Журнал
Сбежать от вулкана
Сбежать от вулкана

Сбежать от вулкана

Когда пепел из исландского вулкана с непроизносимым названием накрыл всю Европу, я втайне позавидовал людям, застрявшим вдали от дома. Забыть о существовании самолетов и найти другие способы добраться до дома через полконтинента – разве это не приключение? Почувствовать, как бегут под колесами километры дорог, побывать в незнакомых уголках Европы, над которыми ты раньше в лучшем случае пролетал на самолете... Да, времени понадобится в несколько раз больше, а мобильная связь в роуминге может серьезно подорвать личный бюджет, но воспоминания о настоящем путешествии останутся навсегда. Мой жизнерадостный настрой может показаться издевательским тому, кто просидел в аэропорту несколько суток, добирался до дома, пересаживаясь с автобусов на поезда, и научился без запинки выговаривать название Эйяфьядлайекюдль, и все же...

Когда пепел из исландского вулкана с непроизносимым названием накрыл всю Европу, я втайне позавидовал людям, застрявшим вдали от дома. Забыть о существовании самолетов и найти другие способы добраться до дома через полконтинента – разве  это не приключение? Почувствовать, как бегут под колесами километры дорог, побывать в незнакомых уголках Европы, над которыми ты раньше в лучшем случае пролетал на самолете...

Да, времени понадобится в несколько раз больше, а мобильная связь в роуминге может серьезно подорвать личный бюджет, но воспоминания о настоящем путешествии останутся навсегда. Мой жизнерадостный настрой может показаться издевательским тому, кто просидел в аэропорту несколько суток, добирался до дома, пересаживаясь с автобусов на поезда, и научился без запинки выговаривать название Эйяфьядлайекюдль, и все же...

Если небо над Европой когда-нибудь снова закроют для полетов, нужно иметь наготове план Б. Военных кораблей на всех не хватит, да и провести 30 часов в открытом море, как несколько сотен британцев на борту десантного корабля Albion, не так увлекательно, как кажется на первый взгляд. Лучше проложить маршрут по суше, а в качестве транспорта использовать все, что подвернется под руку, – мотоцикл, квадроцикл, автомобиль, газонокосилку и, чтобы пересечь Ла-Манш, моторную лодку. В портфолио компании Honda есть вся эта техника, а в моем кармане  – билет в один конец до Сантандера...

МОТОЦИКЛ: ПОБЕГ ИЗ САНТАНДЕРА

Если вы не мотоциклист, то вам будет трудно понять романтику путешествия на опасной двухколесной машине, которая никак не защищает вас от внешнего мира и требует дозаправки каждые 150 км. Здесь нет радио и подстаканников, не с кем поговорить в пути, а в забрало шлема то и дело бьются насекомые-самоубийцы. В седле мотоцикла дальняя дорога воспринимается совершенно иначе, чем за рулем автомобиля: ты не наблюдаешь за окружающим ландшафтом из застекленного аквариума, а становишься его частью.

Вот это жизнь! Нам нужно побольше действующих вулканов

Мы покидаем Сантандер в 7 утра, когда солнце только встает над местным портом, где недавно пришвартовался Albion. Наш путь идет на восток, к Бильбао, вдоль живописного побережья Кантабрии.
У меня между ног VFR1200F – новый спортивно-туристический байк Honda с 1200-кубовым двигателем V4 и карданным приводом. Вокруг этой модели в мотоциклетной прессе разгорелись нешуточные споры: скептики утверждают, что Honda слишком разрекламировала свою новинку, а на деле она не оправдала ожиданий.

HONDA VFR1200F. ЦЕНА 730 тыс. руб. ДВИГАТЕЛЬ 1237 куб. см, 172 л.с. ПОКАЗАТЕЛИ 0–100 км/ч 4 с, Vmaх 257 км/ч

Однако как автомобильный журналист я не могу найти ни одного повода для разочарования: мне приятно находиться в седле этого мотоцикла, все органы управления – от сцепления и тормозов до «электронного» дросселя – настроены с безупречной точностью. Несмотря на большой по мотоциклетным меркам двигатель, VFR очень послушен, а глубокое сиденье позволяет сидеть не на мотоцикле, а как будто «в нем».

Уолтону нужна дозаправка каждые 300 км, а его мотоциклу – в два раза чаще

Динамика 172-сильного байка сразит наповал владельца любого суперкара. Для обгона достаточно слегка повернуть рукоятку, добавив «газа», а ускорение до 200 км/ч происходит за считанные секунды. Мотор VFR издает могучий рык, не переходя на «визг», свойственный, например, рядной «четверке» чистокровного спортбайка Honda Fireblade. V-образный двигатель раскручивается до 10 000 об/мин, а на полпути к  отсечке, в районе 5000 об/мин, срабатывают фазовращатели VTEC, и интенсивность разгона резко нарастает, как при включении турбонаддува.
Если что и раздражает меня в этом мотоцикле, так это его миниатюрный бензобак. Ситуация усугубляется тем, что первые 90 км после заправки дисплей на щитке приборов показывает практически полный бак, а потом запасы топлива начинают стремительно таять. Каждые 150 км мне приходится высматривать на дороге очередную АЗС. При той скорости, с которой VFR перемещается в пространстве, это превращается в назойливый кошмар, особенно когда я сворачиваю с обустроенной магистрали в направлении холмов.

Сбежать от вулкана

Каких еще холмов? Разве мы не собирались пройти маршрут как можно быстрее и выиграть заочную «гонку» с кораблем королевских ВМС? Дорога ведет на юго-восток, к подножию Пиренейских гор, и становится гораздо более извилистой. VFR здесь чувствует себя как рыба в воде, а я учусь проходить крутые «шпильки», касаясь асфальта коленом. Автомобилисту это занятие покажется странным и глупым, но прохождение поворотов «на колене» доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Почувствовать характерный скрежет пластика о дорожное покрытие – все равно что сунуть палец в воду, когда плывешь на лодке: ты начинаешь ощущать движение и скорость собственным телом. Если все делать правильно, то из бездушной машины мотоцикл превращается в твоего партнера в причудливом танце на асфальте. От нашего следующего транспортного средства не приходится ожидать такой же грациозности.

КВАДРОЦИКЛ: ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИРЕНЕИ

Горы всегда ассоциировались у меня со Швейцарскими Альпами, а остальные горные массивы Европы казались лишь жалкими пародиями. Но Пиренеи, где я никогда прежде не был, оказались просто огромными. Это настоящие горы: с заснеженными вершинами, высокогорными пастбищами и грунтовыми дорожками из ниоткуда в никуда. По ним мы попробуем пересечь Пиренеи и добраться до Франции – на квадроцикле.

«Вы позвонили на номер Марка Уолтона. К сожалению, сейчас меня нет в офисе»

У «квадрика» Honda TRX420 всего один цилиндр объемом 420 куб. см. Моторчик с впрыском топлива безобидно «бухтит» на холостых оборотах, но TRX не так прост, как кажется. Закинув ногу через высокое сиденье и усевшись за руль, я пытаюсь разобраться в запутанной системе управления квадроциклом: здесь ручной и автоматический режимы трансмиссии, переключение между полным  задним приводом, хитроумный алгоритм включения задней передачи и диковинный рычаг ручного тормоза... Но главное – научиться управлять дросселем при помощи большого пальца руки. В полноприводном автоматическом режиме достаточно просто нажать на рычажок акселератора, и TRX сорвется с места как ужаленный. Хотя мотор у квадроцикла меньше, чем пивная банка, благодаря низкой массе он чертовски быстр, причем на любом покрытии. Грунтовка, глубокая колея, трава, камни, ручьи – TRX преодолевает любые преграды с невозмутимостью танка и проворностью мотоцикла.

HONDA FOURTRAX TRX420FA AT 2/4WD. ЦЕНА 345 тыс. руб. ДВИГАТЕЛЬ 420 куб. см 26 л.с. ПОКАЗАТЕЛИ не разглашаются из антихулиганских соображений

Легкость, с которой TRX набирает скорость, создает ложное ощущение неуязвимости. Несмотря на полностью независимую подвеску всех колес, управляемость квадроцикла на пухлых внедорожных шинах оставляет желать лучшего. Когда мчишься, до упора выжав газ большим пальцем, приходится все время подруливать, чтобы TRX ехал прямо. А в поворотах, если проходить их не на черепашьей скорости, нужно свешиваться с «внешней» стороны квадроцикла словно орангутанг на пальме – иначе TRX с его длинноходной внедорожной подвеской и, как следствие, огромными кренами завалится на бок.

Сбежать от вулкана

Я несусь по грунтовке и стараюсь использовать каждую кочку как трамплин, оставляя за собой гигантский шлейф пыли. За рулем квадроцикла нельзя расслабиться ни на секунду: ты все время куда-то взбираешься, через что-то перепрыгиваешь или уворачиваешься от собак, которые охраняют пасущийся в долинах скот. Это самая настоящая адреналиновая экзекуция!

АВТОМОБИЛЬ №1 (CR-Z): ВО ФРАНЦИЮ!

Оказавшись на территории Франции, мы снова меняем транспортное средство. Теперь это всего лишь автомобиль, но непростой: новое гибридное купе Honda CR-Z. Снаружи машина выглядит странновато, как будто ее слепили из двух разных половинок. Спереди это стремительный и элегантный спорткар, а сзади – типичный гибрид с несуразной обрубленной «кормой».

HONDA CR-Z ЦЕНА 23 тыс. евро (в Европе). ДВИГАТЕЛЬ 1497 куб. см гибрид, 124 л.с. ПОКАЗАТЕЛИ 0–100 км/ч 10,1 с, Vmax 200 км/ч

Внутри странностей еще больше. Второстепенные органы управления в CR-Z сконцентрированы вокруг панели приборов: кнопки управления климат-контролем, «музыкой» и другими системами находятся в буквальном смысле под руками. Сама панель приборов представляет собой черный диск с голографическим цифровым спидометром, окруженным светящимся «ореолом», на который, в свою очередь, «намотана» шкала тахометра. Цвет «ореола» меняется в зависимости от того, насколько экономично или, наоборот, агрессивно вы едете. Гибридные штучки во всей их сомнительной красе!
CR-Z отличается от большинства «экомобилей» тем, что не способен двигаться только на электротяге. [info] 14-сильный электромотор лишь помогает двигателю внутреннего сгорания на разгоне, устраняя главный недостаток высокооборотных моторов Honda – нехватку тяги «внизу». Крутящий момент электромотора создает достойную прелюдию перед тем, как в дело вступает система VTEC, которая меняет фазы клапанов и увеличивает отдачу бензинового двигателя. Если нажать кнопку Econ и обращаться с педалью газа предельно ласково, «ореол» панели приборов засветится зеленым. Normal и чуть больше решительности в работе акселератором – и «ореол» уже синий. Режим Sport и газ в пол – «ореол» становится красным.

Хотя у меня он был красным всю дорогу, ничего сногсшибательного в динамике CR-Z нет. Даже при поддержке электромотора силовой агрегат выдает всего 124 л.с. при 6100 об/мин, то есть меньше, чем у мотоцикла! Мне повезло, что Пиренеи остались позади и дорога шла под гору. CR-Z не оправдывает тех ожиданий, которые возлагаешь на автомобиль с такой амбициозной внешностью. Я не представляю себе человека, который по собственной воле пересядет на гибрид Honda, например, с MINI Cooper S, который стоит те же 23 тысячи евро (в Европе), но едет намного шустрее.

Сбежать от вулкана

Чего у CR-Z не отнять, так это выверенной работы всех органов управления. В этом и, пожалуй, только в этом чувствуется родство гибридного купе и мотоцикла VFR. На CR-Z легко и приятно штурмовать сложные дороги, создавая идеально сбалансированный «коктейль» ускорений, замедлений и поворотов, которыми изобилует спуск с Пиренейских гор. Знаменитый перевал Турмале, где проходит один из этапов велогонки Tour de France, закрыт из-за неожиданного снегопада, поэтому мы идем параллельным курсом через соседнюю долину, но и здесь крутых виражей и захватывающих перепадов высот хоть отбавляй. Спортивный режим заостряет не только отклики мотора на акселератор, но и рулевое управление. Благодаря этому «нацеливать» CR-Z в повороты можно одним движением рук, наслаждаясь точными и предсказуемыми реакциями автомобиля. Если привык-нуть к заурядным скоростным характеристикам этого купе, то окажется, что и на невысоких скоростях можно получить массу удовольствия. Но для долгой дороги по французским магистралям мне понадобится что-нибудь помощнее.

АВТОМОБИЛЬ №2 (CIVIC): ГОНКА ДО КАЛЕ

Под капотом нашего Civic 1,8-литровый бензиновый мотор мощностью 140 л.с. Переночевав в дешевом отеле, мы отправляемся в путь с утра пораньше и берем курс на север. Чтобы пересечь Францию, нужно лишь терпение – чтобы час за часом ехать по магистрали, пытаясь поймать хотя бы одну радиостанцию с пристойной музыкой.

HONDA CIVIC 1.8 5D. ЦЕНА 820 тыс. руб. ДВИГАТЕЛЬ 1799 куб. см, 140 л.с. ПОКАЗАТЕЛИ I 0–100 км/ч 8,9 с,

Что до автомобиля, то я не перестаю удивляться, насколько быстро футуристический Civic превратился в «просто еще один хэтчбек класса C». В 2006 году, когда дебютировала нынешняя модель, это была настоящая бомба, но сегодня Civic теряется на фоне экстравагантного CR-Z. Внутри – то же ощущение морально устаревшего футуризма. «Двухуровневая» передняя панель с «инопланетной» голубой подсветкой выглядит заурядно после более авангардных решений в салоне гибридного купе. На однообразных французских магистралях километры и часы тянутся особенно мучительно. Играть в карты со случайными попутчиками на палубе военного корабля и то было бы интереснее. Единственное, что не дает мне окончательно заскучать, это спутниковая навигация, ведущая меня к побережью Ла-Манша. Почему-то во Франции все навигаторы, которыми мне доводилось пользоваться, считают, что до любой точки на карте быстрее всего можно добраться через парижскую окружную дорогу. Эти 35 км бесконечных пробок действуют на навигационные системы как магнит, но мы находим объезд на безопасном расстоянии от Парижа – через Шартр, мимо Ле-Мана и дальше на север.

Сбежать от вулкана

В Кале мы прибываем незадолго до полудня и высокомерно проезжаем мимо поворота к паромной переправе, откуда уходят в Дувр на противоположном берегу «баржи», груженные туристами и их автомобилями. Для большинства британцев отпуск на континенте обычно заканчивается часовой переправой через Ла-Манш и ее неизменными спутниками – морской болезнью и головной болью от выхлопных газов. Но наша дорога домой будет гораздо увлекательнее. За следующим транспортным средством марки Honda мы отправляемся прямиком в порт Кале.

ЛОДКА: ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ

Мы пересечем пролив на скоростной моторной лодке – как Джеймс Бонд, возвращающийся домой после секретной миссии в Европе. Правда, в отличие от Бонда, нам не удалось проскользнуть незамеченными: у властей наши планы вызвали нешуточное беспокойство. Полиция, иммиграционная служба, пограничный контроль и даже какие-то спецслужбы – всем им показалось подозрительным, что журналист и фотограф CAR собрались переправиться через Ла-Манш на моторной лодке, хотя мы совершенно официально задекларировали все наше барахло.

RIBCRAFT 9.0 OFFSHORE ЦЕНА 635 тыс. руб. (за каждый двигатель) ДВИГАТЕЛЬ (2 ШТ.) HONDA BF 225, 3471 куб. см, 225 л.с. ПОКАЗАТЕЛИ 55 узлов

Хотя, конечно, надо признать, что наша лодка действительно выглядит как идеальное транспортное средство для контрабандистов. Конструктивно она состоит из жесткого днища и надув-ных бортов (профессионалы называют этот класс лодок RIB – Rigid Inflatable Boat). Два навесных мотора Honda суммарной мощностью 450 л.с. позволяют разгоняться на воде до 160 км/ч, так что путь от Кале до Дувра займет у нас не более получаса.

Моим капитаном сегодня будет инструктор Королевской ассоциации яхтсменов Эндрю Нортон. На минимальной скорости мы выползаем из акватории порта, после чего Эндрю дает полный газ, решительно толкнув вперед сдвоенную рукоятку управления дроссельными заслонками. Ускорение не сногсшибательное, но чувство скорости – просто невероятное. Мозгу трудно привык-нуть к тому, что по воде можно перемещаться настолько быстро. Скоростные RIB-лодки вроде этой сконструированы таким образом, чтобы двигаться, практически не погружаясь в воду, – это снижает гидродинамическое сопротивление и позволяет увеличить скорость. Наша посудина летит по водной глади, подпрыгивая на волнах, как мастерски брошенный плоский камень.

Два мотора мощностью 450 л.с. – это 150 км/ч по воде

Скорость впечатляет, но удивительнее всего тот комфорт, с которым лодка скачет по волнам. Здесь используется принцип «выше скорость – меньше ям»: лодка не пронзает волны, а скользит по их поверхности, перепрыгивая с одной на другую.
Но это чувство беззаботной неуязвимости обманчиво. Нужно постоянно дозировать мощность моторов и менять их угол атаки, орудуя кнопками на панели управления дифферентом. Это делается для того, чтобы при каждом прыжке нос был выше кормы и лодка не «ныряла» в следующую волну. А еще есть штурвал, который делает 18 оборотов от упора до упора, причем на первые несколько оборотов лодка вообще не реагирует. Порт Дувра напоминает лондонский аэропорт Хитроу: то же безумное хитросплетение терминалов, каналов и дорог, которые постоянно перестраиваются и ремонтируются. У причала нас приветствует офицер пограничного контроля: «Ваши паспорта!» Со старта нашего путешествия прошло 29 часов и 45 минут.

ГАЗОНОКОСИЛКА: ПОСЛЕДНИЕ МЕТРЫ

Нужно иметь очень сильное воображение, чтобы всерьез рассуждать об инженерном наследии Honda, сидя верхом на самоходной газонокосилке. Туристы в гавайских рубашках и панамах сейчас сходили бы с палубы военного корабля под моросящим дождем, суетливо доставая из своих чемоданов непромокаемые куртки и зонты. За прошедшие полтора дня они видели лишь бескрайнее море и унылые трюмы Albion, а мы успели покорить горы и проливы, познать головокружительные скорости и кухню придорожных кафе, потратить кучу денег на платные дороги и бензин...

HONDA HF2420 ЦЕНА 5500 евро (в Европе) ДВИГАТЕЛЬ 614 куб. см, V, ШИРИНА КОШЕНИЯ I 1220 мм,

Пока моя газонокосилка неспешно ползет на север, нужно вспомнить, ради чего мы затеяли нашу авантюру. Мораль этой истории в том, что не надо паниковать, если вы застряли в тысячах километрах от дома из-за какого-нибудь вулкана. Вместо скучного полета на самолете дорога домой превратится в настоящее приключение. И для этого вовсе не обязательно иметь квадроцикл, хотя я бы не отказался от такого приза за победу в «гонке» с военным кораблем.

 

 

CARS.ru