Журнал
Японскому автопрому демографический кризис не помеха
Японскому автопрому демографический кризис не помеха

Японскому автопрому демографический кризис не помеха

В прошлом году на японском рынке легковых автомобилей был отмечен самый низкий уровень продаж за последние 20 лет, и до октября уходящего года падение сбыта носило столь же стабильный характер. В значительной с

В прошлом году на японском рынке легковых автомобилей был отмечен самый низкий уровень продаж за последние 20 лет, и до октября уходящего года падение сбыта носило столь же стабильный характер. В значительной степени такое положение на автомобильном рынке Японии объясняется демографическим фактором — продолжительность жизни растёт, численность пенсионеров увеличивается, а рождаемость сокращается. Несмотря на снижение спроса и высокую стоимость рабочей силы (в 10 раз дороже, чем в Китае) автомобильное производство в Стране восходящего солнца стабильно идёт в гору — этот процесс продолжается на протяжении пяти прошедших лет.

Согласно прогнозам в 2007 году японская автоиндустрия выдаст 10.7 млн. автомобилей, и таким образом Америка уже не сможет сохранить статус ведущего мирового автопроизводителя. По мнению экспертов в 2010-м Япония выйдет на уровень 11.35 млн. автомобилей, а Соединённые Штаты смогут произвести 10.17 млн. Сокращение спроса на внутреннем рынке и в США компенсируется стремительной автомобилизацией развивающихся стран. Ожидается, что в 2007 году в структуре экспорта японских легковых автомобилей доля стран Среднего Востока достигнет 10%, что на 30% выше уровня 2006-го.

За последние 10 лет для удовлетворения спроса на внешних рынках Toyota активно развивала производственную инфраструктуру за рубежом, и теперь компания намерена укрепить свой потенциал на родине. По сообщению Nikkei — ежедневного вестника японских деловых кругов, компания Central Motor, выпускающая автомобили по контракту с Toyota Motor, планирует сооружение завода стоимостью $450 млн. и производительностью 100 тысяч в год. Это предприятие, которое расположится севернее Токио и начнёт работу в 2010 году, станет первым заводом Toyota, введённым в эксплуатацию в Японии после 1993 года. Годом раньше должен состояться запуск завода и технического центра Toyota в западной части Японии.

В сентябре 2007 года Nissan провёл основательную реконструкцию своего предприятия в Киушу (годовая мощность — 530 тыс. автомобилей) и при поддержке подразделения Nissan Shatai (занято выпуском Infiniti серии FX) планирует увеличить свой производственный потенциал в Японии на 120 тысяч. Эти мероприятия Nissan обусловлены ростом спроса на китайском рынке. [info] Гибкая система производства позволяет выпускать семь моделей на одной линии, что даёт возможность оперативно реагировать на запросы рынка. Завод в Киушу, поставляет автомобили в 160 стран, и сейчас здесь полным ходом идёт наладка производства кроссовера Murano нового поколения, который в начале 2008 года появится на рынке США.

В сентябре в Саитама (севернее Токио) началось сооружение завода Honda — первого за последние 30 лет. Он начнёт работу в 2010 году, обойдётся в $630 млн. и займёт площадь 980 тыс. кв. м. Годовая производительность — 200 тыс. автомобилей, число занятых — 2 тысячи. Не стала исключением Suzuki, решившая построить завод в префектуре Шизуока. Этот проект обойдётся в $1.7 млрд. и будет ориентирован на экспорт в Европу и США. Предполагается, что перспективное предприятие будет выпускать модель на базе концептуального Suzuki Kizashi, который демонстрировался на мотор-шоу во Франкфурте и Токио.

Возведение новых заводов позволит японским компаниям безболезненно проводить модернизацию уже действующих предприятий, рационально перераспределять рабочую силу и улучшать качество. За последние годы Toyota и Nissan столкнулись с проблемой снижения качества продукции и были вынуждены проводить массовый отзыв автомобилей для устранения дефектов. На модернизированном заводе Toyota в Такаока внедрены сенсорные датчики для контроля всех этапов производства, штамповочное оборудование с электромоторами вместо гидравлического привода и скоростные роботы для доставки комплектующих.

Несмотря на расхождения в качестве сборки предприятия японских автопроизводителей по-прежнему относятся к числу самых продвинутых в мире, а знак «Made in Japan» является одним из мощных побудительных мотивов для покупателей в разных частях планеты. Увеличению производства в Японии способствует также иена, «ослабшая» вместе с долларом, но эксперты не склонны рассматривать этот фактор как определяющий в росте японского автомобильного экспорта.

Юрий Иванов