Журнал
Chevrolet
«Голубой дьявол» выходит на старт

Chevrolet

Chevrolet Corvette, ставшему одним из символов послевоенной Америки, в текущем году исполняется 55, и этот юбилей войдёт в историю легендарного спортивного автомобиля благодаря модели ZR1, которая появится на рынке США о

Chevrolet Corvette, ставшему одним из символов послевоенной Америки, в текущем году исполняется 55, и этот юбилей войдёт в историю легендарного спортивного автомобиля благодаря модели ZR1, которая появится на рынке США осенью 2008-го. Генеалогия Chevrolet Corvette содержит немало выдающихся моделей, но исключительность ZR1 заключается в том, что это первый серийный Corvette с двигателем, выдающим не менее 100 «лошадок» с одного литра рабочего объёма и потолком скорости, превышающим 200 миль/час. Для сравнения, предел самого «крутого» Corvette Z06 — 198 миль/час, но это уже существенная разница, поскольку в лиге суперкаров ведётся жёсткая борьба за каждую милю.

Прологом к разработке ZR1 стала встреча Дэйва Хилла — главного куратора Chevrolet Corvette и Рика Вэгонира — президента General Motors. В 2004-м джентльмены собрались для обсуждения готовившейся к дебюту модели Corvette Z06 и мистер Вэгонир, выразив восхищение спорткаром, спросил: «Если таким потенциалом обладает автомобиль за 60 тысяч долларов, каким же он может быть при цене 100 тысяч?» Дэйв расценил реплику босса как руководство к действию, хотя изначально не планировалось поднимать технический уровень топ-модели Z06.

Когда дошло до выбора названия перспективного автомобиля, мистер Вэгонир предложил Blue Devil. Дело в том, что Рик окончил университет Дюка, а «Голубой дьявол» — название легкоатлетической команды этого престижного учебного заведения США. Наряду с Blue Devil рассматривались прославленные имена Stingray и Corvette SS, а также более прозаические ZL1 (так назывался уникальный мотор, появившийся в конце 60- годов), Z07 и Z08. Однако предпочтение было отдано ZR1, в честь супермодели, выпущенной ограниченной серией с 1989 по 1995 год. Для своего времени Corvette ZR1 был вершиной технических возможностей General Motors, что, видимо, определило окончательный выбор.

На начальном этапе инженеры Chevrolet установили двойной турбонаддув под капот модели Z06, но в ходе тестирования прототипа на полигоне в Милфорде выяснилось, что достичь расчётной мощности и обеспечить высокую надёжность мотора V8 не получится. К тому времени специалисты фирмы Eaton разработали компрессор шестого поколения R2300, у которого воздух нагнетают спиральные «вертушки» не с тремя, а четырьмя лопатками. Новый агрегат, отличающийся более высокой производительностью (15300 об/мин) и пониженным уровнем шума, установили в развале блока и дополнили воздушно-жидкостным интеркулером Behr.

От 7-литрового мотора LS7, используемого на модели Z06, отказались из-за очень тонких стенок цилиндров. За основу двигателя LS9 (ожидаемая мощность 625 л. с.) взяли стандартный алюминиевый блок 6.2-литрового мотора LS3, но в связи с увеличением нагрузки стенки цилиндров пришлось усилить. По причине более напряжённого температурного режима головки блока изготовлены из сплава А356-Т6 (алюминий с кремнием), и для устранения пористости материала изменена технология литья. Маховик крепится не шестью, а девятью болтами.

Диаметр клапанов остался прежним, но у LS9 впускные сделаны из титана, а полые выпускные — из легированной стали с натриевым наполнителем. Вместо 2-слойных прокладок под головками установлены 4-слойные. Степень сжатия снижена с 10.7:1 до 9.1:1. Титановые шатуны, стальной кованый коленчатый вал, выпускной коллектор и каталитический нейтрализатор такие же, как на моторе LS7. Система смазки с т. н. «сухим» картером имеет дополнительный резервуар, исключающий «масляное голодание» двигателя во время высоких боковых ускорений (до 1.6 g). При максимальной нагрузке давление в системе подачи топлива возрастает. Ломовой крутящий момент передаётся на 6-ступенчатую механическую коробку передач Tremec TR6060 через 2-дисковое сцепление LUK (у мотора LS7 — однодисковое).

Первая передача с повышенным соотношением делает старт автомобиля более эффективным, и максимальная скорость достигается на шестой передаче. У модели Z06 потолок скорости приходится на пятую, а на шестой передаче происходит «откат». На Corvette ZR1 использована усовершенствованная подвеска фирмы Delphi с регулируемыми амортизаторами. Их «жёсткость» определяется частицами металла, меняющими вязкость рабочей жидкости под воздействием электромагнитного воздействия. Инженеры устранили проблему перегрева амортизаторов, проявлявшуюся в экстремальных условиях.

Немалый вес компрессорной установки Eaton пришлось компенсировать облегчением кузова. Для оптимального распределения массы (52/48) основная экономия веса пришлась на его переднюю и среднюю часть — карбоновые крылья, спойлер, аэродинамические «лезвия» на порогах, капот, крыша и задняя стойка. Волоконная структура карбона защищена от пагубного солнечного воздействия прозрачным слоем, в составе которого содержится компонент стоимостью $60 тыс. за галлон (3. [info] 85 литра). Не приходится удивляться, что ориентировочная цена Chevrolet Corvette ZR1 2009 модельного года — $100 тысяч, но даже в этом случае на фоне своих конкурентов он останется «бюджетным суперкаром». Всего 500 «баксов» за одну милю максимальной скорости — этим не может похвастаться ни Ferrari, ни Lamborghini, ни Porsche...

#Chevrolet
Юрий Иванов