И сразу спойлер: в среднем по «больнице» цены на автомобили мировых брендов в России едва ли не самые низкие в мире, потому что: а) сборочные производства действительно работают; б) импортеры действительно не удваивали абсолютно все цены пропорционально падению рубля. Тем не менее, выбор машин в России здорово сократился: мы потеряли Chevrolet, Dodge, Opel, SEAT, китайские марки BYD и FAW, тайваньский Luxgen. Многие оставшиеся производители «вычистили» линейку, оставив только самые популярные и прибыльные машины.
Поэтому поиск мы будем вести в двух направлениях: можно ли в Беларуси или Казахстане купить нечто недоступное или дешёвое? В итоговую таблицу вошли машины, которые в России официально уже не продаются, а если и продаются, то дороже.
Обстановка на фронтах
На простой вопрос: а почему именно в Белоруссии или Казахстане — у нас есть простой ответ. Потому что это страны Таможенного союза (и Единого экономического пространства), и ввезти оттуда автомобиль можно безо всяких пошлин. Процедура немногим сложнее, чем перегнать машину из Москвы в Тверь, и сводится к правильному оформлению обычных документов. Перед постановкой на учёт в России нужно только будет заплатить утилизационный сбор (2 000 рублей для физлиц) и убедиться, что автомобиль отвечает нормам Евро-5. Менее экологичные машины нужно успеть ввезти в Россию до 1 января 2016 года, когда стандарт Евро-5 станет у нас обязательным. Если опоздать — границу вы пересечёте, а вот ПТС уже не получите. Впрочем, многие современные автомобили соответствуют даже не Евро-5, а Евро-6, поэтому проблем тут быть не должно.
Ценовая реальность гораздо сложнее и запутаннее законодательной части. Ведь если в России представительства стараются сдерживать валютные колебания и фиксируют цену в рублях, то в Белоруссии и Казахстане прайс-листы откровенно формируются в долларах или евро, а реально сделки совершаются в национальных валютах (белорусских рублях и казахских тенге) по официальному курсу на день оплаты.
После запуска Таможенного союза многие успешные импортеры в Белоруссии давно переориентировались на восток и работают в связке с российскими коллегами. По сути — возят машины через Москву, попросту выступая дилерами наших представительств. В этом случае и цены, и модельный ряд будут практически неотличимы от российских. Но многие (например, Opel) продолжают работать через региональные офисы в Западной Европе.
В Казахстане, где тенге также обвалился вслед за российким рублём, ситуация отчасти напоминает нашу. Но есть существенные отличия: например, автомобили премиум-сегмента здесь продаются не тысячами, как в России, а десятками и сотнями. Поэтому нет обширных складов, по которым можно было бы гулять и прицениваться в тот короткий период, который происходит между девальвацией валюты и пересчётом прайса.
Общее правило для Белоруссии и Казахстана: обнародованный на официальном сайте ценник не всегда соответствует реальности. Или же прайс-лист вовсе спрятан от глаз потенциальных клиентов. Сколь-нибудь долго удерживать фиксированные цены в нацвалютах у соседей не принято. Хотите узнать, что почём, звоните.
Ещё одно правило: забудьте о премиум-брендах. В России эти машины дешевле. «Мерседесы» в Казахстане дороже российских на многие сотни тысяч рублей, за Lexus можно переплатить от 50 тысяч до двух миллионов рублей. В Белоруссии Audi стоят примерно столько же, а «Мерседесы» — дороже: например, доступный в Минске короткобазный S-класс обойдется примерно как длиннобазный в России (а других у нас и нет).
BMW
В отличие от России, где линейка урезана до более-менее популярных машин, в Белоруссии номинально представлен весь европейский модельный ряд. Однако все цены зафиксированы в евро, поэтому ехать в Минск имеет смысл, только если курс евро упадет ниже 63 рублей. На момент написания текста евро стоит 70 рублей, поэтому в России точно такие же машины получаются дешевле. Но есть и модели, которых в России просто нет. Обычно это начальные версии (116i и т.п.) и более широкий набор дизельных модификаций. Однако любую из них придётся заказывать и ждать: машин на складе в Минске почти не держат.
В Казахстане выбор модификаций скуден, а цены не особенно отличаются от российских. Однако можно следить за акциями. Сейчас, например, на кроссоверы X5 и X6 зафиксированы минимальные цены в тенге — получилось, что базовые версии примерно на триста тысяч дешевле, чем в России.
Chevrolet
Судьба корейских легковых Chevrolet в Белоруссии всё ещё не определена, но, скорее всего, повторит российскую историю: дилеры распродают оставшиеся машины по специальным ценам, и прайс-листа как такового больше нет. В Казахстане марка остаётся актуальной, но цены на машины 2015 года выпуска не вызывают желания срочно вылетать в Астану.
Citroёn
С тех пор как под Минском организовалась отвёрточная сборка седанов C-Elysee, цены на них снизились. По сравнению с российским прайсом экономия может составить от 73 до 100 тысяч рублей, а для бюджетной модели это весомо.
Geely
Оказалось, даже китайские бюджетники в Белоруссии могут быть на добрых 100 тысяч рублей дороже, чем в России, но ради чистоты эксперимента обратим внимание и на эту марку. В России Geely продаёт всего четыре модели (а в 2016 году после ликвидации MK Cross останется только три). В Казахстане линейка шире: восемь машин. В Белоруссии — три. Во всех трёх странах есть собственные сборочные производства, но лучше всех с задачей снижения цен справляются российские «отвёрточники». Настолько, что ехать к соседям можно разве что за старыми моделями CK и EC7, которые в России уже не продаются. Впрочем, это всё может быть ненадолго: на днях компания Geely объявила о возможном сворачивании сборки в Черкесске и переориентации всего российского рынка на белорусский завод «БелДжи».
Kia
В Казахстане продаётся большой седан Kia Cadenza— он вдвое дороже российской «Оптимы», зато на триста с лишним тысяч дешевле флагманского седана Quoris. Который, в свою очередь, в Казахстане предлагается только с V6 3.8 уменьшенной мощности (294 л.с. против 334 в России), а пятилитрового мотора у казахского «Квориса» нет вовсе. Помимо седана Cadenza, в Казахстане можно присмотреть вэн Grand Carnival (V6 3.3, 266 л.с.) длиной 5 115 мм — если будете «гуглить», что за зверь, то в США такой продаётся как Sedona.
Mazda
Кризис больно ударил по продажам «Мазды» везде. Однако если в России линейка ужалась до трёх моделей (хэтчбек и седан Mazda3, седан Mazda6, кроссовер CX-5), то в Белоруссии номинально доступны большой полноприводник CX-9 и даже универсал Mazda6. Правда, обе эти модели на грани исчезновения, и перед поездкой за машиной в Минск советуем выяснить, что конкретно осталось на складах. Кроме того, в России хэтч Mazda3 можно купить с двумя моторами (старый 1.6 с четырёхступенчатым «автоматом» или «скайактивный» 1.5), а в Белоруссии двигателя объемом 1,6 литра нет вовсе, но пока ещё есть двухлитровый, уже забытый в России. В Казахстане все модели «Мазды» продаются с теми же моторами, что в России, и стоят они там на 17-27 тысяч рублей маньше.
Opel
Из России Opel ушёл. В Казахстане марка остаётся, хотя продажи невелики, премьеры запаздывают (новой «Астры» всё ещё нет), а старые ограничены в комплектациях. В Белоруссии ситуация более оптимистичная: новая Astra появится после Нового года, и весь модельный ряд, за исключением «Антары», доступен к заказу, даже кабриолет Cascada и минихэтч Adam. Собранных под Минском кроссоверов Mokka хватит как минимум до конца года. Возможно, производство продолжится и далее — если завод найдёт общий язык с GM и поставки машинокомплектов продолжатся.
Peugeot
Это единственный случай, когда нам пришлось сравнивать акционные цены. Дело в том, что во всех трёх странах действуют не только сборочные линии, но и существенные (в сотни тысяч рублей) и длительные скидки. Поскольку скидки «импортёрские», на всю страну, то и обычные цены старательно прячутся. Итог простой: в Белоруссию можно ехать за обновлённым седаном Peugeot 508 местной сборки, на котором реально сэкономить 48-85 тысяч рублей, но в Казахстане он ещё дешевле. На фоне белорусских и российских акций предложение Peugeot в Казахстане — просто распродажа, хотя в Костанае налажена всего лишь крупноузловая сборка пяти моделей.
Skoda
В Казахстане нашлись стильные хэтчбеки Rapid Spaceback, хоть и стоят они немало. А белорусский импортёр «Шкоды» и вовсе держит два прайс-листа на модель Rapid: по машинам чешской и российской сборки. Чешские, естественно, намного дороже (примерно на 350 тысяч в аналогичной комплектации), но у них есть моторы 1.2 TSI и кузов универсал. Та же история с «Октавией»: в «чешском» разделе прайса можно найти, например, недоступные в России полноприводные хэтчбеки. Правда, стоят они пока адских денег.
SsangYong
В Белоруссии марка вообще свернулась, в России — испытывает трудности с возобновлением локальной сборки. В Казахстане есть собственное сборочное производство. И цены на товарные автомобили пока получаются интереснее российских. Пусть выбор дизельных версий хуже, чем в России, но в целом у казахов модельный ряд оказался шире: в продаже есть и весьма доступное прежнее поколение Actyon (под именем Nomad), и совершенно неизвестный у нас представительский седан Chairman с лицензионными мерседесовскими бензиновыми «шестёрками».
Subaru
Белорусское предложение ничем от российского не отличается. А вот в Казахстане и цены ниже, и модельный ряд интереснее. Например, вместо одной комплектации хэтчбека XV предложено четыре на выбор. Универсал Outback в Казахстане можно заказать с мотором 3,6 литра, а седанов Legacy в России вовсе нет.
Toyota
За «Тойотой» есть смысл ехать только в Казахстан, причём строго за определённой моделью — рамным внедорожником Fortuner. Эта машина построена на укороченной платформе пикапа Hilux и в России недоступна. В Казахстане пока продают машины старого поколения (последний рестайлинг был в 2011 году).
Марка, модель |
Цена | в Беларуси |
Цена | в Казахстане | Цена | в России |
min | max | min | max | min | max | |
BMW | ||||||
1-я серия (3-дверный) | 1 498 774 | 2 359 675 | — | — | 1 390 000 | 2 570 000 |
2-я серия (кабриолет) | 2 355 467 | 3 391 704 | — | — | — | — |
2-я серия Active Tourer | 2 020 926 | 2 731 739 | — | — | — | — |
2-я серия Gran Tourer | 2 029 342 | 2 234 836 | — | — | — | — |
318d (седан, 150 л.с.) | 2 038 109 | — | — | — | 2 050 000 | 2 470 000 |
330d (седан, 258 л.с.) | 3 387 847 | — | — | — | — | — |
330d xDrive (седан) | 3 585 276 | — | — | — | — | — |
3-я серия Touring | 1 972 883 | 3 525 311 | — | — | — | — |
5-я серия Active Hybrid (225 л.с.) | 4 789 485 | — | — | — | 4 050 000 | 4 050 000 |
5-я серия Touring | 2 695 269 | 5 542 730 | — | — | 3 080 000 | 3 080 000 |
X5 | 3 726 597 | 5 738 755 | 3 015 068 | — | 3 330 000 | 4 780 000 |
X6 | 4 265 230 | 5 676 686 | 3 661 154 | — | 3 900 000 | 4 980 000 |
Chevrolet | ||||||
Cobalt | — | — | 497 917 | 510 839 | — | — |
Aveo (седан) | — | — | 775 519 | 888 584 | — | — |
Cruze (седан) | — | — | 1 056 351 | 1 482 767 | — | — |
Cruze (хэтчбек) | — | — | 1 211 627 | 1 706 098 | — | — |
Malibu | — | — | 1 806 456 | — | — | — |
Orlando | — | — | 1 109 545 | 1 270 636 | — | — |
Tracker | — | — | 956 853 | 1 249 530 | — | — |
Captiva | — | — | 1 217 872 | 1 465 754 | — | — |
Citroёn | ||||||
C-Elysee | 546 893 | 757 208 | 614 900 | 866 900 | ||
С4 Sedan 1.6 Tendance | 917 238 | — | 942 000 | — | ||
Geely | ||||||
Geely CK | — | — | 394 112 | 463 028 | — | — |
Geely SC7 | 649 117 | 687 606 | 559 941 | 592 246 | — | — |
Geely GC7 | — | — | 639 625 | 740 845 | — | — |
Geely Emgrand X7 | 822 495 | 1 033 054 | 837 758 | 979 897 | 669 000 | 775 000 |
Geely LC Cross | 519 159 | 538 899 | — | — | — | — |
Geely MK Cross | — | — | 559 941 | 577 170 | 409 000 | 429 000 |
KIA | ||||||
Cerato Koup | — | — | 920 673 | — | — | — |
Cerato | — | — | 1 028 138 | 1 649 888 | 857 900 | 1 089 900 |
Grand Carnival | — | — | 2 031 079 | 2 558 501 | — | — |
Mazda | ||||||
Mazda 3 (хэтчбек) | 1 312 909 | 1 565 067 | 948 067 | 1 066 946 | 957 000 | 1 077 000 |
Mazda 3 (седан) | 1 187 014 | 1 339 336 | 938 117 | 1 057 040 | 947 000 | 1 067 000 |
Mazda 6 (седан) | 1 485 419 | 2 168 484 | 1 074 872 | 1 389 606 | 1 085 000 | 1 492 700 |
Mazda 6 (универсал) | 1 631 135 | 1 723 996 | — | — | — | — |
CX-5 | — | — | 1 202 668 | 1 519 680 | 1 214 000 | 1 534 000 |
Opel | ||||||
Corsa | 890 708 | 1 290 475 | — | — | — | — |
Mokka | 1 321 351 | — | 861 448 | 1 033 738 | — | — |
Antara | — | — | 1 076 810 | 1 292 172 | — | — |
Astra (седан) | 1 269 434 | 1 423 730 | — | — | — | — |
Astra GTC | 1 585 040 | 1 767 389 | — | — | — | — |
Astra Sports Tourer | 1 227 354 | 1 676 215 | — | — | — | — |
Astra (новое поколение) | 1 227 354 | 1 627 120 | — | — | — | — |
Insignia | 1 486 851 | 2 300 412 | 818 376 | 1 292 172 | — | — |
Combo | 1 150 206 | 1 332 556 | — | — | — | — |
Meriva | 1 108 125 | 1 402 690 | — | — | — | — |
Zafira Tourer | 1 669 201 | 2 054 941 | — | — | — | — |
Peugeot | ||||||
301 | 652 234 | 887 508 | 458 183 | 691 958 | 649 900 | 931 900 |
2008 | 1 254 183 | 1 353 284 | — | — | 909 000 | 1 199 000 |
3008 | 1 134 894 | 1 384 115 | 936 286 | 957 403 | 1 139 000 | 1 494 000 |
408 | 1 048 272 | 1 122 781 | 577 709 | 677 313 | 754 000 | 971 000 |
508 | 1 504 872 | 1 710 416 | 1 129 520 | 1 310 602 | 1 574 000 | 1 714 000 |
Skoda | ||||||
Rapid Spaceback | 980 219 | 1 345 605 | 896 337 | 1 042 567 | — | — |
Octavia 4x4 (хэтчбек) | 1 755 962 | 1 890 171 | — | — | — | — |
Octavia Combi 4x4 (универсал) | 1 844 496 | 1 978 004 | — | — | 1 373 000 | 1 636 000 |
SsangYong | ||||||
Actyon | — | — | 912 381 | 1 310 801 | 949 000 | 1 459 900 |
Nomad (предыдущий Actyon) | — | — | 792 855 | 976 128 | — | — |
Actyon Sports (пикап) | — | — | 1 033 301 | 1 247 054 | 1 239 000 | 1 629 990 |
Kyron | — | — | 860 905 | 1 035 891 | 1 009 990 | 1 329 990 |
Rexton | — | — | 1 502 042 | 1 629 537 | 1 579 000 | 2 329 990 |
Chairman | — | — | 2 191 308 | 2 908 464 | — | — |
Subaru | ||||||
XV | — | — | 1 561 375 | 1 918 875 | 1 699 900 | — |
Legacy | — | — | 1 686 284 | 2 627 416 | — | — |
Outback | — | — | 1 895 186 | 2 713 561 | 2 190 000 | 2 350 000 |
Forester | — | — | 1 819 809 | 2 476 663 | 1 629 900 | 1 874 900 |
Toyota | ||||||
Fortuner | — | — | 1 891 677 | 2 451 561 | — | — |
В расчёте учтены розничные цены в рублях (по курсу ЦБ РФ) по состоянию на 1 декабря 2015 года, и в реальности не исключены различные дилерские доплаты. Полную версию таблицы с комментариями можно посмотреть по этой ссылке.