Журнал
Третий старт
Третий старт

Третий старт

ФИАТ, стартовавший в 1970-м, стал «жигулями». Следующую попытку (в Нижнем) пресек кризис 1998-го. В конце 2006-го ФИАТы начали собирать в России под собственной маркой.

ФИАТ, стартовавший в 1970-м, стал «жигулями». Следующую попытку (в Нижнем) пресек кризис 1998-го. В конце 2006-го ФИАТы начали собирать в России под собственной маркой.

Сегодня проще сказать, что не продается на российском рынке, чем перечислить все марки и модели, доступные нашим людям. Удивительно, но итальянские авто в постперестроечной России, что называется, не пошли, хотя попытки были. Увы, не слишком удачные: многие до сих пор вспоминают общественное движение «Такой ФИАТ нам не нужен». И вот – третье пришествие марки: в Набережных Челнах, на производственных площадях завода малолитражных автомобилей – ЗМА (ныне принадлежащего «Северсталь-Авто») налажена сборка «всемирной» модели «ФИАТ-Албеа» (см. «Наше знакомство» в этом номере).
Но это только первая ласточка, в производственных планах еще две модели: многофункциональный фургон «Добло» и седан «Линеа», мировая премьера которого состоялась в ноябре 2006 года.

ОТ ЗМА – ТОЛЬКО БУКВЫ

...В огромном цехе сварки ЗМА полным ходом идет монтаж современной сборочной линии, куда уже летом обещают перенести сварку кузовов и сборку как итальянских моделей, так и корейских вседорожников «Саньён». Пока же «корейцев» собирают на временной линии; «итальянцам» отведено место в другой части просторного цеха.
Естественно, пытливый автомобилист тут же узнает в очертаниях «Албеа» хэтчбек «Палио», назначенный когда-то на роль всемирного ФИАТа. Специально для «третьих стран» был разработан седан, который успешно продается во многих частях света. «Наши» ФИАТы приезжают в Россию с турецкого завода «Тофаш» – пока в виде кузовов первой комплектации, двигателей и деталей подвески, чтобы стать полноценными автомобилями в Набережных Челнах. [info] «Современная и надежная конструкция», как сказано в рекламных материалах, предлагается по цене от 315 тысяч рублей.
Директор по производству ЗМА Зуфар Миргалилов с нескрываемой гордостью показывает приборы, станки и технологическое оборудование, закупленное для производства ФИАТов. «Кузова регулярно диагностируются по 32 параметрам! – кричит он сквозь заводской шум. – Все, вплоть до фиксации двери при закрытии, контролируется при помощи приборов!»
Уже в феврале на заводе должны установить самый современный сборочный конвейер компании «Айземан». По любым меркам, завод будет на уровне современного западного производства. У «Северсталь-Авто» с этим предприятием связаны очень большие планы. А автомобили ФИАТ, которые здесь собирают, по задумке металлургов составят конкуренцию другим иномаркам, сделанным в России и странах СНГ.

В СВЯЗЯХ С АВТОПРОМОМ НЕ ЗАМЕЧЕН…

Нынешнее производство организовано в рекордные сроки – с момента подписания лицензионных соглашений минуло всего 10 месяцев! За это время весь персонал прошел подготовку на заводе «Тофаш»; турки, показывая мастер-класс, вместе с россиянами собирали первые машины в Набережных Челнах. В прошлом у ФИАТа были проблемы с качеством. Так они в прошлом и остались! Ныне при сборке автомобилей – жесточайший контроль на всех этапах.

Правда, этапов этих пока немного; но полностью оценить качество можно будет уже летом, когда на ЗМА итальянско-турецкие малолитражки начнут не только собирать, но и сваривать, красить кузова. Подготовка идет полным ходом – уже работает собственный учебный комбинат. Все кандидаты в сборщики проходят двухнедельный курс теории и практики, после чего на специальных тренажерах руководитель учебного центра ЗМА Геннадий Андрющенко лично у каждого принимает экзамен. И либо поздравляет соискателя с новым местом работы, либо – «увы, но ваших навыков недостаточно...». По оценке Андрющенко, почти 60% рабочих, занятых сегодня в производстве, никогда не работали в автопроме. Обучение они прошли с чистого листа.

ПЕРВОПРОХОДЕЦ

«Албеа» не может похвастать разнообразием кузовов, зато покупателю предлагают несколько вариантов комплектации. Кое-что в «базе» уже есть: гидроусилитель руля, подушка безопасности водителя, центральный замок и т.д. Правда, 315 тысяч рублей (около 12,1 тыс. долл.) – все-таки дороговато; основные конкуренты (« Шевроле Ланос», « Рено Логан») в схожих комплектациях стоят на 1–1,5 тыс. долларов дешевле. Когда руководители «Северсталь-Авто» объявляли о запуске проекта по сборке автомобилей ФИАТ, цену называли другую – от 9,5 тыс. долл. Есть надежда, что с началом полноценной сборки она вернется.
Помните фильм Никиты Михалкова «Автостоп»? Главный герой путешествует по России на ФИАТе и буквально влюбляется в нашу страну. Да и местные жители, волею судеб столкнувшиеся с итальянцем и его машиной, проникаются большим доверием к обоим. Воплотится ли «хеппи-энд» в жизнь при посредстве машин с ЗМА? Посмотрим – ждать осталось недолго...

В планах завода ЗМА на 2007 год – собрать не менее
20 тыс. автомобилей ФИАТ двух-трех моделей; переход
на полный производственный цикл, включающий сварку и окраску, намечен на июнь.

За Рулем