Журнал
Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год
Moscow Raceway: Да будет трек!

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

Проект по созданию лучшего гоночного трека в московском регионе — Moscow Raceway — стартовал в 2008 году. К строительству перешли лишь в 2010-м, закончить его планируют весной 2012-го, а первые заезды здесь пройдут в июле будущего года. Трасса обещает стать лучшей в России — по крайней мере, до тех пор, пока не стартуют гонки «Формулы-1» в Сочи в 2014 году. Нам удалось узнать про Moscow Raceway практически все: что за инфраструктура появится в ближайшее время, с какими трудностями приходится сталкиваться менеджменту, какие соревнования будут здесь проходить.

 Проект по созданию лучшего гоночного трека в московском регионе — Moscow Raceway — стартовал в 2008 году. К строительству перешли лишь в 2010-м, закончить его планируют весной 2012-го, а первые заезды здесь пройдут в июле будущего года. Трасса обещает стать лучшей в России — по крайней мере, до тех пор, пока не стартуют гонки «Формулы-1» в Сочи в 2014 году. Нам удалось узнать про Moscow Raceway практически все: что за инфраструктура появится в ближайшее время, с какими трудностями приходится сталкиваться менеджменту, какие соревнования будут здесь проходить.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Весь проект по созданию трассы принадлежит одному частному инвестору, хотя возле штаба строительства зачем-то болтается флаг правительства Москвы. Главной «копилкой» для финансирования выступает банк «Развитие-Столица», владельцем которого является бизнесмен Рустем Терегулов. Доподлинно не известно (и никто не признается), его ли прихотью стало строительство трека, но некоторые подробности указывают именно на эту персону.

Господин Терегулов вырастил свою кредитную организацию из группы компаний «Визави», являющейся одним из крупнейших землевладельцев в Подмосковье — ей принадлежит 40 тысяч гектаров территорий, в том числе между Волоколамским и Новорижским шоссе в 77 километрах от МКАД. Рустем, плюс ко всему,— заядлый автогонщик, так что желание построить гоночную трассу с такими-то возможностями и хобби вполне объяснимо для банкира.

Это знаменитый «полет» Рустема Терегулова на гонках ETCC-2010 в австрийском Зальцбурге.

Кстати, в июне 2011 года банк «Развитие-Столица» занял 134 место по размеру собственного капитала и обещал потратить около 4,5 миллиарда рублей на комплекс Moscow Raceway, так что теоретически в России могло бы появиться еще 133 подобных трека, будь хоть кто-то из других банкиров в этом заинтересован. Но энтузиастов больше нет. По признанию топ-менеджмента проекта, Moscow Raceway вряд ли окупится в ближайшее десятилетие, а потому вкладывать деньги в такую долгосрочную перспективу в нашей стране могут только очень фанатичные люди.

После громкой презентации в 2008 году с военным оркестром, болидами Sauber BMW, объявлением планов, представлением схемы и конфигурации трассы вдруг наступило затишье. То ли кризис подкосил инвесторов, то ли подрядчики замешкались из-за той же рецессии, но само строительство началось лишь спустя два года. Сначала трек хотели сделать на километр ближе к Волоколамску, но там оказалась заболоченная местность, и гоночный комплекс оказался на тысячу метров ближе к Москве — в нынешнем его месте.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕК В МИРЕ

Сейчас на трассе полным ходом идут работы, кладется асфальт, насыпаются естественные трибуны, возведен каркас паддоков, пресс-центра, главной трибуны, высота которой составит 22 метра. Формальным же поводом для нашего визита на Moscow Raceway стало подписание договора с компанией Siemens, которая возьмет на себя все хлопоты по оборудованию трассы телеметрическим оборудованием, видеокамерами, видеоволлами, светофорами, антеннами, а также полностью оснастит центр управления гонками и проложит около 200 километров оптического кабеля.

Siemens стал последним подрядчиком в длинном списке европейских компаний, главной из которых является немецкое бюро Tilke Engineers & Architects придворного архитектора «Формулы-1» Германа Тильке. Это означает, что его проект, скорее всего, будет одобрен FIA и получит омологацию Grade 1T и FIM A, что позволит проводить здесь любые соревнования вплоть до тестовых сессий «Королевских гонок». Несмотря на договоренность о проведении с 2014 года российского этапа Гран-при Ф1 в Сочи (контракт заключен на четыре сезона с правом пролонгации еще на четыре года), руководство Moscow Raceway также надеется заполучить главные гонки в мире. Для этого нужно получить омологацию FIA Grade 1, то есть построить инфраструктуру для 100 тысяч зрителей, что вполне осуществимо за пару месяцев. Однако последнее слово остается за высокими государственными чинами, без содействия которых ничего серьезного в России пока сделать нельзя.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

Siemens будет работать в сотрудничестве с австрийской компанией PKE, занимающейся разработкой и внедрением систем контроля скорости и подобного оборудования. Именно Siemens и PKE позволят Moscow Raceway получить титул самой современной трассы в мире. «Наши инвесторы настояли на том, чтобы мы выбрали немецкую и австрийскую фирмы из-за инновационных цифровых технологий», — говорит главный инженер Moscow Raceway Андрей Калашников.

Что ж, когда речь идет о том, чтобы пустить пыль в глаза всему мировому сообществу, русский человек не скупится. Хотя предложение немцев и австрияков не было самым дорогим, в тендере участвовали еще четыре потенциальных подрядчика — два из Европы и два из России! Наши специалисты были отсечены из-за неопытности, ведь все, что им приходилось оборудовать до этого — аэропорты, другие оказались либо дороже, либо не столь инновационны.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

Уникальность предложения Siemens и PKE заключается в том, что все системы впервые в мире (!) будут работать на протоколе Ethernet, то есть будут объединены в единую опорную сеть с центральным сервером в центре управления, куда будет поступать собранная информация. Опять же впервые в мире на трек установят IP антенны и цифровые IP видеокамеры с HD разрешением 1080i (их будет более 40 штук), а в центре управления будут повешены видеопанели высокой четкости. Сейчас на всех мировых трассах используются аналоговые системы, сигнал от которых переводится в цифру прямо в ЦУ.

Территория пресс-центра на втором этаже пока выглядит так

Кстати, такие технологии появились на рынке всего четыре месяца назад! Раньше инженеры коммуникационных компаний были неспособны достичь нужной скорости обработки и передачи сигнала, но теперь смогли. Решение потребует меньшего количества проводов, ведь каждое устройство соединяется с ЦУ лишь одним оптическим проводом, через который идет и картинка, и питание.

Однако, сигнал в формате 16:9 все же придется переводить обратно в аналоговый формат 4:3. «Дело в том, что в боксах FIA принято смотреть гонку по обычным телевизорам, менять которые никто не будет, пока цифровые системы не станут нормой для всех трасс мира», — признается Герман Фрейстль из PKE. Видеокамеры будут находиться в специальных боксах, где с учетом российских климатических условий их будут подогревать или охлаждать автоматически в соответствии с указаниями электронного термометра.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

Устанавливаемое Siemens оборудование предназначено только для служебного пользования, но это не значит, что посетители трек-дней не почувствуют выгоды. К примеру, на Северной петле Нюрбургринга можно после заезда получить фото на память практически с любого участка трассы. На Moscow Raceway обещают внедрить ту же услугу, а с HD-качеством картинки фотографии обещают стать лучше.

БЮРОКРАТИЯ

Сейчас, по словам Калашникова, готово около 70 процентов трека, что дает основания верить в своевременное завершение строительства в июле 2012 года. Кроме звания «самая современная», трасса может получить и титул самой безопасной — по крайней мере, это обещают заказчики. Андрей верит в проект Moscow Raceway и готов «порвать» за него любого. Например, подрядчиков, которых будут штрафовать на миллионы рублей за каждый день просрочки.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

«Там у нас будут трибуны, примерно такие же как в Барселоне или Валенсии, — рассказывает главный инженер, не спеша прогуливаясь по зоне строительных работ. Вон там — естественные трибуны, которые к следующем году обрастут травой. Привозить готовые пласты с газоном мы не будем, цена неадекватная — 12 долларов за квадрат, а мы посадим травку всего за три бакса».

Песок для этих самых трибун «таскали» с соседнего сычовского карьера, а в общем и целом навозили около миллиона кубометров. Верхний слой асфальта (его площадь вместе с паддоком — 60 тысяч квадратных метров) должен прослужить 5-7 лет, но точного срока жизни никто не знает: в нашей стране до сих пор не было ни одного трека, который мог бы получить одобрение FIA такого класса. В случае износа верхнего слоя, менять придется только его.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

Общая толщина дорожного полотна составит 17 сантиметров, самый толстый — нижний слой. В Tilke Engineers его спроектировали 7-сантиметровым, но специалисты Омского института дорожников рассчитали, что лучше увеличить толщину. В итоге, согласовав все с немцами, уложили 12 сантиметров основы.

Сергей Белоусов побывал на строящемся гоночном кольце Moscow Raceway и выяснил, каким оно станет уже через год

«Согласование — это наша главная проблема, — сетует Калашников. Взять, к примеру, забор — последний барьер для вылетевших с трассы — немцы одобряли почти два месяца!» Есть и иной вариант — купить все конструкции в Германии и не ждать согласований, но, по словам главного инженера, это будет стоить в два с половиной раза дороже. «Мы и так полностью оплачиваем работу иностранных специалистов в Москве, гостиницы, питание. Они нам очень дорого обходятся, но ничего не поделаешь, когда приедет Чарли Уайтинг (глава технического департамента Ф1, - примечание CARS.RU), нужно, чтобы все было идеально».

А идеально — это не только качественное покрытие и безопасность (с последней на Moscow Raceway все хорошо: три метра зоны вылета из асфальта и гравия, затем амортизационный барьер из шин и забор). Например, на трассе обязательно должна быть посадочная зона для двух вертолетов медицинских служб, еще одно поле для посадки «вертушки» будет организовано по личному требованию главы «Формулы-1» Берни Экклстоуна.

ГОТОВИМ САНИ СЛЕДУЮЩЕЙ ВЕСНОЙ

По словам начальника коммерческого отдела Сергея Воробьева, переговоры о проведении международных серий гонок еще впереди. Точно будут мотоциклетные этапы, а из российских серий первыми, скорее всего, пройдут RTCC и «Российская суперсерия». Также предусмотрены клубные соревнования, мероприятия корпоративных клиентов и трек-дни, что незначительное количество частных любителей «погонять на своем» должно обрадовать больше всего. Определиться с первоначальным списком планируют до конца августа текущего года, а с расписанием трек-дней — к январю 2012-го, когда станет ясно, насколько заинтересованы в трассе наиболее платежеспособные клиенты.

Вид с третьего этажа падоков прямо над будущим пресс-центром

Можно предположить, что недостатка в корпорациях не будет. Автодром в Мячково — пока единственное более-менее достойное предложение в московском регионе — забит довольно плотно, новая трасса под Нижним Новгородом N-Ring тоже, хотя обе они и в подметки не годятся Moscow Raceway. Будь цены на треке близ Волоколамска хотя бы не выше (Рустем Маратович, может быть сможете?), АДМ «Мячково» стал бы еще доступнее, а большее количество частных автомобилистов получило бы возможность попробовать свои силы на настоящем европейском профессиональном треке.

Вторая очередь строительства, которая может быть запущена уже в 2012 году, предполагает создание гостиничного комплекса (возможно, за счет средств иных инвесторов из сферы гостиничного бизнеса), планируется центр безопасного вождения и внедорожный участок. «Если кто-то будет в этом финансово заинтересован, мы построим все без проблем, — утверждает Андрей Калашников. Но пока это предмет переговоров, в наших бизнес-планах таких расходов не предусмотрено».

Справа — естественные трибуны

Зато прийти и поглядеть на гонки в будущем году сможет любой желающий, причем совершенно бесплатно. Не с 22-метровой главной трибуны, но уж с естественных точно, а вид с них чуть ли не лучше.

Сергей Белоусов