Журнал
Как сэкономить на покупке нового автомобиля в странах Таможенного союза
За морем телушка

Как сэкономить на покупке нового автомобиля в странах Таможенного союза

Как сэкономить на покупке нового автомобиля в странах Таможенного союза

Ещё недавно в российских автосалонах паломничали тысячи покупателей из Белоруссии и Казахстана, немало сэкономившие на падении рубля. Но прошёл год, курсы соседских валют пережили нервные времена. Пора проверить схему наоборот: какие автомобили можно выгодно купить в странах Таможенного союза?

И сразу спойлер: в среднем по «больнице» цены на автомобили мировых брендов в России едва ли не самые низкие в мире, потому что: а) сборочные производства действительно работают; б) импортеры действительно не удваивали абсолютно все цены пропорционально падению рубля. Тем не менее, выбор машин в России здорово сократился: мы потеряли Chevrolet, Dodge, Opel, SEAT, китайские марки BYD и FAW, тайваньский Luxgen. Многие оставшиеся производители «вычистили» линейку, оставив только самые популярные и прибыльные машины.

Поэтому поиск мы будем вести в двух направлениях: можно ли в Беларуси или Казахстане купить нечто недоступное или дешёвое? В итоговую таблицу вошли машины, которые в России официально уже не продаются, а если и продаются, то дороже.

Обстановка на фронтах

На простой вопрос: а почему именно в Белоруссии или Казахстане — у нас есть простой ответ. Потому что это страны Таможенного союза (и Единого экономического пространства), и ввезти оттуда автомобиль можно безо всяких пошлин. Процедура немногим сложнее, чем перегнать машину из Москвы в Тверь, и сводится к правильному оформлению обычных документов. Перед постановкой на учёт в России нужно только будет заплатить утилизационный сбор (2 000 рублей для физлиц) и убедиться, что автомобиль отвечает нормам Евро-5. Менее экологичные машины нужно успеть ввезти в Россию до 1 января 2016 года, когда стандарт Евро-5 станет у нас обязательным. Если опоздать — границу вы пересечёте, а вот ПТС уже не получите. Впрочем, многие современные автомобили соответствуют даже не Евро-5, а Евро-6, поэтому проблем тут быть не должно.

Ценовая реальность гораздо сложнее и запутаннее законодательной части. Ведь если в России представительства стараются сдерживать валютные колебания и фиксируют цену в рублях, то в Белоруссии и Казахстане прайс-листы откровенно формируются в долларах или евро, а реально сделки совершаются в национальных валютах (белорусских рублях и казахских тенге) по официальному курсу на день оплаты.

После запуска Таможенного союза многие успешные импортеры в Белоруссии давно переориентировались на восток и работают в связке с российскими коллегами. По сути — возят машины через Москву, попросту выступая дилерами наших представительств. В этом случае и цены, и модельный ряд будут практически неотличимы от российских. Но многие (например, Opel) продолжают работать через региональные офисы в Западной Европе.

Как сэкономить на покупке нового автомобиля в странах Таможенного союза

В Казахстане, где тенге также обвалился вслед за российким рублём, ситуация отчасти напоминает нашу. Но есть существенные отличия: например, автомобили премиум-сегмента здесь продаются не тысячами, как в России, а десятками и сотнями. Поэтому нет обширных складов, по которым можно было бы гулять и прицениваться в тот короткий период, который происходит между девальвацией валюты и пересчётом прайса.

Общее правило для Белоруссии и Казахстана: обнародованный на официальном сайте ценник не всегда соответствует реальности. Или же прайс-лист вовсе спрятан от глаз потенциальных клиентов. Сколь-нибудь долго удерживать фиксированные цены в нацвалютах у соседей не принято. Хотите узнать, что почём, звоните.

Ещё одно правило: забудьте о премиум-брендах. В России эти машины дешевле. «Мерседесы» в Казахстане дороже российских на многие сотни тысяч рублей, за Lexus можно переплатить от 50 тысяч до двух миллионов рублей. В Белоруссии Audi стоят примерно столько же, а «Мерседесы» — дороже: например, доступный в Минске короткобазный S-класс обойдется примерно как длиннобазный в России (а других у нас и нет).

BMW

В отличие от России, где линейка урезана до более-менее популярных машин, в Белоруссии номинально представлен весь европейский модельный ряд. Однако все цены зафиксированы в евро, поэтому ехать в Минск имеет смысл, только если курс евро упадет ниже 63 рублей. На момент написания текста евро стоит 70 рублей, поэтому в России точно такие же машины получаются дешевле. Но есть и модели, которых в России просто нет. Обычно это начальные версии (116i и т.п.) и более широкий набор дизельных модификаций. Однако любую из них придётся заказывать и ждать: машин на складе в Минске почти не держат.

В Казахстане выбор модификаций скуден, а цены не особенно отличаются от российских. Однако можно следить за акциями. Сейчас, например, на кроссоверы X5 и X6 зафиксированы минимальные цены в тенге — получилось, что базовые версии примерно на триста тысяч дешевле, чем в России.

Chevrolet

Судьба корейских легковых Chevrolet в Белоруссии всё ещё не определена, но, скорее всего, повторит российскую историю: дилеры распродают оставшиеся машины по специальным ценам, и прайс-листа как такового больше нет. В Казахстане марка остаётся актуальной, но цены на машины 2015 года выпуска не вызывают желания срочно вылетать в Астану.

Citroёn

С тех пор как под Минском организовалась отвёрточная сборка седанов C-Elysee, цены на них снизились. По сравнению с российским прайсом экономия может составить от 73 до 100 тысяч рублей, а для бюджетной модели это весомо.

Geely

Оказалось, даже китайские бюджетники в Белоруссии могут быть на добрых 100 тысяч рублей дороже, чем в России, но ради чистоты эксперимента обратим внимание и на эту марку. В России Geely продаёт всего четыре модели (а в 2016 году после ликвидации MK Cross останется только три). В Казахстане линейка шире: восемь машин. В Белоруссии — три. Во всех трёх странах есть собственные сборочные производства, но лучше всех с задачей снижения цен справляются российские «отвёрточники». Настолько, что ехать к соседям можно разве что за старыми моделями CK и EC7, которые в России уже не продаются. Впрочем, это всё может быть ненадолго: на днях компания Geely объявила о возможном сворачивании сборки в Черкесске и переориентации всего российского рынка на белорусский завод «БелДжи».

Kia

В Казахстане продаётся большой седан Kia Cadenza — он вдвое дороже российской «Оптимы», зато на триста с лишним тысяч дешевле флагманского седана Quoris. Который, в свою очередь, в Казахстане предлагается только с V6 3.8 уменьшенной мощности (294 л.с. против 334 в России), а пятилитрового мотора у казахского «Квориса» нет вовсе. Помимо седана Cadenza, в Казахстане можно присмотреть вэн Grand Carnival (V6 3.3, 266 л.с.) длиной 5 115 мм — если будете «гуглить», что за зверь, то в США такой продаётся как Sedona.

Mazda

Кризис больно ударил по продажам «Мазды» везде. Однако если в России линейка ужалась до трёх моделей (хэтчбек и седан Mazda3, седан Mazda6, кроссовер CX-5), то в Белоруссии номинально доступны большой полноприводник CX-9 и даже универсал Mazda6. Правда, обе эти модели на грани исчезновения, и перед поездкой за машиной в Минск советуем выяснить, что конкретно осталось на складах. Кроме того, в России хэтч Mazda3 можно купить с двумя моторами (старый 1.6 с четырёхступенчатым «автоматом» или «скайактивный» 1.5), а в Белоруссии двигателя объемом 1,6 литра нет вовсе, но пока ещё есть двухлитровый, уже забытый в России. В Казахстане все модели «Мазды» продаются с теми же моторами, что в России, и стоят они там на 17-27 тысяч рублей маньше.

Opel

Как сэкономить на покупке нового автомобиля в странах Таможенного союза

Из России Opel ушёл. В Казахстане марка остаётся, хотя продажи невелики, премьеры запаздывают (новой «Астры» всё ещё нет), а старые ограничены в комплектациях. В Белоруссии ситуация более оптимистичная: новая Astra появится после Нового года, и весь модельный ряд, за исключением «Антары», доступен к заказу, даже кабриолет Cascada и минихэтч Adam. Собранных под Минском кроссоверов Mokka хватит как минимум до конца года. Возможно, производство продолжится и далее — если завод найдёт общий язык с GM и поставки машинокомплектов продолжатся.

Peugeot

Это единственный случай, когда нам пришлось сравнивать акционные цены. Дело в том, что во всех трёх странах действуют не только сборочные линии, но и существенные (в сотни тысяч рублей) и длительные скидки. Поскольку скидки «импортёрские», на всю страну, то и обычные цены старательно прячутся. Итог простой: в Белоруссию можно ехать за обновлённым седаном Peugeot 508 местной сборки, на котором реально сэкономить 48-85 тысяч рублей, но в Казахстане он ещё дешевле. На фоне белорусских и российских акций предложение Peugeot в Казахстане — просто распродажа, хотя в Костанае налажена всего лишь крупноузловая сборка пяти моделей.

Skoda

В Казахстане нашлись стильные хэтчбеки Rapid Spaceback, хоть и стоят они немало. А белорусский импортёр «Шкоды» и вовсе держит два прайс-листа на модель Rapid: по машинам чешской и российской сборки. Чешские, естественно, намного дороже (примерно на 350 тысяч в аналогичной комплектации), но у них есть моторы 1.2 TSI и кузов универсал. Та же история с «Октавией»: в «чешском» разделе прайса можно найти, например, недоступные в России полноприводные хэтчбеки. Правда, стоят они пока адских денег.

SsangYong

В Белоруссии марка вообще свернулась, в России — испытывает трудности с возобновлением локальной сборки. В Казахстане есть собственное сборочное производство. И цены на товарные автомобили пока получаются интереснее российских. Пусть выбор дизельных версий хуже, чем в России, но в целом у казахов модельный ряд оказался шире: в продаже есть и весьма доступное прежнее поколение Actyon (под именем Nomad), и совершенно неизвестный у нас представительский седан Chairman с лицензионными мерседесовскими бензиновыми «шестёрками».

Subaru

Белорусское предложение ничем от российского не отличается. А вот в Казахстане и цены ниже, и модельный ряд интереснее. Например, вместо одной комплектации хэтчбека XV предложено четыре на выбор. Универсал Outback в Казахстане можно заказать с мотором 3,6 литра, а седанов Legacy в России вовсе нет.

Toyota

Как сэкономить на покупке нового автомобиля в странах Таможенного союза

За «Тойотой» есть смысл ехать только в Казахстан, причём строго за определённой моделью — рамным внедорожником Fortuner. Эта машина построена на укороченной платформе пикапа Hilux и в России недоступна. В Казахстане пока продают машины старого поколения (последний рестайлинг был в 2011 году).

Марка, модель

Цена

в Беларуси

Цена

в Казахстане Цена в России
  min max min max min max
BMW            
1-я серия (3-дверный) 1 498 774 2 359 675 1 390 000 2 570 000
2-я серия (кабриолет) 2 355 467 3 391 704
2-я серия Active Tourer 2 020 926 2 731 739
2-я серия Gran Tourer 2 029 342 2 234 836
318d (седан, 150 л.с.) 2 038 109 2 050 000 2 470 000
330d (седан, 258 л.с.) 3 387 847
330d xDrive (седан) 3 585 276
3-я серия Touring 1 972 883 3 525 311
5-я серия Active Hybrid (225 л.с.) 4 789 485 4 050 000 4 050 000
5-я серия Touring 2 695 269 5 542 730 3 080 000 3 080 000
X5 3 726 597 5 738 755 3 015 068 3 330 000 4 780 000
X6 4 265 230 5 676 686 3 661 154 3 900 000 4 980 000
             
Chevrolet            
Cobalt 497 917 510 839
Aveo (седан) 775 519 888 584
Cruze (седан) 1 056 351 1 482 767
Cruze (хэтчбек) 1 211 627 1 706 098
Malibu 1 806 456
Orlando 1 109 545 1 270 636
Tracker 956 853 1 249 530
Captiva 1 217 872 1 465 754
             
Citroёn            
C-Elysee 546 893 757 208     614 900 866 900
С4 Sedan 1.6 Tendance 917 238     942 000
             
Geely            
Geely CK 394 112 463 028
Geely SC7 649 117 687 606 559 941 592 246
Geely GC7 639 625 740 845
Geely Emgrand X7 822 495 1 033 054 837 758 979 897 669 000 775 000
Geely LC Cross 519 159 538 899
Geely MK Cross 559 941 577 170 409 000 429 000
             
KIA            
Cerato Koup 920 673
Cerato 1 028 138 1 649 888 857 900 1 089 900
Grand Carnival 2 031 079 2 558 501
             
Mazda            
Mazda 3 (хэтчбек) 1 312 909 1 565 067 948 067 1 066 946 957 000 1 077 000
Mazda 3 (седан) 1 187 014 1 339 336 938 117 1 057 040 947 000 1 067 000
Mazda 6 (седан) 1 485 419 2 168 484 1 074 872 1 389 606 1 085 000 1 492 700
Mazda 6 (универсал) 1 631 135 1 723 996
CX-5 1 202 668 1 519 680 1 214 000 1 534 000
             
Opel            
Corsa 890 708 1 290 475
Mokka 1 321 351 861 448 1 033 738
Antara 1 076 810 1 292 172
Astra (седан) 1 269 434 1 423 730
Astra GTC 1 585 040 1 767 389
Astra Sports Tourer 1 227 354 1 676 215
Astra (новое поколение) 1 227 354 1 627 120
Insignia 1 486 851 2 300 412 818 376 1 292 172
Combo 1 150 206 1 332 556
Meriva 1 108 125 1 402 690
Zafira Tourer 1 669 201 2 054 941
             
Peugeot            
301 652 234 887 508 458 183 691 958 649 900 931 900
2008 1 254 183 1 353 284 909 000 1 199 000
3008 1 134 894 1 384 115 936 286 957 403 1 139 000 1 494 000
408 1 048 272 1 122 781 577 709 677 313 754 000 971 000
508 1 504 872 1 710 416 1 129 520 1 310 602 1 574 000 1 714 000
             
Skoda            
Rapid Spaceback 980 219 1 345 605 896 337 1 042 567
Octavia 4x4 (хэтчбек) 1 755 962 1 890 171
Octavia Combi 4x4 (универсал) 1 844 496 1 978 004 1 373 000 1 636 000
             
             
SsangYong            
Actyon 912 381 1 310 801 949 000 1 459 900
Nomad (предыдущий Actyon) 792 855 976 128
Actyon Sports (пикап) 1 033 301 1 247 054 1 239 000 1 629 990
Kyron 860 905 1 035 891 1 009 990 1 329 990
Rexton 1 502 042 1 629 537 1 579 000 2 329 990
Chairman 2 191 308 2 908 464
             
Subaru            
XV 1 561 375 1 918 875 1 699 900
Legacy 1 686 284 2 627 416
Outback 1 895 186 2 713 561 2 190 000 2 350 000
Forester 1 819 809 2 476 663 1 629 900 1 874 900
             
Toyota            
Fortuner 1 891 677 2 451 561

В расчёте учтены розничные цены в рублях (по курсу ЦБ РФ) по состоянию на 1 декабря 2015 года, и в реальности не исключены различные дилерские доплаты. Полную версию таблицы с комментариями можно посмотреть по этой ссылке.

Владимир Гурьянов