Журнал
Mercedes-Benz сближается с народом
Mercedes-Benz сближается с народом

Mercedes-Benz сближается с народом

Стремительный экономический рост нацистской Германии во второй половине 30-х годов, сопровождавшийся масштабной программой дорожного строительства, способствовал динамичному развитию автомобильного рынка. Многие немецкие фирмы занялись разработк

Стремительный экономический рост нацистской Германии во второй половине 30-х годов, сопровождавшийся масштабной программой дорожного строительства, способствовал динамичному развитию автомобильного рынка. Многие немецкие фирмы занялись разработкой концепции «народного автомобиля» — простого, надёжного и недорогого транспортного средства.

 

Появление таких моделей у Opel, DKW и Hanomag — автопроизводителей, ориентированных на ширпотреб, было вполне закономерным, но образ массового автомобиля в сознании «поднимавшегося с колен» немецкого народа никак не ассоциировался с Mercedes-Benz, чьи роскошные лимузины, фаэтоны и кабриолеты составляли достойную конкуренцию представительским моделям Horch и Maybach.

На берлинском автосалоне 1936 года Mercedes-Benz продемонстрировал модель 170 V (серия W 136), базирующуюся на Х-образной раме. Первоначально предполагалось использование 1.6-литрового двигателя, но под капотом выставочного образца был установлен 38-сильный 4-цилиндровый мотор рабочим объёмом 1.7 литра. Передняя рессорная подвеска сочеталась с задней пружинной, а тормозная система барабанного типа имела гидравлический привод. [info]

При снаряжённой массе около полутора тонн 4.3-метровый Mercedes-Benz 170 V, оснащённый 4-ступенчатой механической трансмиссией, развивал максимальную скорость 110 км/час. 33-литровый топливный бак, размещённый на перегородке моторного отсека, обеспечивал 300 км пробега на одной заправке. Модель дебютировала в двух исполнениях — 5-местный 2-х и 4-дверный седан.

 

Поскольку автомобили первой серии не имели полноценного грузового отделения, на задней стенке кузова, поверх запасного колеса крепился лёгкий наружный багажник. Установленный на нём громоздкий, опоясанный ремнями кофр придавал автомобилю комичный облик, но практичного бюргера ничуть не смущал этот эстетический нюанс. В 1937 году в семействе Mercedes-Benz 170 V появились новые модели: 4-дверный фаэтон с жёсткими рамками боковых стёкол, 2-х и 4-местные 2-дверные кабриолеты.

 

Вскоре к ним присоединился 3-дверный коммерческий фургончик, способный перевозить 300 кг груза и родстер с дополнительным выдвижным сиденьем, упрятанным в задней части кузова. До начала Второй мировой войны Mercedes-Benz выпустил ещё одну версию модели 170 V — 5-местный кабриолет. С 1936 по 1942 год завод в Унтертюркхайме произвёл около 75 тысяч автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, и 20 тысяч «стосемидесяток» в армейском исполнении, включая некоторое количество (модификации 170 VK, VG и VL) с полным приводом.

 

Производство возобновилось в 1946 году, и на начальном этапе с конвейера сходили пикапы, столь необходимые в условиях возрождения страны. Но уже в июне 1947 года на свет появился первый послевоенный седан, а в мае 1949-го состоялась премьера модели 170 D, оснащённой 1.7-литровым дизелем и развивавшей максимальную скорость 100 км/час при среднем расходе топлива 7.5 литров.

 

Одновременно с запуском 170 D возобновилось производство модели 170 S, появившейся ещё в довоенный период. От модели 170 V она отличалась чуть более мощным двигателем, усовершенствованной подвеской и улучшенной отделкой интерьера. Mercedes-Benz 170 S примечателен тем, что в 1939 году на его базе был создан просторный седан Mercedes-Benz 230 — на одном из таких автомобилей ездил бессмертный штандартенфюрер (он же полковник) Штирлиц.

 

Модели 170 V и 170 S выпускались также с открытым кузовом кабриолет, а в 1950-м были запущены модели 170 Va и 170 Da с более эффективной тормозной системой и багажным отделением с наружным доступом. За счёт увеличения диаметра поршня рабочий объём бензинового мотора возрос до 1.8 л, а мощность — до 45 л. с. Потенциал дизеля после увеличения рабочего объёма до 1.8 л достиг 40 «лошадок».

 

В мае 1952 года в Унтертюркхайме началась сборка модели 170 второго поколения. Автомобиль, в целом сохранивший первоначальный вид с выступающими крыльями и подножками, отличался более угловатым капотом и багажником. В новом семействе присутствовал грузо-пассажирский вариант «комби» с двумя боковыми дверями и одной 2-створчатой в задней стенке кузова. На его шасси устанавливались кузова фирмы Lueg, получившие широкое распространение в качестве кареты скорой помощи.

 

«Стосемидесятка» последних лет выпуска имела расположенный на рулевой колонке рычаг коробки передач и 47-литровый бензобак, который после переноса в заднюю часть кузова вновь вернулся на прежнее место — перегородку моторного отсека. Мощность карбюраторного двигателя достигла 52 л. с., а максимальная скорость — 122 км/час.

 

Послевоенный тираж модели 170 приблизился к 153 тысячам, что в совокупности с выпущенными до 1942 года автомобилями позволяет считать её первой массовой моделью Mercedes-Benz. Германия убедилась, что трёхлучевая звезда отлично смотрится не только на автомобилях финансовых магнатов и кинозвёзд, и Mercedes-Benz способен создавать замечательные модели для потребителей со средним достатком.

Андрей Золкин