Журнал
Во что развился криминальный дорожный промысел конца 90-х
Подставы на дорогах: перезагрузка

Во что развился криминальный дорожный промысел конца 90-х

Во что развился криминальный дорожный промысел конца 90-х

Казалось бы, с появлением ОСАГО «подставы» на дорогах должны были прекратиться. Однако этого не произошло. Их не стало меньше, и они стали куда изощреннее. Если раньше незаконным промыслом занимались в основном криминальные группировки, то теперь часть этого «черного бизнеса» перетекла в руки силовых структур и… старушек-одуванчиков…

Казалось бы, с появлением ОСАГО «подставы» на дорогах  должны были прекратиться. Однако этого не произошло. Их не стало меньше, и они стали куда изощреннее. Если раньше незаконным промыслом занимались в основном криминальные группировки, то теперь часть этого «черного бизнеса» перетекла в руки силовых структур и… старушек-одуванчиков…

Переаттестация с параллельным заработком

Увы, но чаще всего подставы организуют представители дорожно-постовой службы. Тут все просто - им нужно создать ситуацию, когда вы грубо нарушите правила дорожного движения и будете готовы расстаться с большой суммой, чтобы избежать лишения прав. Самый распространенный вариант практикуют на трассах, ведущих к морю. Идеальное место - люди спешат на отдых и у них есть средства. [info] Вот пример: участок трассы длиной пару десятков километров, разумеется, сплошная разметка. Со скоростью 10 км/ч по дороге ползет трактор (поверьте, тут тракторист зарабатывает больше чем на посевной), через некоторое время находятся нетерпеливые, которые его обгоняют, а спустя несколько километров им в машине ДПС показывают видео - как обгонял, как лихачил. И кошелек худеет на 30 000 - 60 000 рублей.

Учтите, все правонарушения, подразумевающие лишение водительских прав, прекрасная почва для «подстав». Ваш покорный слуга  лишь на следующий день понял, как его «развели»… Дело было под Калининградом. На нерегулируемом железнодорожном переезде резко остановилась впередиидущая машина. Разумеется, я остановился следом за ней. Водитель жестикулировал, что сломался, мол, объезжай. Поскольку железнодорожное полотно просматривалось метров на тридцать, и стоять было небезопасно, я объехал машину. Тут же из кустов выпрыгнул инспектор ДПС, снявший происходящее на камеру мобильного телефона. Дальше был развод на деньги с запугиванием и зачитыванием статей из кодекса. От меня он денег не получил, но, представляю, сколько водителей здесь расставалось с кругленькой суммой.

Во что развился криминальный дорожный промысел конца 90-х

Впрочем, работники ДПС организует о более жесткие «подставы». В частности, разбирая ДТП? они предлагают пострадавшему и потерпевшему договориться полюбовно. Если потерпевший соглашается, то его могут ждать очень серьезные проблемы. Он получает от виновника  деньги и уезжает с места, а спустя несколько часов его начинают прессовать те же инспекторы, уверяя, что он скрылся с места ДТП. Свидетелей нет, бывший виновник аварии становится потерпевшим, а инспекторы получают кругленькую сумму.

Старушка-одуванчик

Гаишники, которых ловят на «подставах», жалуются на нищенскую зарплату, а старушки — на нищенскую пенсию. Да, не удивляйтесь, но пенсионеры и подростки тоже устраивают «подставы», прыгая под колеса автомобиля на пешеходном переходе. Конечно, старушка в марках-моделях не разбирается, но поверьте, под старый «москвич» она не сиганет. Ну а подростки и вовсе выбирают дорогую иномарку и, желательно, с женщиной за рулем. На этот сюжет снят не один детективный фильм. Так что тут и рассказывать нечего - любой водитель, считающий, что сбил человека на «зебре», понимает, что тут уже не административная ответственность, а уголовная.

Во что развился криминальный дорожный промысел конца 90-х

Напоследок о «классике»

Пару лет назад, моего знакомого пытались «развести» на киевском шоссе. Было у него и ОСАГО и КАСКО. Но жулики действовали по старой, проверенной  схеме - запустили картошкой в заднее крыло, затем прижали к обочине и с воплями: «ты ободрал нам машину и теперь должен денег» исполнили танец с бубном вокруг машины. Причем один из организаторов козырял корочкой помощника депутата Госдумы. Мой знакомый не первый день за рулем и сразу набрал 02, назвав номер автомобиля на котором его прижали к обочине, а так же отметил, что один из угрожающих ему людей - помощник депутата. (Напомню, что служба 02 записывает все разговоры). Через 10 секунд от «потерпевших» след простыл …

Впрочем, не стоит думать, что звонок в полицию или страховую компанию - это идеальная палочка-выручалочка. Будь так, о «подставах» на дорогах мы бы давно забыли. И не стоит забывать, что «подстава» - это криминальный бизнес, и участвуют в нем не мелкие мошенники. Просто с приходом обязательного страхования они стали точнее выбирать жертву.

Кто жертва?

В группу риска, прежде всего, попадают владельцы автомобилей стоимостью от 450 000 до 800 000 рублей. А еще вы должны быть не слишком опытным водителем, но обязательно платежеспособным человеком.  Если у вас дорогая машина, жулики рисковать не станут: а вдруг у вас есть влиятельные друзья? Также вы не попадаете в группу риска, если вы везете пассажиров - лишние свидетели, могут поднять кипишь.  Часто выбирают нервного или куда-то спешащего водителя - ведь в этом случае куда легче организовать «подставу».

Смотрите в зеркала!

Во что развился криминальный дорожный промысел конца 90-х

Чтобы избежать классической «подставы» нужно просто внимательно смотреть в зеркала и не делать никаких резких маневров. Если в «мертвой зоне» «висит» автомобиль, параллельно ускоряется и замедляется, возможно - вы жертва. В этом случае самый простой способ — включить «аварийку» и медленно остановиться. Ни в коем случае не нужно перестраиваться. Причем абсолютно не важно, в каком ряду вы движетесь. Если это не «подстава», то вас ждут лишь возмущенные сигналы других участников движения. Иногда «подставу» совершают в ночное время, причем у машины, которая зависла в «мертвой зоне» зеркал, не будут включены габаритные огни…

Поздно пить боржоми

Что делать, если вы все-таки стали жертвой подставы? Первое, и самое главное - не принимайте никаких необдуманных решений. В состоянии шока человек может подписать даже дарственную на дом. Не давайте никаких обещаний и расписок. Не сообщайте никаких данных о себе, в том числе не давайте телефонный номер. Как отмечают психологи, задача мошенников «развести» вас, пока вы находитесь в состоянии шока. Есть свидетели - хорошо. Запишите их контакты. Не убирайте машину с места ДТП (даже если вместо ДТП в заднем фонаре вашего авто торчит картофелина), оставьте там, где остановили вас злоумышленники. Думаю, не нужно напоминать, что у вас есть ОСАГО и с точки зрения гражданской ответственности вы защищены, и финансовая сторона ДТП лежит на страховой компании.

Незамедлительно вызывайте сотрудника ГИБДД, и лучше это сделать через 02. Причем вызывайте самостоятельно, поскольку организаторы «подстав» порой работают в паре с силовыми структурами. Вызывайте страхового комиссара - у них глаз наметан на такие случаи и редки случаи тройного сговора. Поверьте, когда он увидит небольшую царапину или вмятину на боку вашего автомобиля, и развороченную машину мошенников, то быстро сделает правильные выводы.

Сергей Канаев, председатель московского отделения Федерации Автовладельцев России

Дорожные подставы действительно эволюционировали. Лихих одиночек-камикадзе в кожаных куртках, на удачу ловящих на свои крылья и бамперы «лохов», больше не встретить. Индустрия систематизировалась, и дела теперь ведут отлично сработанные команды, в которых, к сожалению, никогда не обходится без сотрудников органов правопорядка.

Простой пример: вы попадаете в легкое ДТП — возможно, даже без единого следа как на вашей машине, так и на машине второго участника. Раз нет повреждений и взаимных претензий — разъезжаетесь восвояси. А через некоторое время вы с удивлением обнаруживаете, что на вас заведено дело по факту скрытия с места аварии — за такое, между прочим, наказывают лишением прав на полтора года. Само собой, у заявителя к этому моменту есть и «свидетели», и надлежащим образом оформленный  пакет необходимых документов. Средний размер суммы, которую с вас потребуют для прекращения дела, составляет от 100 до 300 тысяч рублей.

Бывают и другие случаи: недавно один автомобилист чуть не наехал на старушку. Она сама поскользнулась и упала на дорогу, и более того — касания машиной вообще не было. Тем не менее, водителя чудом удалось спасти от привлечения к ответственности. Почему? Просто потому, что у пенсионерки было два свидетеля — оба оказались ее сыновьями, работающими в милиции.

Как бороться с подобными случаями? В первую очередь, необходимо обзавестись видеорегистратором. Раз борьба перешла из плоскости грубого «прессования» в плоскость правовую, запись происшествия будет вашим главным доказательством собственной невиновности. Кроме того, необходимо сразу же собрать данные с максимально возможного числа свидетелей аварии — несмотря ни на что, их показания имеют немалую силу. А дальше — не стесняйтесь подавать в суд и отстаивать там свои права, а также не бойтесь предавать историю широкой огласке. Пишите о происходящем в Интернет, подключайте СМИ — в общем, делайте всё, чтобы ход дела был на виду. Мошенникам гораздо труднее реализовать свои планы, если за их руками непрерывно следят.

Андрей Ломанов