Журнал
Рекламный трюк
Рекламный трюк

Рекламный трюк

Каждый водитель вынужден переваривать массу самой разной информации, в том числе бесполезной. А между тем большая часть всевозможной рекламы, размещенной вместе с дорожными знаками, незаконна, в чем убедился Максим Приходько.

Каждый водитель вынужден переваривать массу самой разной информации, в том числе бесполезной. А между тем большая часть всевозможной рекламы, размещенной вместе с дорожными знаками, незаконна, в чем убедился Максим Приходько.

Я принадлежу к той категории людей, которые при первых кадрах рекламы в программе тут же переключают телевизор на другой канал. Не сказать, что она меня как-то особенно сильно раздражает, но какой пастой чистить зубы, я предпочитаю решать лично и без подсказок. Однако вездесущая уличная реклама, пришедшая на смену вековечному «Летайте самолетами Аэрофлота!» и «Храните деньги в Сберкассе» (можно подумать, были варианты), – вещь настолько надоедливая, что отвертеться от нее уже не так легко. Облегчить жизнь автомобилистам призван Закон о рекламе, выполнение которого и стало темой этого рейда.

Согласно поправкам в этот самый закон, с 1 января нынешнего года запрещены наружная реклама и установка рекламных конструкций на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. Запрещено также использовать транспортные средства исключительно (или преимущественно) в качестве передвижных рекламных щитов.

РЕКЛАМНЫЕ СТАЙКИ

Жители столицы и других крупных городов страны наверняка вспомнят целые караваны бродячих рекламных стендов на базе «газелей» и разных импортных грузовичков. Невольно можно было и засмотреться – со всеми вытекающими. Автор некоторое время назад еле увернулся от встречи с грузовичком, призывающим немедленно купить элитное жилье!

Теперь такое «творчество» под запретом… но, позвольте, что-то очень знакомое стоит на тротуаре? Та самая рекламная «Газель»! Не верите? Сверните с третьего кольца на Бакунинскую улицу и увидите, родимую: нынче на ней реклама питейного заведения. Отличная вообще-то идея – рекламировать запрещенным способом потребление спиртных напитков – для водителей, разумеется… Если постараться, можно и в других местах обнаружить такие автомобили. Как правило, по дорогам они теперь разъезжают редко, больше стоят вблизи рекламируемого объекта, выполняя все ту же задачу.

ЖЕРТВУЯ СОБОЙ

Что касается рекламы, «объединенной» с дорожными знаками, тут все сложнее. Проверить действие закона мы решили на себе, для чего в одной из полиграфических фирм заказали рекламную табличку: «Распродажа подушек безопасности б/у». И указали номер служебного телефона – чтобы все знали, где «дают по дешевке». Изделие сие было сработано из чистого алюминия и водружено на столб, аккурат под знак, разрешающий в нашем переулке парковку.

В компании, где принимали заказ, меня всерьез пытали о методах применения «бэ-ушных» подушек в повседневной жизни. Признаемся, мы понятия не имели, что можно делать со сморщенными мешками из тонкого пластика. Цель была иная: интересно, сколько провисит наша табличка? Ведь по закону за несанкционированную рекламу могли наказать – скажем, наложить на меня как на гражданина штраф в размере 20–25 МРОТ (2–2,5 тыс. руб.); если бы я действовал от лица юридического, штраф грозил куда больший – от 400 до 5000 МРОТ (40–500 тыс. руб.) (редакция Федерального закона от 21.07.2005 N 113-ФЗ).

Увы, пополнить казну не удалось – моя табличка с извещением о небывалой распродаже исчезла через сутки. Возможно, стала жертвой собирателя редких знаков (или, скорее, цветмета) – и, по совместительству, блюстителя закона. Тем не менее эксперимент, скорее, удался – и это плохо: выходит, самопальное рекламное объявление могу повесить куда захочу…

Но установить рекламу на дорожных указателях можно и законно: заключите договор с местными властями, оплатите изготовление и установку нужного городу знака – а в качестве бонуса получите право прикрепить тут же свой указатель!

ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ

Но вернемся к дорожным знакам. [info] Их плачевное состояние признал не так давно сам министр внутренних дел. На совещании по вопросам безопасности дорожного движения он заявил, что 30% всех знаков в стране не соответствует нормативу, а более 80% светофоров отработало свой срок. Видимо, в Москве с дорожными знаками дело обстоит все-таки получше, чем в целом по России: они не производят удручающего впечатления. Другое дело – «сопутствующая» реклама…

Если закон о рекламе запрещает ее совмещать с дорожными знаками, то национальный ГОСТ Р 52289-2004 с поправкой от 01.04.2006 г. как бы разрешает. Читаем пункт 5.7.22: «Допускается размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в том числе графическая) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12». То есть рядом с вышеперечисленными информационными знаками можно располагать, так сказать, «попутную рекламу». Таких примеров сколько угодно; в столице практически каждый второй дорожный указатель сопровождается каким-нибудь рекламным объявлением. Вроде бы все по закону, но я решил прочесть на сон грядущий Венскую Конвенцию о дорожном движении от 1968 года, к которой мы присоединились еще во времена СССР. Статья 4 Конвенции гласит:

«Запрещено помещать на сигнальном знаке, его опоре или любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, что-либо, что не имеет отношения к назначению этого сигнального знака или приспособления; однако, если договаривающиеся стороны разрешают какой-либо ассоциации, не имеющей целью получение материальной выгоды, устанавливать указательные знаки, они могут разрешать, чтобы эмблема этой ассоциации обозначалась на знаке или на его опоре при условии, что это не затруднит его понимания». Вам все ясно? Если нет, то вот еще одна цитата, из Конституции РФ, статья 15, пункт 4: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Международного! Вот и выходит, что вся эта сопутствующая реклама с адресами и телефонами, мягко говоря, незаконна.

Но у нас – собственная гордость. И собственное понимание приоритетов. А потому, сколько ехать до крупного магазина, банка, салона красоты, склада запчастей или страхового общества – читать нам не перечитать. Не видно на этом фоне собственно дорожного указателя? Не важно, зато – хороший рекламный трюк!

Иногда и знак дорожный толком не разглядеть между призывами купить, залить, взять в кредит – и после всего этого лететь чартером в ближайшую субботу.
За Рулем