Журнал
Jaguar
Два литра гениальности

Как рождаются современные автомобильные двигатели

Jaguar

Подумаешь, мотор. Вон их сколько кругом разных: атмосферные, турбированные, бензиновые, дизельные... Но именно эта часть автомобиля для производителя является самой важной и самой живучей. Это только в пресс-релизах двигатели постоянно модернизируют, увеличивают им мощность, обвешивают новыми системами, из-за которых они перестают помещаться под капот, но принципиально конструкция не меняется десятилетиями! Британский же завод Jaguar Land Rover по выпуску новейших моторов Ingenium совсем юный, построен с нуля и за большие деньги.

Совсем недавно собственных моторов у Jaguar и Land Rover не было вовсе, даже большой бензиновый V8 с кодовым именем AJ-8, который британцы начали выпускать еще в 1996 году и производят по сей день, был так или иначе сконструирован на базе агрегата Ford. А линейка новых моторов Ingenium — это путь Jaguar Land Rover к независимости, который предоставил им индийский концерн Tata Motors. Не мольбами, конечно. Индусы влили около 1,3 миллиарда евро инвестиций и позволили компании с чистого листа создать собственный поперечный агрегат объемом 2,0 литра. И не просто создать, а сделать модульную конструкцию, позволившую на базе одного блока выпускать как бензиновые, так и дизельные моторы разной мощности. Тут вам и экономия, и экология, и перспективы на будущее — они способны работать не только с любым типом трансмиссий и привода, но и стать основой для гибридов и даже агрегатов меньшего и большего объема.

Jaguar

Когда речь заходит о каком-то заводе, в голове рождаются образы огромных серых труб, из которых валит черный дым, огромной территории, утыканной кирпичными строениями, покрытыми сажей. В общем, Мордор или московский район Капотня. Но в самом сердце Великобритании, районе Уэст-Мидлендс, сконструирован совершенно новый комплекс с белыми стенами производственных корпусов, зелеными лужайками, маленькими озерцами, аккуратной парковкой и несколькими курилками на улице. Внутри все ходят в спецжилетах, особой обуви и по специально отведенным пешеходным дорожкам. Безопасность превыше всего.

Jaguar

Моторы Ingenium — это пример глобализации. Посудите сами: в Великобританию из Германии поступают «болванки» в виде неотесанных блока цилиндров и головки блоки цилиндров, из Испании приходят заготовки под коленвалы. Все, что остается сделать сотрудникам завода Jaguar Land Rover, — это обточить и отшлифовать детали, превратив их в сверхточные узлы будущего агрегата. Да и сотрудники эти — в основном роботы, из живых — только операторы да водители погрузчиков. В изготовлении деталей важна точность, допуски в один-два микрона, не больше, поэтому люди тут просто не нужны.

Jaguar

Интересно другое, детали для бензиновых и дизельных моторов разные: у дизельных двигателей AJ200D головки блока цилиндров меньше, а у бензиновых — больше, так как рассчитаны последние на большую мощность. Даже агрегаты с одинаковым типом топлива различаются некоторыми деталями, в зависимости от того, с какой трансмиссией они работают — заднеприводной или полноприводной. Выходит, все дело в роботах, в зависимости от настройки которых на свет мог бы появиться двигатель объемом 2,0 литра для любой другой машины. Сами роботы, кстати, в большинстве своем тоже произведены в Германии (Liebherr, Niles-Simmons, MAG Specht, JW Froehlich Maschinenfabrik GmbH) и других странах, машины от британских поставщиков занимают в цехах лишь 30% площадей. Все они стоят огромных денег, например, камера для охлаждения деталей MAG Specht стоит около 830 тысяч евро, а их тут около 100 штук.

Рядом с цехом по производству дизельных агрегатов расположен цех бензиновых моторов Ingenium, однако он еще не запущен. Как раз сейчас на нем произвели первую партию из 20 агрегатов, которые потом будут испытывать в нечеловеческих условиях, после чего разберут на запчасти для оценки качества, надежности и долговечности. Полностью цех заработает лишь в июне 2016 года, а в продажу бензиновая линейка поступит только в сентябре.

Jaguar

Готовые двигатели Ingenium забирают сотрудники DHL, именно они отвечают тут за всю логистику, и отвозят на три завода, где те устанавливаются в автомобили. Я побывал на одном из них в Касл Бромвич, где делают седаны XF и XE (обе эти модели оснащаются дизелями Ingenium), и должен признать, что этот завод оказался куда веселее, чем вылизанная до блеска фабрика по производству моторов. В красных кирпичных цехах, построенных в 1938 году для изготовления самолетов, стали производить автомобили лишь в 1953 году. С выходом новых Jaguar XF и XE его полностью переоснастили, поэтому внутри все выглядит современнее, чем снаружи.

На обоих заводах введены японские системы «Кайзен» и «Андон», которые когда-то внедрила Toyota и без которых теперь не обходится ни одно автомобильное производство. «Кайзен» — это когда каждый сотрудник от начальника цеха до уборщика вносит собственные предложения по улучшению производства и за те, что реально помогли, получает премию и прочие плюсы в карму. Ради интереса я полистал рационалистические мысли сотрудников завода: большинство из них отвергнуты, так как высосаны из пальца. «Такой-то станок может нанести травму рабочему», — пишет один из служащих. «Нет, не может», — значится в ответе. И все в таком духе. Раз в неделю все процессы останавливаются на час и происходит беседа с руководством о тех или иных улучшениях, которые будут внесены.

Jaguar

«Андон» — система звуковых и визуальных оповещений, позволяющая остановить весь конвейер в случае обнаружения брака на одном из производственных процессов. В цехах по изготовлению двигателей за час моего присутствия там ничего не происходило, а вот на конвейерной линии Jaguar XF и XE музыка звучала каждые пять минут, если не чаще. На каждом участке играет своя мелодия, будто из игрового автомата, но самым оригинальным оповещением оказалось вступление из «Звездных войн». На табло появляется надпись: «произошла ошибка на участке таком-то, роботу требуется оператор».

Штамповочный цех изготавливает и сваривает кузова и двери из алюминия, сажает на клей крышу. Это самое завораживающее зрелище. Чтобы понять, как это происходит, лучше поглядеть мультик Wall-E: на этих роботов можно смотреть часами, некоторые из них милые и изящные, а некоторые страшные и опасные. После кузова и двери отправляются на покраску в другой цех, а затем — в цех сборки, где работают около 500 живых людей. Ручного труда здесь в сотни раз больше, где-то используют в помощь роботов, а где-то, например, при установке дверей, как и 30 лет назад, постукивают молоточками.

Jaguar

За час с конвейера сходит 17 готовых автомобилей, а всего за две смены завод выпускает полтысячи «Ягуаров». Правда, в день нашего посещения разнообразная музыка играла слишком часто. В итоге по окончанию смены план по производству на 4 линии конвейера был выполнен на 80%, звоночки системы «Андон» прозвенели 103 раза, линия простаивала 57 минут, из 126 машин было произведено 109. Будем надеяться, что это не отразится на поставках клиентам и следующая смена план перевыполнит.

Jaguar

Сложно понять, чем больше гордятся в Jaguar Land Rover: тем, что создали собственные 2,0-литровые моторы семейства Ingenium, или тем, что смогли построить завод по производству этих двигателей на чужие деньги, но у себя на родине, дав работу более чем тысяче соотечественникам. Пол Блэкмен, руководитель производства, говорит, что даже профсоюзы рабочих стали относится к Jaguar добрее после перехода бизнеса под крыло индийской Tata.

 

#Jaguar
Сергей Белоусов