Журнал
Toyota Prius
Toyota Prius: экономные паузы

Toyota Prius

В октябре на российском рынке стартовали продажи Toyota Prius – модели, которая стала пионером в области серийного производства автомобилей с гибридным приводом. Третье поколение способно предложить клиентам еще большую производительность при меньшем расходе топлива.

В октябре на российском рынке стартовали продажи Toyota Prius – модели, которая стала пионером в области серийного производства автомобилей с гибридным приводом. Третье поколение способно предложить клиентам еще большую производительность при меньшем расходе топлива.

Долгое время многие автопроизводители лишь вскользь затрагивали тему гибридных силовых агрегатов. Ровно до тех пор, пока Toyota не воплотила эту идею в модели Prius, первое поколение которой было представлено еще в 1997 году. За 12 лет производства Prius снискал широкое признание во всем мире (данной модели благодаря низкому расходу топлива и снижению налогового бремени отдали предпочтение более 1,4 миллиона покупателей) и приобрел репутацию ангела-хранителя окружающей среды. Конечно, автомобиль не в силах предотвратить таяние полярных снегов и вряд ли способен остановить глобальное потепление. Тем не менее, выброс в атмосферу углекислого газа значительно ниже того уровня, что производят автомобили в этом классе.

Техническая составляющая автомобиля, обеспечивающая низкий расход топлива и минимальное содержание вредных веществ в выхлопе, феноменальна. В движение Prius приводят 1,8-литровый 4-цилиндровый двигатель мощностью 99 л. с., оснащенный системой регулировки фаз газораспределения VVT-i, и электромотор 60 кВт (82 л. с.), способные работать как вместе (совокупная мощность составляет 136 л. с.), так и раздельно – в зависимости от того, с чьей помощью в тех или иных условиях движения можно достигнуть максимального КПД. Все агрегаты, будь то бензиновый мотор (работающий по циклу Аткинсона) или электромотор, тесно взаимосвязаны и через планетарную передачу имеют прочную связь с ведущими колесами. Кроме того, для оптимизации их работы Prius оснащен бесступенчатой трансмиссией, которая обеспечивает автомобилю плавное, без разрыва потока мощности ускорение и как нельзя лучше соответствует современной концепции развития.

Олицетворение прогрессивного будущего начинается с процедуры «старта», к которой все, кто пробовал себя в роли водителя автомобиля с гибридным приводом, вынуждены были привыкать. Нажатием кнопки «Power» система приводится в рабочее состояние, но бензиновый мотор подключается только во время интенсивного разгона, длительного движения или при разряженной батарее. Поэтому сначала движение осуществляется посредством электротяги, причем процесс этот происходит совершенно беззвучно. Настолько, что Prius способен напугать своим неожиданным появлением. И только в тот момент, когда необходимо резко ускориться или появляется желание передвигаться более динамично, генератор практически незаметно «запустит» ДВС. Когда же потребность в работе бензинового двигателя снова отпадет, генератор выключит его. Более того, водитель может самостоятельно воспользоваться одним из трех режимов работы системы привода, просто нажав кнопку на центральном тоннеле. Например, в режиме EV Prius приводится в движение только электромотором. Такой режим предназначен, прежде всего, для преодоления небольших расстояний (до 2 км) со скоростью не более 50 км/ч, при этом без выброса в атмосферу вредных веществ.

В режиме Eco все системы автомобиля работают таким образом, чтобы максимально обеспечить топливную экономичность. Режим Power способствует улучшению динамических характеристик путем повышения мощности совместной работой основных элементов привода (бензинового двигателя и электромотора) и быстрыми откликами на педаль акселератора. Это позволяет автомобилю развивать максимальную скорость 180 км/ч и разгоняться от 0 до 100 км/ч за 10,4 с. Правда, резкие ускорения и длительное движение на высоких оборотах приводят к значительному росту шума ДВС и не лучшим образом сказываются на расходе топлива. Особенно в тот момент, когда двигатель лишается поддержки электромотора, обусловленной низким зарядом аккумуляторной батареи. Наиболее эффективным способом ее зарядки служит процесс замедления или торможения. Электромотор, работающий и как генератор, подзаряжает батарею путем рекуперации – преобразуя кинетическую энергию торможения в электрическую. Размеренный ритм движения, полностью исключающий частые ускорения, обеспечил нашему тестовому Prius средний расход топлива 5,6 л/100 км. При сильном желании его можно снизить и до 4,9 л/100 км. Такие показатели являются весьма хорошим достижением.

Соответственно выглядит и запас хода – расстояние в 900-1000 км «спокойный» водитель может преодолеть «на одном баке» емкостью 45 литров. Однако минимального значения в 3,9 л/100 км (данные производителя) от Prius может добиться, разве что, напрочь лишенный «спортивных» амбиций водитель. Причем достигнуть такого результата возможно лишь в городском трафике, где гибридная схема привода оптимально может продемонстрировать свои возможности. В частности, создавая «экономные паузы» – отключая двигатель на светофорах, в пробках, при движении под гору, торможении и при сбросе газа. Эффективно экономить топливо помогает дисплей Eco Drive, отображающий в режиме реального времени показания расходомера и взаимодействие элементов привода в зависимости от воздействия на акселератор. Значительному снижению расхода топлива также способствуют низкий коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx) равный 0,25 и небольшая снаряженная масса автомобиля, составляющая, несмотря на гибридный силовой агрегат и дополнительную батарею, 1445 кг.
Цена Prius в единственно доступной на российском рынке комплектации «Престиж» составляет 1177 тыс. руб., что на первый взгляд не выглядит слишком выгодным предложением для автомобиля «гольф-класса», даже несмотря на низкий расход топлива.

Правда, подробно изучив список стандартного оборудования, в перечень которого входят такие изысканные «приправы», как бесконтактный доступ и «запуск» двигателя без ключа, русифицированная система навигации, камера заднего вида, проекционный дисплей (HUD), выводящий данные скоростного режима и расходомера на лобовое стекло, интеллектуальная система помощи при парковке (IPA), цена кажется уже вполне приемлемой. Кроме того, имея длину 4460 мм, Prius практически перерос свой сегмент и предлагает достаточное пространство для водителя и пассажиров (на заднем сиденье можно вполне комфортно устроиться и втроем) и размещения багажа. Модернизированная подвеска, обеспечивающая Prius надежное безопасное поведение на дороге и хорошую плавность хода, а также новый, можно сказать, революционный дизайн интерьера и более динамичный облик автомобиля, наряду с гибридной схемой привода, бесспорно, способны привлечь клиентов, желающих приобрести экономичный и «экологически чистый» автомобиль, наделенный современной надежной техникой и не лишенный доли экстравагантности. А планы компании Toyota реализовать в 2010 году в Европе 70 тысяч Prius выглядят вполне выполнимыми.

#Toyota #Prius
Avto.ru