Журнал
Одиночки с моторчиком
Одиночки с моторчиком

Одиночки с моторчиком

По московским улицам сегодня разъезжает более полумиллиона грузовиков. Значительная их часть – малотоннажки, принадлежащие в том числе индивидуальным предпринимателям, которые одновременно и владельцы и водители. Машина для этих людей не средст

По московским улицам сегодня разъезжает более полумиллиона грузовиков. Значительная их часть – малотоннажки, принадлежащие в том числе индивидуальным предпринимателям, которые одновременно и владельцы и водители. Машина для этих людей не средство передвижения, а основной источник заработка. Да и проблем по сравнению с автолюбителями у них несколько больше. О непростой жизни столичных «извозчиков», работающих на грузовичках, мы говорим с Геннадием Хрящевым, председателем секции малотоннажного транспорта Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП).

– Наша секция профсоюза была создана вскоре после того, как для автомобилей грузоподъемностью от 1 тонны ввели пропуска на въезд в пределы ТТК, – говорит Геннадий Валентинович. – Под это ограничение попали и многочисленные «Газели», принадлежащие частникам – как мы их в шутку называем, одиночкам с моторчиком. Маршруток оно не коснулась, поскольку владеют ими крупные транспортные компании, которые имеют с московским правительством особые отношения и работают по полученным от него квотам.

Оказавшись под ударом, одиночки занялись поиском выхода из сложившейся ситуации. Одни решали эту проблему путем дачи взяток на въезде в центр, другие пересели на «Соболи» и иномарки. Например, китайские производители быстро подстроились под наш рынок и наладили выпуск машин заявленной грузоподъемностью 999 килограммов. Наконец, третьи, продолжая ездить на «Газелях», осознали необходимость объединения и в поисках защиты пришли в наш профсоюз. В результате переговоров к мнению профсоюза правительство Москвы прислушалось, и с тех пор членам организации, в том числе и газелистам, ГАИ выдает энное количество пропусков, позволяющих передвигаться по центру в дневное время.

Все, кто состоит в секции, – легальные перевозчики (это обязательное условие для членства в МПВП), официально зарегистрированные ИЧП или юридические лица. Главным образом наши «Газели» работают как грузовые такси, выполняя заказы представителей малого и среднего бизнеса, отдельных граждан. Перевозим все, что не запрещено законом: стройматериалы, мебель, бытовуютехнику, товары народного потребления.

– Кроме пропускного режима, что еще осложняет работу малотоннажек?

– Начну с наших специфических проблем. Сегмент грузоперевозок сегодня никем не контролируется и не регулируется. Как следствие, основная масса его участников – нелегалы, в Москве зачастую гастарбайтеры, от которых городская казна не получает ни копейки, хотя налоги на этот вид деятельности вполне подъемные – 15% с разницы между доходами и расходами. При этом общее число перевозчиков настолько чрезмерно, что они мешают сами себе, не позволяя устанавливать расценки на приемлемом уровне рентабельности, составляющем порядка 30% от прибыли. Демпингуют в основном нелегалы: плохое качество и небезопасность услуг они компенсируют их низкой стоимостью, привлекательной для большинства клиентов. По-человечески этих гостей столицы можно понять, однако частникам-москвичам от этого не легче. [info] К сожалению, в правительстве Москвы, куда профсоюз обращался с предложением ввести квоты на грузоперевозку, нас пока не услышали. Зато несколько лет назад чиновники издали постановление, согласно которому все расчеты с клиентами мы должны проводить через контрольно-кассовый аппарат. В машине его и поставить-то некуда, к тому же он весьма привлекателен для автомобильных воров, поскольку стоит недешево. Умыкнут этот агрегат – неприятностей с налоговой не оберешься, да и штраф придется платить. Мало того, зимой из-за резкого перепада температур аппарат легко выходит из строя. А по закону, если касса не работает, выезжать на заказы вы не имеете права. Мне, например, совершенно непонятно, чем не устраивали наших отцов города бланки строгой отчетности, которыми мы пользовались до этого нововведения? И как можно кабину грузового автомобиля приравнять к помещению киоска, торгующего пирожками или газетами?

– Цены на топливо, очевидно, тоже серьезная проблема для малотоннажников?

– Их безудержный галоп не радует нас до такой степени, что постановка машины на прикол представляется мне делом самого ближайшего времени. Разговоры наверху идут, однако реально стоимость горючего не то что не снижается – она даже не останавливается в своем росте. Пока намеки на какие-то подвижки есть только относительно керосина, та как у авиаперевозчиков, по понятным причинам, достаточно мощные рычаги давления на власть. Мы – те, кто внизу, – можем только шуметь. А шуметь будем, ведь для нас это вопрос выживания. В идеале подорожание топлива можно было бы компенсировать за счет повышения расценок на грузоперевозку, но в наших условиях этого не позволяет жесткая конкуренция: всегда найдется гастарбайтер, который согласится работать просто за солярку.

– А насколько отразится повышение транспортного налога на «одиночках с моторчиком»?

– В большей степени оно, конечно, ударит по владельцам многотоннажного транспорта, но коснется и тех, кто имеет «Газели». До недавних пор одна из претензий к ГАЗу была как раз по поводу недостаточной мощности этих машин, составлявшей порядка 100 лошадиных сил. Производитель исправился, увеличив ее до 150 «лошадей»... Вообще, я считаю, что от увеличения транспортного налога грузоперевозчики по справедливости должны быть освобождены. Ведь для них вопрос мощности двигателя – это в первую очередь вопрос безопасности передвижения, да и просто самой его возможности: если этой мощности не хватает, непорожняя машина просто не тронется с места. К тому же есть огромная разница между хозяином какогонибудь Hummer и хозяином грузовика. Если первый просто тешит свое самолюбие, то второй достаточно тяжело зарабатывает на хлеб, выплачивая при этом массу других налогов, которые с него дерут в три шкуры.

– С 25 сентября центр Москвы для грузовиков, не соответствующих Euro 2, собираются закрыть. Как вы это прокомментируете?

– Откровенно говоря, жду этого дня с содроганием. Власти в очередной раз хотели как лучше, а получилось, увы, как всегда. Ввести эти меры планировалось еще прошлым летом, однако технических условий для их реализации создано не было. Не было ни сертификационных центров, ни оборудования, необходимого для тестирования автомобилей, ни, наконец, самих автомобилей, соответствующих Euro 2. За прошедший год ситуация несколько изменилась: представители ГАЗа отрапортовали, что налажено производство «Газелей» с Euro 3, не говоря уже о Euro 2, вдобавок многие перевозчики обзавелись новыми экологичными грузовиками-иномарками.

Однако что касается самой сертификации, то здесь дело так и не сдвинулось: никаких центров и оборудования по-прежнему нет, образец документа, который водители должны получать после ее прохождения, не принят, плюс до сих пор не ясно, сколько она будет стоить. Исправить положение за оставшееся время в принципе невозможно, поэтому вариантов развития событий два. Первый: с 25 сентября сотрудники ГИБДД, не обязанные вдаваться в подробности, будут пропускать в центр только тех, кто имеет отметку о Euro 2 в ПТС, а остальных – заворачивать, невзирая на пропуска, так как последние содержат примечание «Действителен до 25.09». Второй вариант: правительство Москвы, одумавшись, отложит свое нововведение до лучших времен. В сложившихся обстоятельствах это было бы самым разумным.

Александра Рейнсон