Журнал
Прогноз развития российского автомобильного рынка
Прогноз развития российского автомобильного рынка

Прогноз развития российского автомобильного рынка

В рамках московского международного автомобильного салона прошла IV ежегодная конференция «Место России в мировой автомобильной индустрии: настоящее и будущее», организованная газетой «Ведомости». Среди пре

В рамках московского международного автомобильного салона прошла IV ежегодная конференция «Место России в мировой автомобильной индустрии: настоящее и будущее», организованная газетой «Ведомости». Среди представленных на конференции аналитических материалов фигурировал доклад Марка Штилькинда — директора PriceWaterhouseCoopers, посвящённый развитию автомобильного рынка России.

В первом полугодии 2008 года в Российской Федерации было продано 380 тыс. отечественных автомобилей (+27% к аналогичному периоду 2007 г.) и 290 тыс. автомобилей зарубежных брендов, выпущенных в России (+41%). Импорт новых и подержанных автомобилей увеличился, соответственно, на 54 и 27% и составил 785 и 190 тыс.

Как видно, объем российского рынка в количественном выражении не только растёт, но и увеличивает темпы прироста. Это сопровождается ростом средней цены автомобиля, в том числе благодаря увеличению доли относительно дорогих новых импортных автомобилей. Некоторое снижение продаж носило, скорее всего, временный характер и было связано с прекращением производства на предприятии «Автотор».

Среди зарубежных производителей наибольших успехов добились Hyundai, Opel и Honda, достигшие двукратного роста продаж. Из пяти самых продаваемых моделей три производятся в России — Ford Focus, Renault Logan и Hyundai Accent. У Chery отмечено 47-процентное снижение сбыта.

Итоги первого полугодия:

  1. Honda 34926 (+157)
  2. Mazda 38102 (+82)
  3. Kia 49681 (+53)
  4. Daewoo 52525 (+30)
  5. Opel 53523 (+95)
  6. Renault 56590 (+25)
  7. Mitsubishi 59275 (+59)
  8. Nissan 77547 (+49)
  9. Toyota 88747 (+23)
  10. Ford 97626 (+19)
  11. Hyundai 102814 (+91)
  12. Chevrolet (включая СП GM-АВТОВАЗ) 125701 (+49)

Факторы, определяющие увеличение спроса на автомобили:

1. Макроэкономика: увеличение доходов, увеличение доли расходов на автомобили в доходах населения, высокая стоимость недвижимости

2. Развитие автокредитования: упрощение административных процедур, снижение финансовых и других требований к потенциальному заемщику, беспроцентные кредиты (рассрочка)

3. Рынок сбыта автомобилей: усиление конкуренции и увеличение ассортимента, падение цен на подержанные автомобили, развитие дилерских сетей — увеличение по количеству и охвату регионов, снижение цен на автомобили российской сборки

4. Социально-психологические факторы: растущий средний класс, рост числа семей с несколькими автомобилями и женщин-автомобилистов, автомобиль как олицетворение социального статуса, ощущение социально-экономической и политической стабильности

Факторы, вызывающие снижение спроса на автомобили:

1. Макроэкономика: высокий уровень инфляции, повышение цен на бензин, ограниченные мощности производства высокооктанового бензина

2. Инфраструктура: транспортный коллапс в больших городах, слаборазвитая дорожная сеть вне городов, отсутствие достаточного количества парковок, логистика поставок новых автомобилей

3. Авторынок: очереди на обслуживание, низкое качество компонентов, сложности с продажей подержанного автомобиля и его утилизацией

4. Социально-психологические факторы: опасение финансового кризиса, политическая нестабильность, повышение надежности подержанных автомобилей, ожидаемое падение цен на недвижимость

Существуют тысячи различных факторов, определяющих развитие автомобильного рынка. По мнению экспертов PriceWaterhouseCoopers ключевыми являются следующие соотношения:

При каком количестве автомобилей на 1000 человек произойдет насыщение рынка в России?

При каком уровне ВВП на душу населения это произойдет?

Когда Россия достигнет этого уровня ВВП на душу населения?

Каков долгосрочный процент выбытия автомобилей?

В настоящее время в России на 1000 человек приходится 200 автомобилей, а в США —  780. Страны, входящие в Евросоюз, можно разделить на пять групп по числу автомобилей на 1000 человек:

1. Венгрия, Польша, Болгария (300 —  350)

2. Дания, Греция, Чешская Республика (350 —  400)

3. Ирландия, Норвегия, Бельгия, Эстония, Финляндия, Швеция (400—500)

4. Великобритания, Франция (500 —  550)

5. Австрия, Швейцария, Италия, Германия (свыше 550)

PricewaterhouseCoopers разработала один из возможных сценариев развития рынка на основе трех предпосылок:

Инновационный сценарий развития экономики до 2020 года

Рост числа автомобилей на 1000 человек до 400 штук

Ежегодное выбытие — 6% автопарка

По итогам шести месяцев Россия опередила Германию, и к концу 2008 года она может стать крупнейшим рынком Европы. По данным национальной автомобильной федерации Германии в первом полугодии 2008 года было зарегистрировано 1,63 млн. новых автомобилей против 1,645 млн. в России. Если динамика рынка сохранится во втором полугодии, то объем продаж автомобилей в России в количественном выражении превысит сбыт в Германии и сможет достичь 3,6—3,8 млн. автомобилей

Растущие продажи на российском рынке будут стимулировать дальнейший рост внутреннего производства, которое к 2015 году может достичь 3,2 млн. Это в свою очередь может привести к появлению новой отрасли по производству комплектующих для автомобилей зарубежных марок. [info] Если вступят в силу поправки к закону о взимании НДС при продаже подержанных автомобилей, то вполне можно ожидать быстрый рост более цивилизованных «прозрачных» продаж автомобилей second hand через дилерские центры.

Михаил Титов