Журнал
Как в троллейбусе
Как в троллейбусе

Как в троллейбусе

В свое время аналитики дружно предсказывали перевод бортсети автомобиля на напряжение 42 В. Мол, потребителей все больше, токи растут, медь дорожает.

В свое время аналитики дружно предсказывали перевод бортсети автомобиля на напряжение 42 В. Мол, потребителей все больше, токи растут, медь дорожает. Однако проехали. Теперь толкуют уже о напряжении порядка 600 В – как в троллейбусе! И это реально, поскольку всякая уважающая себя фирма нынче стремится обзавестись гибридным автомобилем, колеса которого (хотя бы некоторое время) крутит электромотор. Если бы его запитать стандартными 12 В, ток измерялся бы тысячами ампер, а сечение проводов – сотнями квадратных миллиметров. Разумеется, это абсолютно неприемлемо, поэтому в гибридах появилась отдельная силовая электросеть напряжением до 600 В! Легко сказать, но не легко сделать: при таком напряжении замыкание или размыкание проводников ведет к появлению мощной, все поджигающей дуги, а касание оголенного (или с поврежденной изоляцией) провода для человека смертельно. Стало быть, нужны особые меры безопасности, например, постоянный контроль за состоянием изоляции. Такую систему SensWire разработала австрийская фирма Gebauer & Griller.

Ее главный элемент – намотанная поверх внутреннего слоя изоляции спираль из проводящей фольги. Если эта спираль будет повреждена (причем электроника зафиксирует даже изменение сопротивления при растяжении кабеля или его резком перегибе!), автомат моментально обесточит кабель и выдаст сигнал об ошибке для облегчения последующей диагностики. Касание оголившейся спирали также приведет к защитному отключению цепи.

Еще один элемент защиты – разъемы с дополнительным сенсорным контактом, который размыкается раньше, чем силовой высоковольтный провод. Таким образом исключают появление дуги, если кто-то захочет разорвать соединение под напряжением. Механика такова, что при соединении разъема напряжение можно будет включить, лишь замкнув силовую цепь.
За Рулем