Журнал
Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое
Renault нового времени

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

Возвращаясь с презентации электрических автомобилей Renault, я так и сяк вертел в голове общую для них аббревиатуру Z.E.: в оригинале она расшифровывается как Zero Emission, что в одном из вариантов перевода на русский язык выглядит как «нулевые выбросы» и сокращается до «Н.В.». А эта комбиация букв, в свою очередь, без труда становится «новым временем». И если не для всего автомобильного мира, то, как минимум, для компании Renault это совпадение вполне может стать пророческим.

Возвращаясь с презентации электрических автомобилей Renault, я так и сяк вертел в голове общую для них аббревиатуру Z.E.: в оригинале она расшифровывается как Zero Emission, что в одном из вариантов перевода на русский язык выглядит как «нулевые выбросы» и сокращается до «Н.В.». А эта комбиация букв, в свою очередь, без труда становится «новым временем». И если не для всего автомобильного мира, то, как минимум, для компании Renault это совпадение вполне может стать пророческим.

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

В Москву на неделю привезли несколько электрических Kangoo и Fluence. Это часть общеевропейского турне компании, затеянного для того, чтобы познакомить с новыми технологиями не только журналистов, но и представителей властных структур и энергетических компаний. Французы не скрывают, что для реализации всех задумок им не обойтись без поддержки со стороны, но заручиться ей довольно просто, ведь Renault, в отличие от многих конкурентов, делает упор вовсе не на экологию, а на гораздо более понятную потребителю область: деньги.

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

Да-да, в отличие от компании Mitsubishi, запустившей несколько дней назад российские продажи маленького и баснословно дорогого i-MiEV (1,8 миллиона рублей), Renault во главу угла ставит доступность, не слишком пытаясь надавить на сознательность покупателя в отношении заботы об окружающей среде. План прост: продавать электромобили по цене, сравнимой со стоимостью бензиновых и дизельных аналогов, при этом удерживая затраты на содержание машины на том же или даже более низком уровне. Иными словами — покупка электрокара должна стать выгодной.

Забавный двухместный Twizy обречен стать европейским хитом, оценят ли его в нашей стране?

Достигается это при помощи довольно элегантного хода: приобретая Renault семейства Z.E., покупатель вообще не платит за аккумуляторы, которые, как известно, сегодня составляют чуть ли не половину цены электромобиля. Вместо этого он подписывает договор аренды батареи и вносит ежемесячные платежи; в Европе они составляют 79 евро. С учетом того, что три цикла зарядки, которые требуются для обеспечения пробега в 500 километров (примерно столько проезжает обычный автомобиль на полном баке), стоят около 50 рублей, владелец электрического Renault будет тратить на содержание и эксплуатацию своего электромобиля примерно столько же, сколько обладатель обычной городской малолитражки.  Ну, а стоить основное электроорудие Renault — Fluence Z.E. — в Европе будет около 21 тысячи евро. Правда, цена эта получается с учетом государственных субсидий, которые в среднем по Старому Свету равны пяти тысячам евро.

Renault Zoe пока показали только в виде концепта, но источники внутри компании говорят, что серийная версия отличается от прототипа не слишком сильно

Говоря о возможности получения поддержки со стороны российского правительства, французы ни о каких конкретных решениях пока не упоминают, но переговоры идут, и, по их словам, довольно успешно. Не в последнюю очередь это обусловлено тесным сотрудничеством Renault и «АвтоВАЗа», ведь в Волжский завод уже инвестированы внушительные суммы. В качестве идеального вида государственной помощи называется отмена пошлины на ввоз, которая у нас в стране равна 35% от стоимости любой иномарки. Если правительство пойдет на такие уступки, на российском рынке действительно могут появиться электромобили с вменяемым ценником.

На станции Quick Drop автоматика меняет аккумулятор электрического Fluence за 3 минуты, а навигационные системы Renault Z.E. в ближайшем времени научатся автоматически резервировать батареи для своих владельцев

Второй важный момент — создание инфраструктуры, подходящей для реальных условий эксплуатации. Для этого нужны надежные партнеры, в сотрудничестве с которыми Renault построит сеть терминалов для быстрой зарядки аккумуляторов, а также станции QuickDrop, предназначенные для автоматической замены опустевшей батареи на заряженную. Процесс отнимет всего за три минуты, как на обычной заправке! В Израиле и Дании такие станции, спроектированные в сотрудничестве с компанией Better Place, уже строятся. Будет ли у нас что-то подобное, а если будет, то когда — вопрос пока открытый. Но подход французов дает уверенность в одном: если такие машины выйдут на рынок, то вы точно сможете их заряжать, не сбрасывая удлинитель во двор с четырнадцатого этажа.

Испытания холодом Fluence Z.E. и Kangoo Z.E. проходили в российских условиях

Ну а что же сами автомобили? Из четырех электрокаров, продажи которых должны начаться в следующем году — Zoe, Twizy, Kangoo и Fluence — нам показали только последние два. Оба укомплектованы почти одинаковыми электромоторами, развивающими по 226 Нм тяги. Однако у Fluence Z.E. мощность двигателя составляет 95 лошадиных сил, а у фургончика Kangoo Z.E. — 60. Есть различия и в конструкции батарей: седан будет единственным представителем электрического семейства Renault, поддерживающим технологию Quick Drop. У остальных, даже у хэтчбека Zoe Z.E., с самого начала проектировавшегося как электромобиль, аккумуляторы несъемные, и получить полный заряд можно двумя способами вместо трех: за 30 минут на специальном терминале или за 6-8 часов от первой попавшейся розетки.

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

Правда, из-за быстросъемного аккумулятора седан Fluence, по случаю перехода на электричество прибавивший целых 13 сантиметров в длине, лишился половины объема багажника. В результате для поклажи осталось всего 300 литров пространства, чего от машины с такой массивной задней частью совсем не ожидаешь. Но в остальном Fluence Z.E. — абсолютно нормальный, привычный автомобиль. Садясь за руль, я подсознательно ожидал какого-то чуда вроде того, что машина не поедет, а низко полетит над землей со звуком какого-нибудь звездолета из фантастических фильмов.

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

Но нет, в салоне всё практически так же, как и у обычных машин: руль, педали, селектор автомата с теми же позициями P, R, N и D. Разве что указатель уровня топлива показывает остаток заряда батареи, а вместо тахометра стоит циферблат, отображающий текущий уровень отдачи или приема электроэнергии. При разгоне стрелка идет в одну сторону, а при торможении, когда машина за счет рекуперации заряжает аккумулятор, в другую. А еще после поворота ключа зажигания на приборной панели загорается специальная зеленая пиктограмма, единственное предназначение которой — информировать водителя о том, что машина заведена. Ничем другим положения «вкл.» и «выкл.» друг от друга не отличаются: стоящий электрокар абсолютно, стопроцентно бесшумен.

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

На ходу — тоже никакой магии. Под тихий свист, который иначе как с троллейбусом не сравнить, Fluence Z.E. резво разгоняется примерно до 90 километров в час, после чего темп набора скорости ощутимо падает. Это значит, что по городу будет ездить удобно, а вот с обгонами на загородных трассах могут возникнуть проблемы. Впрочем, именно на городскую эксплуатацию электрокары пока и рассчитаны: по прикидкам французов типичный владелец такой машины проезжает в день не более 60 километров.

Благодаря хорошей тяге на обоих электрокарах удобно маневрировать в потоке, а внушительный тормозной момент двигателя позволяет перемещаться по пробкам вообще без использования обычной тормозной системы. Если вы когда-нибудь катались в парках аттракционов на этих маленьких смешных машинках — вам отлично знакомы такие ощущения. Особенно ярко этот эффект выражен на Kangoo Z.E.: разгоняется он не так бодро, как Fluence, но зато полосу препятствий из пяти лежачих полицейских подряд мне удалось пройти, оперируя исключительно педалью газа, то есть, простите, акселератора.

Протестировав два электромобиля Renault, Михаил Конончук пришел к выводу: будущее — это то же настоящее, только тихое

Удивительно, но и под капотом всё отличается от привычных автомобилей не так сильно, как того ожидаешь. Вместо ДВС — электромотор, здорово смахивающий на поперечно расположенную рядную «четверку». Вместо топливных и воздушных каналов — толстые жгуты электрических проводов, а бачки с техническими жидкостями и вовсе точно такие же, как у любой другой машины. Даже стандартный 12-вольтовый аккумулятор присутствует: от него питается всё, кроме двигателя, печки и кондиционера.

Обычный Kangoo в обычном русском лесу. Подумаешь, электрический...

Получается, что основных отличий у электрических Renault от обычных — всего два: практически бесшумная и не слишком быстрая езда и иной подход к восполнению энергии. Запас хода на одном заряде аккумулятора у Fluence Z.E. составляет 185 километров, причем этот показатель получен в условиях реальной эксплуатации — разве что с выключенными климатическими системами для пущей экономии. На животрепещущий вопрос о выживаемости аккумуляторов в условиях сильных морозов, в Renault отвечают, что проблема действительно есть, и примерно через год должен завершиться процесс адаптации машин к странам с холодным климатом. Впрочем, вряд ли адаптация поможет желающим использовать электрокар где-нибудь в Салехарде или Якутии, одна ночь при минус 50 и от заряда батарей не останется и следа.

В связи с этим, раньше середины 2012 года на наш рынок семейство Renault Z.E. точно не выйдет, а вот насколько позже — зависит от того, найдут ли идеи французов отклик в головах отечественных чиновников и бизнесменов. По крайней мере, полностью электрические «французы» выглядят гораздо более реально и жизнеспособно, чем полумифические роторно-гибридные «ё-мобили».

#Renault #Kangoo
#Renault #Fluence
Михаил Конончук