Журнал
Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных
Куда ведут навигацию

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Компания NAVTEQ, специализирующаяся на производстве цифровых карт, небезосновательно считает, что лучшая навигация — это понятная навигация. Новый продукт под названием Natural Guidance должен общаться с водителем по-человечески: на смену бездушным комментариям вроде «через сто метров поверните направо» придут более живые подсказки, привязанные к местности. Теперь «электронные Сусанины» будут подсказывать нам, что искомый поворот находится вон за тем зеленым домом, а для совершения маневра неплохо бы начать перестраиваться влево, проезжая Большой Театр.

Компания NAVTEQ, специализирующаяся на производстве цифровых карт, небезосновательно считает, что лучшая навигация — это понятная навигация. Новый продукт под названием Natural Guidance должен общаться с водителем по-человечески: на смену бездушным комментариям вроде «через сто метров поверните направо» придут более живые подсказки, привязанные к местности. Теперь «электронные Сусанины» будут подсказывать нам, что искомый поворот находится вон за тем зеленым домом, а для совершения маневра неплохо бы начать перестраиваться влево, проезжая Большой Театр. 

По случаю развертывания работы над созданием новых описаний для навигации компания NAVTEQ показала журналистам, как работает машина для исследования. Renault Scenic со стеклянным «колпаком» на крыше, под которым спрятано несколько камер, приехал из Финляндии. Те двадцать машин российского производства, которые есть у российского представительства NAVTEQ, видимо, показались руководству недостаточно презентабельными. «Какой марки ваш повседневный рабочий автомобиль?», - спрашиваю у молодого парня, который сидит на пассажирском месте и вносит информацию об объектах (в компании таких называют полевыми аналитиками). - «Это, наверное, вопрос к моему руководству…».

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Садимся на заднее сиденье, чтобы проехаться по городу вместе с рабочей аналитической бригадой. Машина едет со скоростью 20 км/ч - так положено по инструкции - и иногда останавливается, чтобы полевой аналитик мог описать местность подробнее. Несмотря на то, что финский Scenic с прозрачным «колпаком» был похож не то на машину активиста «Синих ведерок», не то на летающую тарелку, московские водители его не жаловали. На гневные гудки, вызванные медленной скоростью движения, водитель - финн - старался не реагировать, но было видно, что испытание московскими дорогами ему не по душе.

Геоаналитик, который сидел в машине на переднем пассажирском месте, добавлял информацию обо всем, что видел, на карту. Над центральной консолью в машине - большой экран, на который выводится крупномасштабная схема с контурами домов и отображается текущее положение машины. В руках у аналитика - графический планшет, с помощью которого он ставит на карте различные символы. Номера домов, количество полос и разметка, дорожные знаки, ворота и подъезды… Длинные описания (например, названия заведений) можно записать на встроенный в салон диктофон, а то, что не успеет зафиксировать геоналитик, можно будет посмотреть на видеозаписи, которая охватывает все 360 градусов.

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Любую дорогу сначала "пишут" в одну, потом в другую сторону; рабочий день - 8 часов, норматив в день - порядка 80 км дороги, отработанные в обе стороны.

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Создавая карты для новой навигации Natural Guidance, сотрудники компании должны будут описывать гораздо больше объектов, чем раньше. В данный момент экипаж NAVTEQ на «полевых работах» старается отследить порядка 260 атрибутов. Представители топ-менеджмента компании сказали, что выбор характерных для той или иной местности деталей ляжет на плечи геоаналитиков и будет зависеть, в частности, от их личного восприятия хорошо знакомого им города. Правда, наш диалог с полевым аналитиком не стал подтверждением для этой мысли: «Список объектов, которые нужно описать, всегда четкий, но регулярно обновляется, в основном в сторону увеличения. Мы собираем именно то, что от нас просят, а обработкой материала и отбором занимаются ребята в офисе. В том числе они просматривают и то, что записалось на камеры, а камера работает в радиусе 360 градусов».

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Представители компании говорят, что Natural Guidance - это не просто новая забавная начинка для заливки в гаджеты, но и потенциально более полезное средство дорожной информации, чем традиционная навигация, ведь Natural Guidance может помочь там, где плохо с привычными ориентирами: названиями улиц и номерами домов. С другой стороны, новый подход потребует и дополнительных трудозатрат. В NAVTEQ регулярно объезжают местность, раз в квартал клиентам компании доступно свежее переиздание. Теперь придется уделять внимание не только таким деталям, как расположение дорожных полос и домов, но и менее статичным, например, названиям ресторанов и цветам фасадов. [info] По всему миру в компании NAVTEQ работает больше пяти тысяч человек, В российском отделении порядка ста сотрудников, еще сто человек за рубежом помогают обрабатывать российские карты. Людей в компании много, считают ее представители, и сотрудники должны справиться. Насколько дороже будет стоить создание одного квадратного километра карты по новой системе, ответить затруднились, как и назвать цену квадратного километра без Natural Guidance.

Когда «дружелюбная навигация» появится в вашей машине или в навигаторе - пока неясно, ведь NAVTEQ - компания B2B, свою продукцию она продает другим игрокам бизнеса. Однако общение с контрагентами уже идет. Описав по новой системе значительную часть Европы (120 городов, в том числе российские Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов-на-Дону), NAVTEQ готов продавать информацию своим партнерам, среди которых многие автомобильные производители, фирмы по производству мобильных телефонов и создатели навигаторов, например, Garmin.

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

 

По случаю анонсирования Natural Guidance редакция портала Cars.ru взяла небольшое интервью у Янниса Моиссидиса, вице-президента NAVTEQ по продажам по направлению развивающихся рынков Европы, Ближнего Востока и Африки.

Максим Рудомёткин пронаблюдал за тем, как в NAVTEQ создают навигацию нового поколения, которая научится общаться с водителем на равных

Янис, когда Вы в последний раз пользовались бумажной картой?

Я не помню! Я работаю в индустрии уже 18 лет, у меня есть машина с навигацией, навигация в телефоне, карманный навигатор… Бумажная карта мне ни к чему! Сейчас цифровые карты используют, чтобы сделать бумажные.

Рынок цифровых карт, очевидно, пережил определенный бум, так же как и рынок самих устройств-навигаторов. Можно ли говорить о каком-то затишье?

Нет, рынок пока что не стабилизировался. Новых устройств становится все больше. Навигация интегрируется в жизнь. Рынок персональных навигаторов в Европе, действительно, затихает, зато навигация приходит в мобильные устройства, в социальные сети… Нам пока есть, над чем работать.

Отбор ориентиров для Natural Guidance носит явно субъективный характер. Какие объекты наиболее важны в России?

Важными будут те, которые выберут наши полевые команды! Русские люди, с русским менталитетом.

Каков типичный полевой аналитик NAVTEQ?

Это юноша или девушка с высшим образованием, желательно, профильным. Он должен хорошо понимать геотехнологии и уметь работать с различными техническими средствами. У нас специальный софт, кодирование… Это должен быть просвещенный человек, но просто широкого кругозора недостаточно.

А как вы относитесь к геоаналитикам старой, «бумажной» школы? Ведь при написании бумажных карт тоже нужны были не всем доступные навыки…

Эра бумажных карт позади, и у тех людей просто недостаточно знаний, чтобы создавать новые карты в нашей компании. Это все равно, что инженеры. Инженерное образование в Европе, такое, как было тридцать лет назад, уступает тому, которое дают сейчас, с новыми программами, новыми приемами, новыми технологиями.

Максим Рудометкин