с другой стороны, превратив сам кондиционер в аккумулятор, но не электричества, а холода, который бы расходовался во время кратковременных остановок. Сначала, конечно, собрали статистику. Оказалось, среднее время стоянки составляет 23 с, не превышая максимальных 62 с. При этом доля простоя в городском цикле составила 22%. (Ну это, конечно, «у них», не в Москве.)

Идея состояла в том, чтобы присоединить к испарителю кондиционера дополнительную секцию, наполненную особым веществом, замерзающим/тающим при +5°С. Во время движения эта секция наберет запас холода, а при остановках будет его отдавать продуваемому вентилятором воздуху. Чтобы повысить эффективность, одновременно с остановкой мотора система кондиционирования переключается на режим рециркуляции: ведь воздух в салоне холоднее, чем снаружи. И все равно запасать холод от продуваемого воздуха не получалось: необходимые 4 минуты – это слишком долго, остановки следуют друг за другом чаще.

Поэтому разработанная конструкция представляет собой как бы трубу в трубе. По внутренней циркулирует хладагент, между ней и наружной залит «аккумулятор холода». В этом случае последний запасает мороз менее чем за минуту работы кондиционера, а хватает его примерно на 50 с. После этого температура воздуха на выходе в салон превысит 11°С. Но тогда автоматика просто пустит двигатель.

За Рулем