Репортаж из котлована самой масштабной автодорожной стройки

Речь идет о классическом русском пути, который никогда не был шелковым: «из Петербурга в Москву». Или наоборот — одновременно строительство ведется на нескольких участках. Собственно, с этого направления начиналось и российское железнодорожное строительство. В проектной документации записано, что столицы соединит четырехрядная дорога категории IA с разделительной полосой шириной 6 метров и расчетной скоростью движения до 150 километров в час. До сих пор в России шоссе такого уровня не строили. Магистраль, получившая индекс М11, станет дублером федеральной трассы М10 «Россия», соединяющей две столицы. Платным дублером.

Репортаж из котлована самой масштабной автодорожной стройки

Дорогу начали сооружать в сентябре 2011 года, и ждать окончания строительства осталось еще пару лет. Всего каких-то 52 месяца работ по общей смете, 684 километров с мостами, развязками и площадками отдыха, и водители смогут наконец промчаться с ветерком по отечественной трассе международного уровня. Во всяком случае, так обещают.

Еще обещают установить освещение вдоль всей трассы, металлическое ограждение и шумозащитные щиты возле населенных пунктов. Все это великолепие обойдется в 144,6 миллиарда рублей, причем 16 миллиардов из них — негосударственные инвестиции.

Пока в эксплуатацию сданы участки с 15-го по 58-ой километр и с 258-го по 334-ый. Работы на 217-километровом отрезке на территории Тверской и Новгородской областей, куда госкомпания «Российские автомобильные дороги» и отправила (на «Сапсане», кстати) шпионов из СМИ, сейчас в самом разгаре.

Репортаж из котлована самой масштабной автодорожной стройки

Одновременно идут постройка дороги, возведение мостов, технических съездов и очистных сооружений. Как и полагается, предусмотрены «зверопроходы» — специальные тоннели под трассой для диких зверей, чтобы те могли цивилизовано переходить дорогу, а не выскакивать перед машинами. Надо б еще по всему лесу развесить указатели на эти «зверопроходы», чтобы все обитатели знали, куда ходить, да и охотникам с грибниками тоже пригодится.

Журналистам показали самый крупный мост на участке — через реку Волхов, длина которого составит 730 метров. Самый трудный этап работ, а это возведение опор на дне реки, уже почти завершен. Как только они будут закончены, огромные стальные конструкции торжественно и, возможно, даже с разрезанием ленточки соединят берега.

На протяжении 217-километрового участка предстоит возвести 107 мостов, 63 путепровода и развязки, 24 площадки для отдыха водителей. На них будут размещаться АЗС, небольшие торговые центры, возможно, будут построены гостиницы — здесь никаких новаций. Зато четко обозначены менее привычные для российских водителей точки — пункты оплаты. На инспектируемом участке в Новгородской и Тверской губерниях их будет пять.

А вот во сколько обойдется удовольствие прокатиться по супермагистрали, ни инвесторы, ни чиновники еще не знают

Пока плату за проезд по новой трассе не берут — электронная система взимания денег до сих пор проходит испытания. Расценки придумали еще в 2011 году, когда строительство только начиналось. Ориентировались на цены 2007 года: предполагалось, что за проезд по головному участку (с 15-го по 58-ой километр) будут брать в среднем по 3,62 рубля за километр, причем для грузовиков и легковых автомобилей планируются разные тарифы. Отрезок, проходящий по Тверской и Новгородской землям, оценивали в один рубль за километр, а ближе к Питеру тариф поднимался до 2,2 рубля.

В 2014 году расценки пересмотрели — в сторону увеличения. Уже близится к праздничным елкам и фейерверкам 2015 год, рубль падает, падает и падает, и с ценой пока полный туман. Думается, что инвесторы себя не обделят, окупать вложения-то надо. Да и до полного запуска магистрали в эксплуатацию два года еще ждать. В общем, поделить шкуру медведя время еще есть.

Репортаж из котлована самой масштабной автодорожной стройки

Глядя на эту масштабную стройку, я вспомнил про нашего большого друга на Востоке — Китай. Там за тридцать лет экономических реформ возвели около 4 миллионов километров дорог разного уровня, из них более 100 тысяч километров пришлось на скоростные платные шоссе. Начинали строить с лопатами и тачками, чуть ли не руками сооружая дорожную подушку. Сейчас технологии, по утверждениям китайской прессы, позволяют укладывать до 700 метров дорожного полотна в час. У нас же темпы ниже, чем в других странах, а нужда — зачастую больше.

Репортаж из котлована самой масштабной автодорожной стройки

По данным исследования общественной организации «Деловая Россия», обеспеченность автодорогами на 10 тыс. человек в России составляет 400 метров. 400 метров, Карл! Для сравнения: в США этот показатель составляет 2,2 километра, в Канаде — 4,4. Согласно Минтрансу, протяженность российских дорог составляет сегодня 599 тысяч километров. К примеру, во Франции, территория которой значительно уступает площади России, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием — 950 тыс. километров, а в США — 688,8 тысяч.

России же нужно 1,5 миллиона километров дорог как минимум, а имеется всего треть от этого, и весьма сомнительного качества. Проще дождаться разработок летающих автомобилей от иностранных автопроизводителей, чем ровных и приятных дорог на родине — если темпы строительства, технологии и финансирование останутся на прежнем уровне.