Журнал
Toyota Urban Cruiser
Оптимальный драйв

Toyota Urban Cruiser

С моделью Urban Cruiser компания Toyota предложила новую формулу движения.

С моделью Urban Cruiser компания Toyota предложила новую формулу движения.

Мыс Кабо да Рока? Нет проблем! Тут ехать минут двадцать, и я с удовольствием сверну с маршрута, чтобы показать коллеге - он впервые в этих местах - самую западную точку Европы. К тому же управление этим компактным хэтчбеком - внедорожником мне и в самом деле доставляет удовольствие: он достаточно резвый, легко и точно управляется, "не кланяется" каждому повороту на этой живописной извилистой дороге. Да и в салоне, несмотря на более чем скромные габариты, находиться приятно - это не "пиджак", а полноценный, удобный и крепкий автомобиль. Такое впечатление об Urban Cruiser сложилось как-то сразу, и не развелось на атлантическом ветру.

Концепция и ощущения

Приятно, знаете ли, не делать лишней работы. Мне вот, к примеру, не пришлось долго думать над заголовком - его подсказала сама японская компания названием концепции - Toyota Optimal Drive, в соответствии с которой построен Urban Cruiser. Тут имеет место редкий случай - когда удачно обозначенные технологические решения вполне отражают суть личных впечатлений от машины.

Скажем, под Optimal Drive конструкторы подразумевают ноу-хау, которые позволили снизить расход топлива и уменьшить содержание СО2 в выхлопных газах без ущерба для динамики автомобиля. И только-то? Я, как водитель, также отдаю должное резвости Urban Cruiser и его экономичности. Но вкладываю в понятие "оптимальный драйв" еще и такое "совершенно не инженерное" понятие, как удовольствие за рулем. Для меня, конечно, важно, что я еду дальше, а трачу меньше. Но весь вопрос в том - как еду?
        
Взять те же связки виражей - то в горку, то под горку - по дороге на Кабо да Рока и обратно. Тут грех было не отдать должное отменной управляемости Urban Cruiser: реакции на повороты рулевого колеса очень точные. Во-первых, "от упора до упора" баранка проделывает 2,56 оборота, что для внедорожника, пусть и компактного, совсем немного. Во-вторых, электроусилитель настроен очень грамотно: он вступает в работу только при необходимости, обеспечивает требуемое усилие и обратную связь с ростом скорости. Таким образом, вы ощущаете остроту управления, и вполне можете побаловать себя прохождением очередного поворота "в одно движение": повернули в момент штурма виража баранку на определенный угол, и - не сбрасывая газа - удерживаете ее в этом положении, "распрямляя" руль только на выходе. Отличное впечатление!

Тут внимательный читатель и опытный водитель непременно заметит - это смотря "сколько газу", и какой тип привода. Все правильно, но - минуточку терпения. Сейчас закончу "с удовольствием", и все честно расскажу.

Так вот, приятные ощущения на серпантинах испытываешь еще и благодаря настройкам подвесок: они упруги, не позволяют автомобилю крениться в поворотах, разве что - самую необходимую малость. Передняя подвеска типа МакФерсон с L-образными рычагами. Сзади - торсионная балка со встроенным стабилизатором поперечной устойчивости. В результате - уверенное и предсказуемое поведение автомобиля.

Наконец, в соответствии с той же концепцией Toyota Optimal Drive была разработана и новая 6-ступенчатая механическая коробка передач. "Автомат", кстати, для Urban Cruiser не предусмотрен. Так вот, если бы КП не радовала четкими ходами рычага, и если бы каждая передача "не втыкалась" так мягко, впечатление от драйва было бы смикшировано. В данном случае - полная гармония. Что касается ходовых качеств, осталось разобраться с двигателями и типом привода.
    
Жжем бензин

Версия с новым бензиновым мотором объемом 1,33 литра (американцам и европейцам он также известен по модели iQ) весит около 1200 кг. Особого багажа у нас не было, зато сам я человек не мелкий, весом с пуд, да мой коллега тянул как минимум пуда на полтора. В итоге вышло около полутора тонн. Но сто одной силы и 132-х Нм крутящего момента оказалось достаточно, чтобы мы чувствовали себя и на прямых, и на серпантинах более чем уверенно.

Понятно, что Urban Cruiser - не спорткар, и разгонной динамикой поразить не может. Однако двигатель этот на удивление приемистый практически во всем диапазоне оборотов. А все - благодаря системе изменения фаз газораспределения Dual VVT-i: электроника изменяет время открытия впускных и выпускных клапанов. Вы можете пришпорить моторчик, чутко реагирующий на подачу газа, в любой момент - главное вовремя перейти на нужную ступень. Если, конечно, не особо озабочены экономией топлива: при интенсивных ускорениях двигатель, соответственно, требует дополнительного питания. Лично я не отказывал себе в драйве, и тратил в расчете на 100 км пробега не "средние" 5,5 л, а на пару литров больше. Но, согласитесь, все равно немного.
        
Экономить бензин помогает и система Start and Stop. Причем работает она по своеобразному алгоритму: чтобы двигатель заглох, недостаточно просто остановиться. Для этого необходимо перевести рукоять КП на нейтральную передачу и отпустить педаль сцепления. Требуется привычка, зато расход в городском цикле езды сокращается на 4%. Выжимаете педаль - мотор быстро и бесшумно запускается, без каких-либо дополнительных манипуляций. Да, и еще: силовой агрегат будет в любом случае работать, если температура воздуха в салоне не достигла установленного значения. Затем система кондиционирования переключится в режим ECO, а двигатель выключится. Кроме того, мотор автоматически запускается при низком заряде аккумулятора и самопроизвольном движении автомобиля. Вроде бы все продумано.

Бензиновая модификация предлагается только с приводом на передние колеса. А поскольку Urban Cruiser по существу является хэтчбеком - внедорожником его можно назвать лишь с некоторой натяжкой, то и повадки он имеет почти в точности такие, как любой компактный переднеприводный автомобиль. С соответствующей поправкой на увеличенный клиренс (160 мм) и высоту кузова. На хорошем ходу эти "поправки" в значительной степени нивелируются упругими подвесками, как я уже говорил - не допускающими заметных кренов. Поэтому проходить виражи или быстро перестраиваться на нем - одно удовольствие. Чем выше в повороте скорость, тем отчетливее проявляется недостаточная поворачиваемость, вплоть до момента, когда машина начинает смещаться наружу виража всем корпусом. Но в том-то и дело, что момент этот, во-первых, легко угадывается, а, во-вторых, наступает не слишком быстро. Разумеется, этот B-SUV, как его определяет Toyota, оснащен системой курсовой устойчивости (VSC), которую можно отключить.
        
Еще быстрей, еще экономичней

Речь, конечно, о дизельной модификации. Точнее - о двух - с приводом на передние колеса и полноприводной AWD. Чтобы закончить "с виражами", скажу пару слов о некоторых нюансах, отмеченных на сухой дороге.

Прежде всего: дизельные версии немного тяжелее, но за счет большего крутящего момента в них заложено больше драйва. И дело не только в лучшей разгонной динамике. Обе эти версии оказались еще веселее в управлении. Поскольку передок нагружен, переднеприводная машина и в поворотах ведет себя чуть иначе, коротко говоря - все типичные реакции слегка обострены. Руль кажется еще острее, снос при большой скорости наступает на мгновение раньше. А если вам придет в голову на вираже резко сбросить скорость или, что еще хуже, затормозить - корма может уйти в занос "без предупреждения". Впрочем, "поймать" Urban Cruiser и выправить траекторию движения при некоторых навыках совсем несложно.

А вот маленький SUV с полноприводной трансмиссией - это нечто особенное. Он позволяет штурмовать виражи по-настоящему агрессивно. Не знаю, как оно будет на скользкой дороге, но на сухой система AWD работает, можно сказать, безукоризненно: задние колеса подключаются именно в тот момент, когда это необходимо, буквально вправляя машину в поворот. То есть, полный привод компенсирует недостаточную поворачиваемость, делая ее почти нейтральной, а в определенных случаях даже избыточной. Но вся прелесть заключается в том, что после пары - тройки экспериментов вы начинаете понимать алгоритм AWD и легко прогнозировать поведение автомобиля. К тому же перераспределение момента между осями происходит достаточно плавно, так что машина едва ли может испугать неопытного водителя "резкой сменой настроения".

Вообще-то, Urban Cruiser с 1,4-литровым дизельным двигателем D-4D автомобиль по преимуществу переднеприводный. Однако при определенных условиях (плохое сцепление с полотном, пробуксовка передних колес) муфта с электронным управлением передает до 50% момента на задние колеса. Более того, предусмотрен режим принудительной блокировки межосевого дифференциала, когда большая часть крутящего момента направляется как раз на заднюю ось. Правда, этот режим автоматически отключается при наборе скорости в 40 км/ч, поэтому имеет смысл лишь на плохих или заснеженных дорогах. При движении по трассе задние колеса получают толику потенциала силовой установки лишь в случае необходимости, что обеспечивает топливную экономичность.
        
Турбодизель хорош и в других отношениях: он неплохо сбалансирован, так что вибрации неощутимы, и работает достаточно тихо. Единственное, что меня несколько удивило, как и в случае с бензиновым мотором, так это тот факт, что оба двигателя соответствуют экологическим стандартам Евро-4. Это означает, в частности, что в ближайшее время они будут доработаны до уровня Евро-5. Хочется надеяться, что без ущерба для драйва.
        
Как на кухне…

Пора сказать о том, насколько удачно скомпонован салон. Двое, как понял читатель - достаточно крупных мужчин, на передних сиденьях устроились, в общем неплохо. Не сказать, чтобы мы ощущали особый простор, особенно в плечевой зоне, однако без напряжения избегали соприкосновений, не раскидывая руки. И над головой оставалось достаточно места. Я бы так сказал: если в автомобиле бизнес или представительского класса вы чувствуете себя как в гостиной, то в Urban Cruiser - как в кухне обычной московской многоэтажки. Скромненько, но уютно. К тому же материалы отделки качественные и подобраны со вкусом. Передние сиденья с хорошей боковой поддержкой, обитые тканью "джерси", вполне удобны. Они тонкие, но не жесткие. Диапазоны регулировок кресла и рулевой колонки удовлетворят, пожалуй, любого человека.

Сзади, кстати, тоже можно устроиться неплохо, места для ног достаточно. Это и понятно: несмотря на небольшие габариты, за счет коротких переднего и заднего свесов - 785 мм и 685 мм соответственно - конструкторам удалось сделать колесную базу достаточно длинной - 2460 мм. Отсюда и приличное внутреннее пространство. Правда, когда мы ради интереса уселись позади вдвоем, то поняли, что третий - лишний. Сиденья эти, как принято, складываются в соотношении 60:40, что позволяет увеличить объем багажного отсека с 314 до 749 литров.

Перед глазами водителя - довольно оригинальный трехсекционный щиток приборов, по центру которого, на одном "циферблате" - спидометр и тахометр. Его укрывает стекло с антибликовым покрытием, так что считывать данные легко при любом освещении. Справа - причудливо изогнутая серебристая центральная консоль с цветным монитором навигационной системы. Блоки управления аудиосистемой (есть также кнопки на рулевом колесе) и системой кондиционирования расположены ниже. Излишне говорить, что все кнопки и верньеры - под рукой. Передняя панель в целом выглядит рельефно, мускулисто, и в этом отношении вполне гармонирует с экстерьером. К качеству пластика и тщательности подгонки деталей, пожалуй, не придерешься.

Еще один "плюс" салона - множество вещевых отделений. Есть двухсекционный перчаточный ящик; есть карманы в обивке передних дверей, в которые помещаются папки с документами формата А4; держатели для бутылок в обивке задних дверей; подстаканник и небольшой ящик рядом с рычагом стояночного тормоза; имеется также отсек в передней панели со стороны водителя; двойной держатель для стаканов на панели приборов, а также держатель для стакана со стороны переднего пассажира, который вдобавок расположен перед дефлектором и охлаждается в жару. Ну и, наконец, помимо всевозможных электронных систем активной безопасности в салоне размещены семь подушек. Словом, доехали мы "до конца Европы" быстро, "в безопасных" и комфортных условиях.
        
Смотрите, кто пришел

Даже утром в будни на мысе Кабо да Рока хватает туристов. Приехали они сюда, конечно, не для того, чтобы увидать новенький Urban Cruiser, но на стоянке рассматривали его не менее тщательно, чем знаменитый Крест. И главным образом выражали одобрение, так что дизайнеры Toyota могут гордиться.

По моему мнению, компакт удался. Он невелик, но производит впечатление крепкого, способного на подвиги 5-дверного автомобиля. Если попытаться определить его облик одним словом, я бы сказал - он мускулистый. Своеобразный рельеф берет начало с выразительного передка, продолжается на высоких боковинах и удачно заканчивается на корме, увенчанной спойлером. Перед нами этакий крепыш, словно выросший в городских джунглях, но способный не ударить в грязь лицом и вне городской черты. Кстати, несмотря на "массивность" облика, Urban Cruiser отличается отменной аэродинамикой (Сх = 0,315).

Пока мой коллега делал свои сто пятьдесят снимков и любовался прибоем, я ответил на несколько вопросов дорожного полицейского, который заинтересовался новинкой настолько, что простил мне незначительное нарушение при въезде на паркинг. Затем к машине подошли туристы, которые позволили мне сделать вывод о том, что Urban Cruiser не останется без внимания покупателей.

Продажи этой модели в Европе начались в конце мая. Начальная цена - 16 950 евро. Toyota планирует ежегодно продавать на континенте 25 тысяч таких автомобилей.
        
А вот о российских перспективах пока ничего не известно: решение о поставках Urban Cruiser в нашу страну пока не принято. Одна из причин - пресловутый кризис. Хотя, позволю себе предположить, и у нас найдутся охотники заполучить стильный компактный внедорожник. Так что - подождем.

#Toyota #Urban Cruiser
Автоизвестия