Журнал
Saab 9-3
К взлету готов!

Saab 9-3

"Ready…" - это правильно, имеет смысл и обосновано. Во-первых, потому что автомобили Saab всегда были связаны с авиацией. До сих пор компания Saab Technologies производит самолеты, самый мощный из которых называется Gripen - истребитель-перехватчик, эксплуатирующийся в некоторых армиях мира. Вот как раз с ним, это - во-вторых, возникают ассоциации после знакомства с новым Saab Turbo X. Наконец, это штучный продукт - таких автомобилей будет произведено всего две тысячи. Так что, придись на меня, ни за что не стал бы менять первое сообщение на что-нибудь вроде "Привет, дружище!". Хотя сделать это проще простого.

"Ready…" - это правильно, имеет смысл и обосновано. Во-первых, потому что автомобили Saab всегда были связаны с авиацией. До сих пор компания Saab Technologies производит самолеты, самый мощный из которых называется Gripen - истребитель-перехватчик, эксплуатирующийся в некоторых армиях мира. Вот как раз с ним, это - во-вторых, возникают ассоциации после знакомства с новым Saab Turbo X. Наконец, это штучный продукт - таких автомобилей будет произведено всего две тысячи. Так что, придись на меня, ни за что не стал бы менять первое сообщение на что-нибудь вроде "Привет, дружище!". Хотя сделать это проще простого.

Он уважать себя заставит

Уже одним своим внешним видом Saab Turbo X, согласитесь, заставляет себя уважать. Собственно говоря, и обычный 9-3 выглядит вполне динамично, но Turbo X по сравнению с ним - сущий зверь. Дизайнерам оказалось достаточно отдельных штрихов и деталей, чтобы добиться удивительной метаморфозы и изменить зрительное восприятие модели.
        
Во-первых, все две тысячи Turbo X окрашиваются только в черный цвет - своеобразная дань уважения прославившему марку в 70-х Saab 900 Turbo.

Во-вторых, некоторые детали экстерьера, вроде решетки радиатора, отделаны "под титан", который прекрасно сочетается с черным окрасом.

В-третьих, передний и задний бамперы оригинальные, как и дымчатые литые диски.

Наконец, в-четвертых - аэродинамический обвес с хромированными патрубками выхлопной системы довершают агрессивный облик модели.

Новые элементы экстерьера еще и вполне функциональны. Так, большая нижняя накладка переднего бампера и встроенные воздухозаборники способствуют снижению аэродинамического сопротивления, кроме того, они увеличивают воздушный поток, поступающий к двигателю и интеркулеру турбонаддува. Что касается задней части автомобиля, то здесь новые формы накладки бампера и специальная панель, напоминающая диффузор, понижают точку срыва воздушного потока. В результате еще более снижается коэффициент аэродинамического сопротивления и повышается устойчивость автомобиля при движении с высокой скоростью. Естественно, маленький спойлер на крышке багажника уменьшает подъемную силу, что немаловажно с учетом динамического потенциала Turbo X.

В интерьере получает дальнейшее развитие тема "черного турбо". Спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой обтянуты черной кожей. Они наделены всеми необходимыми электрическими регулировками и, несмотря на кажущуюся мягкость, цепко держат тело в поворотах. Толстенькая баранка с характерными выступами "под хват" также обтянута натуральной кожей. Естественно она регулируется как по высоте, так и по вылету, и никаких проблем с правильной и удобной посадкой не возникает. Правда, диаметр рулевого колеса не мал, но уменьшить его не позволяет традиционная "самолетная" комбинация приборов, которая перекрывалась бы ободом. Кстати, на щитке установлен указатель давления наддува - точная копия оригинального прибора, которым был оснащен 900 Turbo. Спортивность убранства подчеркивает углепластиковая отделка дверных панелей, перчаточного ящика и панели рычага коробки передач - эксклюзив для Turbo X.
        
Полетели!

Поворот ключа, и на небольшом дисплее под спидометром возникает та самая надпись "Ready for take off". Многообещающе. Под капотом в этот момент оживает могучий бензиновый V6 c турбонаддувом. Его басовитое рычание слышно не только окружающим, но и вам, что на самом деле вовсе не означает, что с шумоизоляцией у машины плохо. Настроенный звук новой выхлопной системы намеренно силен. Однако вернемся к мотору: этот хорошо знакомый по другим моделям компании бензиновый двигатель объемом 2,8 литра, специально для Turbo X немного модифицировали. В результате его мощность увеличилась до 280 л.с., а максимальный крутящий момент подрос до 400 Нм, которые доступны в довольно широком диапазоне оборотов - от 2150 до 4500 об/мин. Причем в тестовом автомобиле мотор был агрегатирован с механической 6-ступенчатой коробкой передач, хотя можно заказать и "автомат".

Но самое главное заключается в том, что Turbo X оборудуется фирменной полноприводной трансмиссией Saab XWD, в основе которой электронно-управляемая муфта типа Haldex. По сути - это адаптивная система, позволяющая перераспределять крутящий момент двигателя не только между двумя осями, но и между задними колесами. При обычных условиях движения вся мощность направляется вперед. Но стоит наметиться пробуксовке, или же если электроника, получив данные с датчиков о скорости вращения каждого колеса, боковом и поперечном ускорении и угле поворота руля, решит, что машина может выйти из под контроля, то часть момента незамедлительно направится назад. Плюс к тому, в задней оси Turbo X установлен блокирующийся на 40% дифференциал повышенного трения, который позволяет еще эффективнее реализовывать потенциал мотора.
        
На деле все это работает очень неплохо. Так, при резком старте с места - никаких потерь на пробуксовку. Конечно, на скользком покрытии колеса все-таки могут провернуться, что приведет к срабатыванию системы стабилизации ESP. Она уменьшит подачу топлива, а в критической ситуации способна подтормозить одно или несколько колес. И отключать ее я бы никому не советовал. Все-таки под правой ногой всегда большой запас тяги, что надо обладать достаточно хорошими навыками вождения и привычкой владеть мощными автомобилями, чтобы не стушеваться в момент, когда начнется тот самый полет. Быстрый темп поддерживать не сложно благодаря четкому ходу рычага МКП. Правда, педаль сцепления не слишком информативна, да и ход ее коротким никак не назовешь. Тем не менее, к этому быстро привыкаешь, начиная телом чувствовать поведение машины. Внятное рулевое управление и, конечно, подвески, которые заметно жестче, чем у обычного 9-3 - все настроено на активную езду. Кстати, по сравнению с 9-3 дорожный просвет Turbo X уменьшен на 10 мм, а на задней оси стоят специальные амортизаторы, поддерживающие постоянный клиренс, вне зависимости от загрузки.

Лишь после того, как вы прочувствуете довольно злой норов этого "истребителя", стоит попробовать силы, отключив систему ESP. Тогда, конечно, можно насладиться отточенной управляемостью. При желании не так уж сложно заставить машину "ехать боком", хотя следует оставаться начеку: тяга турбированного мотора требует весьма точной работы педалью акселератора. Впрочем, и без опасных экспериментов Turbo X способен доставить настоящее удовольствие. Ведь порог срабатывания ESP довольно высок, а электроника, перебрасывающая момент между осями, работает очень быстро, поэтому в виражах испытываешь неслабые боковые перегрузки.

Разумеется, тормозная система с АБС и EBD приведена в полное соответствие с потенциалом машины.
        
Плата за полет

После нескольких дней за рулем Turbo X меня расстроил только один показатель - средний расход топлива. Ездить довелось в основном в городе, когда представлялась возможность - быстро, так что в итоге Turbo X потреблял около 18 литров на 100 км. Думаю, в заявленные производителем 10,7 л он может уложиться разве что на магистрали, или в тихом шведском городке, где не бывает пробок. С другой стороны, а разве другие быстрые машины с аналогичными характеристиками "едят" меньше? Не думаю.
        
А вот то, что Saab Turbo X относительно доступный автомобиль - факт. Всего 1 млн 650 тысяч - за практически полностью укомплектованный "истребитель".

#Saab #9-3
Автоизвестия