Журнал
Бампер всему голова?
Бампер всему голова?

Бампер всему голова?

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир». С этих слов начинается знаменитый роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Кажется, вопрос о пешеходах окончательно созрел, и наше правительство (о чудо!) обратилось к классикам. Недавно в Государственную думу поступил законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»,предусматривающий усиление ответственности водителей автотранспортных средств за нарушения правил дорожного движения на пешеходных переходах.

Наезды

Законопроект разработан в целях повышения защищенности самого дорогого – создателей мира. Напомню, в настоящее время штраф, предусмотренный статьей 12.18 Кодекса, за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, составляет 100 рублей или предупреждение. Если думцы примут закон, то эта сумма будет увеличена до 1000 рублей. Также предполагается исключить предупреждение за данное правонарушение. То есть отделаться строгим отеческим взглядом инспектора ГИБДД и сокрушенным «ай-яй-яй» не получится.

Как отметил депутат Александр Коваль, внесший законопроект в Госдуму, по статистике самый распространенный вид дорожно-транспортных происшествий – это наезд на пешеходов. По итогам первого полугодия 2008 года было зарегистрировано 35 023 таких случая, что составляет 38,7% от общего количества ДТП; 80,5% наездов на людей совершается на пешеходных переходах по вине водителей.

В нашей большой стране автомобиль из, казалось бы, мирного средства передвижения превратился в какой-то братоубийственный снаряд. Периодически в СМИ появляются сообщения о легковушках и даже грузовиках, врезавшихся в остановку. И хоть бы раз, по счастливой случайности, это была пустая остановка по требованию…

Столичная «зебра», даром что находится не в Африке, стала местом поистине нечеловеческих страстей и жестокости. Чего стоит история, когда водитель иномарки забил до смерти пешехода, потому что тот слишком долго переходил улицу и водителю не удалось стартовать с перекрестка первым. Или вот случай, произошедший в Твери, когда пенсионер начал кричать на водителя, который не уступил ему дорогу на переходе. Водитель вылез из машины разобраться, но пенсионер не был настроен вступать с «обидчиком» в полемику – сразу достал нож, которым и ударил автовладельца.

Воспитательный процесс

Понятно, что никто специально сбивать людей не станет. Здесь дело в общем самоконтроле. Нужно быть вежливым, собранным и внимательным все время. Надо сбрасывать скорость, если видишь школьников, идущих по обочине, даже если они пока вроде как не собираются переходить. Надо притормаживать или стараться объехать пьяного, стоящего рядом с дорогой. [info] Ночью, когда навстречу едет автомобиль и слепит фарами глаза, самым опасным местом является правая обочина. Потому что водитель невольно сосредотачивается на встречной машине, упуская из виду все, что творится справа. А там может быть и человек, и велосипедист, который будет замечен слишком поздно. Обо всем этом нужно помнить постоянно.

Зачастую опасную обстановку на дорогах создают приезжие. Можно бесконечно воспитывать культуру вождения у водителей крупных городов. Но, например, в деревнях культуры вождения нет никакой, так как нет контроля, да и машин там гораздо меньше. И вот такой водитель приезжает в Москву и начинает здесь ездить так же, как ездил дома. А этого делать нельзя. У него нет навыков езды в большом городе, а когда они появляются, то, наложенные на старые привычки, дают жуткую смесь.

Умный найдет выход из любой ситуации, мудрый в нее не попадет. Неприятные моменты можно предугадать и избежать их. Главное, хотеть и делать это. Понятно, что поведение водителя определяется многими факторами. Даже самый дисциплинированный и вежливый автомобилист может ехать отвратительно, если, например, до этого он поссорился с женой или изза магнитной бури у него болит голова и плохое настроение. Все мы люди. Вот, кстати, понаблюдаем на одном из среднестатистических перекрестков, как водители уступают (или не уступают) дорогу пешеходам.

Перекресток

Стоило вашему корреспонденту подойти к бордюру, как раздался пронзительный визг, и я увидел, как водитель «девятки» чуть не задавил бабушку, переходившую улицу. Он подъезжал к перекрестку даже не сбавив скорости.

Картина, получившаяся в результате наблюдений, довольно безрадостная. Не любят у нас пешеходов. Часто водители маневрируют между группками пешеходов на «зебре». Порой людям самим приходится уворачиваться от поворачивающего автомобиля. Естественно, когда пешеходов становится много, автомобилисты тормозят и ждут, пока все пройдут. Но в общем и целомчеловек без машины на дороге существо мелкое, бесправное и обижаемое.

– Я пешеходов пропускаю когда как. Не давлю, конечно, но пока он к обочине жмется и я вижу, что ему до моего ряда еще идти и идти, я проезжаю не тормозя. Если же он пошел – то приторможу, дам пройти. Знаю, что в Европе стоит человеку только одной ногой ступить на дорогу, так все тут же и останавливаются. Я бы, может, тоже так делал, только ведь другие-то все равно будут ехать.

Несколько водителей высказали похожие точки зрения. Каждый по отдельности пропустить готов, но так как другие все равно не тормозят, значит, если я остановлюсь, то толку не будет никакого, только создастся аварийная ситуация. Поэтому каждый, как правило, едет дальше. Получается какой-то замкнутый круг.

– Я никогда не перехожу и даже не пытаюсь перейти улицу, если едет много машин, – рассказал мне один из пешеходов. – Буду стоять на тротуаре, пока все не проедут. Бывает, конечно, что кто-то останавливается. Приятно, но такое случается так редко, что даже упоминать не стоит.

– Как я могу пропустить человека на дороге типа Ярославского шоссе? – возмутился мой следующий собеседник. – Большой поток автомобилей движется со скоростью километров восемьдесят. Да если я начну тормозить, чтобы кого-то пропустить, мне же в зад кто-нибудь обязательно даст. А если я, например, на грузовике буду? У фуры тормозной путь-то какой! Не может она взять и остановиться, если даже я и увижу пешехода, собирающегося перейти дорогу.

Это действительно проблема. Ведь переходы не ограничиваются только «зебрами» на перекрестках со светофором. Нерегулируемые переходы есть на многих проспектах и шоссе, где человеку перейти дорогу почти так же трудно, как водителю пропустить его. Чтобы остановиться перед зеброй где-нибудь на Комсомольском проспекте, надо начать тормозить сильно заранее, даже еще не видя, переходит кто-нибудь дорогу или нет. Иначе рискуешь получить в багажник от машины позади тебя. В таких местах обязательно нужно делать либо светофор, либо подземный или надземный переход.

– Если водитель остановился и пропускает тебя, улыбнись ему или приветливо махни рукой, – советуют пешеходам многие водители. – Покажи, что ты оценил его вежливость. Это очень приятно, и, возможно, тогда автомобилисты начнут чаще так делать. А потом, бог даст, станет у нас на дорогах так же, как в Европе.

Олег Адамович