Журнал
Реально ли вылечить московские заторы по европейскому велосипедному рецепту?
Педали против пробок

Реально ли вылечить московские заторы по европейскому велосипедному рецепту?

Реально ли вылечить московские заторы по европейскому велосипедному рецепту?

Реально ли вылечить московские заторы по европейскому велосипедному рецепту?

Пока столичное правительство вовсю публикует победоносные планы по неотвратимому искоренению пробок, активный период жизни автолюбителей медленно, но верно сокращается за счет возрастающего времени простоя в заторах. А нам продолжают обещать новые дороги и активное использование опыта европейских стран. Помимо прочего, руководство города то и дело упоминает развитие велосипедного транспорта. Дескать, если москвичи массово пересядут на два колеса, от пробок и следа не останется, да и воздух станет чище. Звучит заманчиво, но возможен ли такой сценарий вообще?

Для начала давайте разберемся с текущим положением дел. На сегодняшний дел количество велосипедов в Москве превышает три миллиона штук — то есть, парой колес  и рулем обладает примерно каждый шестой. В самых продвинутых по этой части странах Европы — Германии и Нидерландах — велосипеды есть у 80% жителей. При этом по маршруту «дом-работа» педали регулярно крутит лишь четверть от этого числа или 20% населения страны.

 В реальности же эта цифра составляет менее одного процента. Причин тому множество: и непростой климат, и отсутствие велосипедных дорожек, и расстояние от дома до офиса, в среднем составляющее 25-30 километров. Поэтому на человека, пристегивающего своего двухколесного друга возле офисного здания, смотрят одновременно удивленно и с некоторым уважением.

Велосипеды в прокат. Дания

А возможно ли вообще пересадить хоть сколько-нибудь заметное количество москвичей на велосипеды, как того хочет правительство? Даже оставляя за скобками холодный и ненастный период с середины октября по середину апреля, в который подобный способ передвижения не просто затруднителен, а даже опасен для здоровья, мы можем с уверенностью сказать, что нет. Точнее, это осуществимо только при помощи солидных финансовых вложений (это, в принципе, не самая неразрешимая проблема) и предельно четкого и адекватного подхода к проектированию и воплощению велосипедной программы (а вот тут-то и возникнут серьезные трудности).

Давайте смоделируем возможный маршрут нового московского велосипедиста от дома до работы. Предположим, живет он в каком-нибудь Чертаново, а трудится, скажем, на Соколе. Это значит, что преодолеть весь путь на двух колесах не представляется реальным. Поэтому он берет свой велосипед, доезжает на нем до метро… а дальше что? Тащить его с собой в подземку не позволяют тамошние правила. Значит, нужна парковка, где человек может безбоязненно оставить аппарат на целый день. А на чем наш герой будет ехать от Сокола до офиса? Вопрос открытый.

Выход, разумеется, есть: сервисы проката. В Европе они давно и хорошо работают, но во многом их успех основан на сознательности пользователей: например, в пределах Хельсинки аренда велосипеда бесплатна и не ограничена ничем, кроме черты города. И никто, заметьте, не вывозит бесплатные средства передвижения на дачу в кузове фургона под покровом ночи. В Париже можно бесплатно ездить на велосипеде первые 30 минут: более чем достаточно, чтобы преодолеть отрезок между метро и пунктом назначения. Чтобы нечто подобное заработало у нас, придется, помимо собственно создания сети пунктов проката, вживлять в каждый велосипед электронный идентификатор и связывать его с каким-нибудь персональным датчиком, который будет храниться у человека. Иначе — сопрут.

Велосипедная парковка. Амстердам

Словом, в наших реалиях такая система скорее выглядит утопией, чем применимым на практике способом. Да и бог с ней — есть же еще и программа по созданию сети велосипедных дорожек в пределах Садового кольца! Предназначена эта сеть будет в основном для тех, кто живет и работает в центре города. Главный вопрос здесь обескураживающее прост: где прокладывать такие дорожки? Большинство переулков имеют по одной полосе движения в каждую сторону (там, где их две, правая обычно является перманентной парковкой) да узенькому тротуару. [info] Более-менее крупные улицы постоянно забиты автомобилями — от них «откусывать» пространство тоже не с руки. А ведь власти грозятся еще и полосы для общественного транспорта создать! В общем, даже если и сделают у нас отдельные  дорожки для мускульно-двухколесных, то пролегать они будут там же, где в основном курсируют велосипедисты и сейчас — на бульварах и набережных. Какой в этом, спрашивается, смысл?

Средняя стоимость одного километра пути при использовании автомобиля (с учетом затрат на обслуживание, страховку и прочее) составляет около пяти рублей.  Средний пробег московского автовладельца за месяц — 1800 километров. Итог: 9000 рублей в месяц. Получается, что если пересесть с четырех колес на два, перестать давить на педали и начать их крутить, то можно сэкономить кругленькую сумму за один-единственный месяц или целых 54 тысячи за полгода велосипедного сезона.

Это интересно

Год назад мне довелось прокатиться на гибридном велосипеде компании Porsche. Классная игрушка! Да, перед вами велик, в котором использована гибридная силовая установка. Вы крутите педали, а электродвигатель вам помогает.

Реально ли вылечить московские заторы по европейскому велосипедному рецепту?

Причем он может помогать активно, а может вполсилы — это решать вам. Катитесь с горки? Прижмите рукоятку тормоза, и начнется процесс рекуперации. На вопрос, почем игрушка, представители Porsche лишь улыбались и отвечали: дорого! Думаю, обладатели этого «гибрида с мускульным приводом» вполне смогли бы преодолевать внушительные столичные расстояния. Однако компания Porsche пока так и не объявила о начале производства подобных велосипедов, так что ждем китайских поделок.

CARS.ru