Журнал
В течение пары дней остановили работу все независимые АЗС...
Бензин: дефицит или очередное подорожание?

В течение пары дней остановили работу все независимые АЗС...

В течение пары дней остановили работу все независимые АЗС...

В течение пары дней остановили работу все независимые АЗС...

Проблемы с бензином возникают в нашей богатой нефтью стране с завидной регулярностью. То цены резко взлетят, то выявятся проблемы с качеством, а то и вовсе наступит неожиданный дефицит. Именно последний сценарий начал разворачиваться с середины апреля в некоторых российских регионах.

Первыми в тревожный колокол начали бить автомобилисты Алтайского края, где кризис наступил резко и всерьез. Буквально в течение пары дней остановили работу все независимые АЗС, и чуть ли не единственным поставщиком бензина оказалась компания «Роснефть». Причем даже ей пришлось предпринять экстренные меры и ограничить выдачу топлива двадцатью литрами в один бензобак.

В этих регионах, правда, ситуация пока не критичная: проблемы с поставками в основном затрагивают оптовую часть, но если ничего не изменится, то после майских праздников россияне могут оказаться у пересохших заправочных пистолетов. Усугубляет картину и начинающаяся паника: автовладельцы начинают запасаться бензином впрок, выводя уровень его потребления за рамки обычных значений.

В течение пары дней остановили работу все независимые АЗС...

Нефтеперерабатывающие компании воздерживаются от комментариев, а специалисты антимонопольной службы в очередной раз обнаружили  признаки сговора и возбудили уголовное дело. Правда, пока лишь алтайское управление ФАС намерено оштрафовать «дочку» «Роснефти» ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» по факту нарушения антимонопольного законодательства. В других городах медленно разбираются кто прав, кто виноват. А пока идет это разбирательство, о нехватке популярного 92-го уже заговорили и в Санкт-Петербурге. Правда, заговорили не частники, а оптовики…

В дефиците топлива, сообщает источник в одной из нефтеперерабатывающих компаний, можно винить лишь ФАС, которая фактически изолировала друг от друга компании-конкуренты, опасаясь очередного сговора. Вот сговора и не произошло… Некоторые заводы основных игроков встали на летние профилактические работы не в «шахматном порядке», как это было в прошлые годы, а все вместе. Что, естественно, и привело к недопроизводству ряда нефтепродуктов. И эта просадка оценивается в 10-15%.

В течение пары дней остановили работу все независимые АЗС...

Есть и еще один нюанс. ФАС обязывает реализовывать ГСМ на биржах. А открытая продажа на биржах приводит к росту мелкооптового рынка и завышенным ценам. По сути, для игроков – это просто вложение средств. Но возникает вопрос – куда они будут девать этот мелкий опт, ведь заводские цены заметно ниже?

Скорее всего, чтобы избежать кризиса топлива в центральном регионе, правительству придется распечатать росрезерв, ведь вряд они станут использовать сырье, идущее на экспорт. Эта мера позволит стабилизировать ситуацию в центральном регионе на несколько месяцев. 

Эти слова обнадеживают, но как быть с ситуацией в Санкт-Петербурге, где на рынке также присутствует масса компаний? Уже понятно, что топливный кризис в России набирает обороты и докатился до верхов. Вчера Владимир Путин поручил ряду ведомств разобраться в ситуации в кратчайшие сроки с тем, чтобы «сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива. Простым же автовладельцам остается только гадать на ромашке – ждет их  дефицит топлива, или же очередное подорожание.

Вот так бился пульс российских цен на бензин в последние три года. Графики говорят сами за себя.

 

CARS.ru