Речь идет о классическом русском пути, который никогда не был шелковым: «из Петербурга в Москву». Или наоборот — одновременно строительство ведется на нескольких участках. Собственно, с этого направления начиналось и российское железнодорожное строительство. В проектной документации записано, что столицы соединит четырехрядная дорога категории IA с разделительной полосой шириной 6 метров и расчетной скоростью движения до 150 километров в час. До сих пор в России шоссе такого уровня не строили. Магистраль, получившая индекс М11, станет дублером федеральной трассы М10 «Россия», соединяющей две столицы. Платным дублером.

Дорогу начали сооружать в сентябре 2011 года, и ждать окончания строительства осталось еще пару лет. Всего каких-то 52 месяца работ по общей смете, 684 километров с мостами, развязками и площадками отдыха, и водители смогут наконец промчаться с ветерком по отечественной трассе международного уровня. Во всяком случае, так обещают.
Еще обещают установить освещение вдоль всей трассы, металлическое ограждение и шумозащитные щиты возле населенных пунктов. Все это великолепие обойдется в 144,6 миллиарда рублей, причем 16 миллиардов из них — негосударственные инвестиции.
Пока в эксплуатацию сданы участки с 15-го по 58-ой километр и с 258-го по 334-ый. Работы на 217-километровом отрезке на территории Тверской и Новгородской областей, куда госкомпания «Российские автомобильные дороги» и отправила (на «Сапсане», кстати) шпионов из СМИ, сейчас в самом разгаре.

Одновременно идут постройка дороги, возведение мостов, технических съездов и очистных сооружений. Как и полагается, предусмотрены «зверопроходы» — специальные тоннели под трассой для диких зверей, чтобы те могли цивилизовано переходить дорогу, а не выскакивать перед машинами. Надо б еще по всему лесу развесить указатели на эти «зверопроходы», чтобы все обитатели знали, куда ходить, да и охотникам с грибниками тоже пригодится.
Журналистам показали самый крупный мост на участке — через реку Волхов, длина которого составит 730 метров. Самый трудный этап работ, а это возведение опор на дне реки, уже почти завершен. Как только они будут закончены, огромные стальные конструкции торжественно и, возможно, даже с разрезанием ленточки соединят берега.
На протяжении 217-километрового участка предстоит возвести 107 мостов, 63 путепровода и развязки, 24 площадки для отдыха водителей. На них будут размещаться АЗС, небольшие торговые центры, возможно, будут построены гостиницы — здесь никаких новаций. Зато четко обозначены менее привычные для российских водителей точки — пункты оплаты. На инспектируемом участке в Новгородской и Тверской губерниях их будет пять.
А вот во сколько обойдется удовольствие прокатиться по супермагистрали, ни инвесторы, ни чиновники еще не знают
Пока плату за проезд по новой трассе не берут — электронная система взимания денег до сих пор проходит испытания. Расценки придумали еще в 2011 году, когда строительство только начиналось. Ориентировались на цены 2007 года: предполагалось, что за проезд по головному участку (с 15-го по 58-ой километр) будут брать в среднем по 3,62 рубля за километр, причем для грузовиков и легковых автомобилей планируются разные тарифы. Отрезок, проходящий по Тверской и Новгородской землям, оценивали в один рубль за километр, а ближе к Питеру тариф поднимался до 2,2 рубля.
В 2014 году расценки пересмотрели — в сторону увеличения. Уже близится к праздничным елкам и фейерверкам 2015 год, рубль падает, падает и падает, и с ценой пока полный туман. Думается, что инвесторы себя не обделят, окупать вложения-то надо. Да и до полного запуска магистрали в эксплуатацию два года еще ждать. В общем, поделить шкуру медведя время еще есть.

Глядя на эту масштабную стройку, я вспомнил про нашего большого друга на Востоке — Китай. Там за тридцать лет экономических реформ возвели около 4 миллионов километров дорог разного уровня, из них более 100 тысяч километров пришлось на скоростные платные шоссе. Начинали строить с лопатами и тачками, чуть ли не руками сооружая дорожную подушку. Сейчас технологии, по утверждениям китайской прессы, позволяют укладывать до 700 метров дорожного полотна в час. У нас же темпы ниже, чем в других странах, а нужда — зачастую больше.

По данным исследования общественной организации «Деловая Россия», обеспеченность автодорогами на 10 тыс. человек в России составляет 400 метров. 400 метров, Карл! Для сравнения: в США этот показатель составляет 2,2 километра, в Канаде — 4,4. Согласно Минтрансу, протяженность российских дорог составляет сегодня 599 тысяч километров. К примеру, во Франции, территория которой значительно уступает площади России, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием — 950 тыс. километров, а в США — 688,8 тысяч.
России же нужно 1,5 миллиона километров дорог как минимум, а имеется всего треть от этого, и весьма сомнительного качества. Проще дождаться разработок летающих автомобилей от иностранных автопроизводителей, чем ровных и приятных дорог на родине — если темпы строительства, технологии и финансирование останутся на прежнем уровне.