Журнал
Над японским автопромом солнце в зените
Над японским автопромом солнце в зените

Над японским автопромом солнце в зените

Замедление роста американской экономики, укрепляющаяся иена, увеличение стоимости расходных материалов и прочие неблагоприятные обстоятельства вынудили японских автопроизводителей пересмотреть собственные экономические прогнозы на 2008 

Замедление роста американской экономики, укрепляющаяся иена, увеличение стоимости расходных материалов и прочие неблагоприятные обстоятельства вынудили японских автопроизводителей пересмотреть собственные экономические прогнозы на 2008 финансовый год. Honda, Mazda, Mitsubishi и Fuji Heavy Industries, которой принадлежит Subaru, снизили запланированную прибыль, соответственно, на 32, 29, 45 и 44%. Toyota и Nissan представят изменённый план чуть позже, но совершенно ясно, что он будет скорректирован в сторону уменьшения.

Тем не менее, торги на токийской бирже, прошедшие в конце апреля текущего года, завершились с обнадёживающими результатами — у девяти японских автостроителей отмечен рост курса акций. Mazda прибавила 7.9%, Honda — 3%, а Mitsubishi — 2.5%, хотя на протяжении завершившегося 2007 финансового года автопром Страны восходящего солнца понёс значительные потери. Ухудшение экономической ситуации в Соединённых Штатах вынуждало инвесторов избавляться от ценных бумаг, и курс акций Honda, половину доходов которой обеспечивает рынок США, снизился во второй половине марта на 39%.

Как правило, прогнозы автопроизводителей и аналитиков рынка совпадают, хотя нередко независимые эксперты оценивают ситуацию менее оптимистично. Например, в 2008 финансовом году Honda рассчитывает получить прибыль в объёме $6.25 млрд. — это на $3 млрд. ниже плана 2007-го и примерно на $290 млн. превышает прогноз экспертов. В значительной мере ожидаемое снижение прибыли Honda объясняется растущим курсом иены, который сложно предугадать с высокой точностью. При конвертировании прибыли, полученной в долларах, Honda ориентировочно потеряет $2.4 млрд. даже в условиях физического роста продаж автомобилей.

В начавшемся финансовом году Honda рассчитывает на 5.5-процентный рост сбыта, который в абсолютном выражении составит 14.4 млн. автомобилей. Продажи Honda на европейском рынке должны возрасти на 20%, и это представляется вполне решаемой задачей в значительной мере благодаря успешному развитию бизнеса в России. В азиатских странах (за пределами Японии) Honda намерена увеличить сбыт на 22%, а планы относительно Соединённых Штатов выглядят значительно скромнее — в лучшем случае удержаться на достигнутом уровне.

В том же ключе строится перспективная программа Mazda. Компания из Хиросимы планирует увеличить сбыт во всех регионах земного шара, за исключением Нового Света, где предстоящим летом состоится запуск американской версии Mazda6. В Европе «шестёрка» получила хороший приём, и теперь ей предстоит укрепить позиции Mazda в Соединённых Штатах. Планируемый объём продаж Honda на мировом рынке — 1.48 млн. (+9%). Судя по объёму инвестиций в развитие производства, японские компании с оптимизмом смотрят в будущее.

Плацдармом для экспансии стала Индия, где Nissan-Renault приступил к сооружению крупнейшего завода, а Toyota собирается построить второе сборочное предприятие в пригороде Бангалора. В прошлом году выпуск автомобилей Honda в Индии удвоился, и в 2009-м компания введёт в эксплуатацию новый завод. [info] К осени текущего года Suzuki планирует увеличить выпуск автомобилей в Индии до одного миллиона. В условиях неблагоприятной конъюнктуры на японском рынке и высокой стоимости рабочей силы почти все автомобильные компании проводят модернизацию действующих в Стране восходящего солнца предприятий и вводят в эксплуатацию новые.

Toyota намерена построить в Японии моторный завод и увеличить свою долю в капитале Fuji Heavy Industries до 16.5%, что позволит последней обзавестись новым производственным объектом. В сентябре прошлого года неподалёку от Токио Honda начала строительство завода — первого за прошедшие 30 лет. В новое предприятие, рассчитанное на годовой выпуск 260 тысяч автомобилей, Suzuki вложила $1.7 млрд. Nissan продолжает модернизацию завода, расположенного в западной части Японии — к 530 тысячам ежегодно выпускаемых здесь автомобилей будет добавлено 120 тысяч.

Инвестирование в расширение производства стимулируется стабильным ростом экспорта японских автомобилей. Спад на североамериканском рынке компенсируется увеличением спроса в Китае, Индии и на Среднем Востоке. Согласно прогнозам экспертов, существенный рост прибыли японских автомобильных компаний следует ожидать после 2008 года.

Андрей Золкин