Журнал
Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.
Тест-драйв Stels Side-by-Side: Крепкий хозяйственник

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Честно говоря, приглашение на тест мотовездехода STELS Side-by-side повергло меня в легкое замешательство. Разглядывая фотографию этого довольно странного, но забавного на вид транспортного средства, я долго не мог понять, что же, собственно, нам предстоит испытывать. И заочно окрестил своего будущего «визави» мотоколяской. Вообще-то, герой этого рассказа по-научному именуется UTV (Utility Task Vehicle, что можно перевести на русский язык как «Транспортное средство для хозяйственных нужд»), а то, что мы по наивности привыкли звать квадроциклом ATV (All-Terrain Vehicle или «Вседорожник»). Но, рискуя навлечь на себя праведный гнев специалистов и презрение знатоков, я все же буду придерживаться привычной терминологии…

Честно говоря, приглашение на тест мотовездехода Stels Side-by-side повергло меня в легкое замешательство. Разглядывая фотографию этого довольно странного, но забавного на вид транспортного средства, я долго не мог понять, что же, собственно, нам предстоит испытывать. И заочно окрестил своего будущего «визави» мотоколяской.

Вообще-то, герой этого рассказа по-научному именуется UTV (Utility Task Vehicle, что можно перевести на русский язык как «Транспортное средство для хозяйственных нужд»), а то, что мы по наивности привыкли звать квадроциклом — ATV (All-Terrain Vehicle или «Вседорожник»). Но, рискуя навлечь на себя праведный гнев специалистов и презрение знатоков, я все же буду придерживаться привычной терминологии…

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Если на мотоцикле или квадроцикле водитель сидит впереди пассажира, то в Side-by-side, как и следует из названия, бок обок с ним. То есть как в автомобиле, с которым (помимо четырех колес) наш вездеходик роднит наличие баранки с привычными подрулевыми переключателями, кабины и кресел с ремнями безопасности в ней.

Хотя, «кабина» — это сильно сказано. По сути, речь идет о трубчатом каркасе, который может быть снабжен примитивной пластиковой крышей и ветровым стеклом. Имеется и пара дверец, скорее затрудняющих посадку-высадку, чем защищающих от чего-либо. Бокового остекления, разумеется, не предусмотрено, зато на стойках закреплены зеркала заднего вида. Опция, прямо скажем, не лишняя: в громоздком мотошлеме головой особо не накрутишься, да и каркас кабины смотреть мешает. А без каски — никак. Во-первых, требования безопасности. Во-вторых, ветровых стекол на тестовых «сайдах» не было. Так что глаза от встречного мусора предохраняло лишь забрало шлема.

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Позади импровизированной кабины — небольшой, но довольно вместительный кузовок на 150 кг груза, куда в соответствии с персональными предпочтениями владельца легко влезают: рюкзаки, инструмент, пара запасных колес, канистры с топливом, мешки с рыбой, кабанья туша и т.д. и т.п. Кузов, между прочим, самосвальный. Что придется весьма кстати при обустройстве дачного участка. Песок там возить или щебенку.

На растерзание журналистам организаторы теста предоставили машины трех типов: «рабочие лошадки» UTV 700H (34 л.с. в карбюраторной модификации и 37,4 л.с. в инжекторной версии EFI) плюс «продвинутый» UTV 800H (агрессивный дизайн a’la багги, 56-сильный двухцилиндровый мотор, литые диски — в общем, сплошной спорт и никакой утилитарности). Была еще парочка квадроциклов ATV 800H, но на них передвигались сами организаторы.

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Решив познавать новую для себя технику последовательно, запускаю 686-кубовый одноцилиндровый четырехтактный двигатель (в зависимости от варианта исполнения вездехода это делается поворотом ключа или нажатием кнопки) и тут же жалею, что не захватил из дома беруши. Даже на холостом ходу треск стоит несусветный. Двухцилиндровый мотор соседней «восьмисотки» работает заметно тише. Правда недостатки глушителя в какой-то мере компенсирует все тот же шлем.

Пока двигатель прогревается, изучаю органы управления. Здесь все просто и опять-таки похоже на автомобиль: две педали — газ и тормоз да рукоятка «автомата». Точнее вариатора. Единственная проблема — разобраться в режимах трансмиссии. Судя по раскладке на ручке селектора, вперед машинка движется в режиме H (L — для тяжелого бездорожья или буксировки прицепа). Остальное привычно: «нейтраль», «реверс» и «паркинг». Нажатием кнопки с пиктограммой «4х4» можно подключить передний мост, а в качестве самого радикального средства борьбы с бездорожьем — жестко заблокировать его дифференциал.

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Забегая вперед, скажу, что маршрут организаторы выбирали с любовью: возможностей засадить технику — хоть отбавляй. Поэтому весь внедорожный арсенал, включая опциональную лебедку с 20-метровым тросом, был не единожды испытан. И результаты этих испытаний лишний раз подтвердили: в лесу мотовездеход определенно даст фору любому джипу. Попробуйте-ка протиснуться между деревьев на полноразмерном внедорожнике! Да и клиренс в 355 мм на неподготовленной машине вы вряд ли найдете. А главное, весит этот «проходимец» немногим более полутонны. Так что вызволить его из грязевого плена куда легче, чем обычное авто.

Будучи «автожурналистом», я машинально сопоставлял UTV с автомобилем. В то время как коллеги, пишущие про мототехнику, сравнивали «сайд» с квадроциклом. Что, конечно же, правильнее. И если верить их авторитетному мнению, управлять последним на пересеченной местности гораздо тяжелее. Нужно, к примеру, привставать в седле, опираясь на руль, чтобы собственным весом загрузить передний мост ATV на ухабистой грунтовке.

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Водителю же UTV все эти мотоциклетные приемчики ни к чему. Управляется «сайд» по-автомобильному, выказывая вполне адекватные реакции на работу рулем и акселератором, великолепно тормозит двигателем. Хотя закладывать чересчур резкие виражи, пожалуй, не стоит. Особенно при езде в одиночку. Благодаря относительно узкой колее и высоко расположенному (к тому же смещенному на водительскую сторону) центру масс риск перевернуться довольно велик.

Ощутимой разницы в динамике инжекторной и карбюраторной версий «семисотки» я, честно говоря, не ощутил. На асфальте обе без проблем разгоняются до 70-80 км/ч («восьмисотка», понятно, резвее, но до автомобиля все равно не дотягивает). На бездорожье скорость ограничивается возможностями подвески. Она, конечно, весьма энергоемкая и обладает достаточно длинным ходом, но, ей богу, лучше пожалеть себя и машину…

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Для беспроблемной езды по асфальту владельцу UTV (как впрочем, и ATV) придется поставить его на учет и обзавестись правами тракториста. Впрочем, стоит ли? Ведь такого рода транспорт создан совсем не для асфальта. Его стихия - дикая природа. Так что сравнение с автомобилем и впрямь бессмысленно: «сайд» — не альтернатива внедорожнику, а хорошее ему дополнение.

Андрей Цыбульский познакомился с необычным аппаратом класса UTV и разобрался, чем он отличается от внедорожника и квадроцикла.

Факты и технические характеристики:

 

UTV 700H

UTV 700H EFI

ATV 800H

Двигатель

686 куб. см. 4-такт.

686 куб. см. 4-такт.

800 куб. см. 4-такт.

Мощность, л.с.

34

37,4

56

Топливная система

Карбюратор

EFI

EFI

Трансмиссия

CVT, L-H-N-R-P

CVT, L-H-N-R-P

CVT, L-H-N-R-P

Привод

2WD/4WD/4WD Lock

2WD/4WD/4WD Lock

2WD/4WD/4WD Lock

Подвески (перед//зад.)

Независимые

Независимые

Независимые

Топливный бак, л

29

29

30

Масса, кг

578

578

582

Клиренс, см

35,5

35,5

34,5

Андрей Цыбульский