Журнал
General Motors: горячее лето 2009-го
General Motors: горячее лето 2009-го

General Motors: горячее лето 2009-го

В течение пяти месяцев текущего года сбыт автомобилей General Motors сократился почти в два раза, и несмотря на дополнительные $19 млрд., выделенные администрацией президента Обамы, второй по величине мировой автопроизводител

В течение пяти месяцев текущего года сбыт автомобилей General Motors сократился почти в два раза, и несмотря на дополнительные $19 млрд., выделенные администрацией президента Обамы, второй по величине мировой автопроизводитель признан банкротом. Совокупный долг корпорации составил $172 млрд., при этом рыночная стоимость General Motors оценивается в $82 млрд.


Это самое крупное банкротство за всю историю американской автопромышленности, которое по масштабу уступает только краху компаний Lehman Brothers Holdings Inc., WorldCom Inc. и Drexel Burnham Lambert. Печальный финал некогда могущественной и процветающей автомобильной империи Америки, основанной в 1908 году, явился следствием просчётов менеджмента, и первые признаки неэффективности и недостаточной гибкости системы управления проявились уже в 60-х годах прошлого столетия.


В 1931-м General Motors, уже обладавшая компанией Opel, стала мировым лидером по объёму сбыта, и в середине 50-х годов, в период своего наивысшего подъёма, на предприятиях корпорации работало 514 тысяч человек. [info] Заводы GM выпускали в ту пору около половины всех автомобилей Соединённых Штатов, а по прибыли от продаж General Motors в два раза превосходила Standard Oil — американскую корпорацию № 2. В 1983-м в Калифорнии открылось предприятие NUMMI — совместный проект GM и Toyota, и в прошлом году японский автогигант сместил своего американского партнёра с первого места.


Как говорится, «король умер, да здравствует король», и теперь, проходя процедуру банкротства, корпорации предстоит трансформироваться в современную промышленную структуру. Правительство Соединённых штатов и лично президент Обама принимают активное участие в реорганизации General Motors. Главным акционером (60% акций) и по сути собственником будущей компании (т. н. «новая GM») становится государство — это обстоятельство уже привело к появлению язвительных комментариев о переходе США к социалистической модели экономики.


Правительство Канады получает 12% акций и право участвовать в выборах правления. Отделение профсоюза United Auto Workers, курирующее выплаты по медицинскому обеспечению, становится держателем 17.5% акций, а 10% остаётся в распоряжении текущих обладателей ценных бумаг. Для поддержания корпорации на плаву во время процедуры банкротства (займёт примерно три месяца) и поэтапной реструктуризации выделяется $30 млрд., которые, согласно заявлению Белого Дома, будут последней финансовой поддержкой со стороны государства.


Естественно, наиболее болезненная составляющая плана возрождения — закрытие заводов и сокращение рабочих мест. Совместное предприятие NUMMI, выпускающее пикап Toyota Tacoma, седан Toyota Corolla и Pontiac Vibe пока продолжает работу, но скорее всего он полностью переключится на модели Toyota, поскольку бренд Pontiac, к великому сожалению его почитателей, уходит в историю. Производство кроссовера Chevrolet Traverse переносится из Спринг-Хилл (штат Теннесси) в Лэнсинг — предприятие в Мичигане, открывшееся в октябре 2006 года.


Завод в Теннесси будет остановлен в ноябре, и с января будущего года в Мичигане начнётся выпуск Traverse. Из Спринг-Хилл в Лэнсинг переводятся три тысячи сотрудников, необходимых для сборки родственных кроссоверов — Buick Enclave, Saturn Outlook и GMC Acadia. Следует отметить, что бренд Saturn выставлен на продажу, и даже если на него найдётся покупатель, кроссовер Outlook, надо полагать, останется на конвейере.


В июле прекращает работу завод в Уилмингтоне (штат Делавэр), а осенью текущего года переходят в «спящий режим» или закрываются заводы в Орионе и Понтиаке (Мичиган), Бостоне (Массачусетс), Джексонвилле (Флорида) и Колумбусе (Огайо). Уже утвержден перечень предприятий, намеченных «к списанию» в 2010 и 2011 году...

Василий Леонтьев