Журнал
Mazda
«Автомобиль мира» добрался до России

Mazda

В XX столетии на европейском рынке миниатюрных автомобилей Mazda держалась в тени своих более солидных конкурентов. Скромная модель 121, унифицированная с Ford Fiesta, продавалась в небольших количествах, и пос

В XX столетии на европейском рынке миниатюрных автомобилей Mazda держалась в тени своих более солидных конкурентов. Скромная модель 121, унифицированная с Ford Fiesta, продавалась в небольших количествах, и последовавшая за ней такая же неприметная Mazda Demio совсем затерялась среди пестрого многообразия европейских и японских «коротышек». Первая «двушка», базирующаяся на платформе Ford Fiesta, также не добилась в Старом Свете убедительных результатов, хотя в Японии, где она по-прежнему именовалась Demio, ей сопутствовал успех.
Революционная Mazda2, дебютировавшая на женевском автосалоне 2007 года, кардинальным образом изменила положение компании. В сегменте с очень высоким уровнем конкуренцией появился автомобильчик с ярким и динамичным дизайном zoom-zoom, как у концептуального Mazda Sassou, представленного на автосалоне во Франкфурте в 2005 году. Теперь набирающая обороты компания из Хиросимы стала полноправным игроком в европейской лиге «супермини», и в начале апреля Mazda2, удостоенная почётного титула «World Car of the Year 2008», успешно стартовала на российском рынке.

Преимущественно за счёт сокращения заднего свеса Mazda2 стала короче своих одноклассников в среднем на 100 мм. В то же время она на 40 мм короче и на 55 мм ниже прежней «двушки» при оставшейся неизменной колёсной базе. Вопреки современной тенденции постоянного увеличения веса последующей модели, «двушка» легче своей предшественницы на 60 килограмм, а в сравнении со своими основными соперниками — Fiat Punto, Opel Corsa, Peugeot 207 и Renault Clio она, образно говоря, «похудела» более чем на центнер.

Столь впечатляющий результат в значительной мере достигнут благодаря использованию высокопрочной стали, которая легче традиционного листового проката. Свой вклад в снижение массы внесла модернизированная подвеска и электропроводка, сиденья с облегчённым каркасом, новые элементы фиксации капота и крепления динамиков в передних дверях. Однако у экономии есть свои пределы, к тому же ужесточающиеся стандарты безопасности вынуждают искать новые источники увеличения жёсткости конструкции.

Для достижения этой цели инженеры Mazda усилили дверной проём и приподняли порог багажного отделения, что ограничило ширину погрузочной площадки. Но при этом выиграла эстетика — задняя часть кузова с 5-угольным стеклом и оригинальными фонарями получилась очень эффектной. При установленной раздельной спинке заднего сиденья объём багажника составляет 250 литров — это на 35 л меньше, чем у Opel Corsa, а максимальная вместимость грузового отделения Mazda2 достигает 787 литров (до потолка). Дефицит полезного объёма компенсируется нишей, расположенной под полом багажника.

Заднее сиденье снабжено простым механизмом, так что трансформация салона не вызовет затруднений даже у замученной диетой девушки. Признать сиденье 3-местным могут, разве что, субтильные подростки, хотя для двоих взрослых средней комплекции уровень комфорта здесь вполне приемлемый даже для длительных путешествий. Не зря лейтмотивом рекламной кампании Mazda2 является фитнес и прочие составляющие здорового образа жизни. Джентльменам с «пивным животиком» будет непросто протиснуться в узкий проём задней двери.

В передней части салона значительно просторнее, а покатая подоконная линия и низкий капот обеспечивают отличную обзорность. Более метра от подушки сиденья до потолка — эталонный показатель, который, наряду с большим ходом кресла (250 мм) и регулируемым по углу наклона рулевым колесом особенно порадует высоких водителей. Следует отдать должное компоновщикам Mazda — по объёму салона «двушка» воспринимается как автомобиль более высокого класса, если не брать в расчёт центральную консоль, выполненную из дешёвого на вид и бликующего на солнце пластика.

К сожалению, в сфере качества отделочных материалов Mazda2 пока не может показать пример своим конкурентам. Незамысловатый, но легко читаемый приборный щиток с белыми циферблатами, удобные в обращении ручки и переключатели, а также рулевое колесо малого диаметра с клавишами не требуют длительной адаптации. Это в равной степени относится к установленному на «пьедестале» рычагу управления трансмиссией. Однако при сдвинутом назад до упора сиденье приходится вытягивать руку и смещаться вперёд всем корпусом, чтобы перемещать рычаг 5-ступенчатой механической коробкой передач или «автомата». Ёмкости с напитками размещаются в дверных панелях и между сиденьями, а мелкие вещи — в 2-секционном «бардачке» и открытых отделениях на центральной консоли. Предусмотрено гнездо для подключения внешних потребителей (12 вольт), разъём для MP3 и местная подсветка. Для улучшения звукоизоляции использованы двойные уплотнители дверей, так что на скорости 60 и 130 км/час уровень шума в салоне соответствует лучшим показателям в классе В.

На российском рынке Mazda2 предлагается с 1.5-литровым 103-сильным бензиновым мотором MZR. Он оснащён системой последовательного изменения фаз впуска и выпуска. Кроме того, для более эффективного использования крутящего момента (137 Nm) в широком диапазоне оборотов впускной тракт имеет изменяемую геометрию. Регулируемые заслонки во впускном трубопроводе управляют воздушным потоком и стабилизируют процесс сгорания. В сочетании с системой рециркуляции отработанных газов это повышает топливную экономичность и снижает уровень вредных выбросов.

Движок молниеносно отзывается на электронные импульсы, посылаемые правой педалью, и не «выдыхается» даже при шести тысячах оборотов. Его потенциала более чем достаточно для 960-килограммового автомобильчика, хотя уже ходят слухи о том, что Mazda планирует установить наддувную 150-сильную версию этого шустрого 16-клапанного моторчика на крутой 3-дверной модификации MPS, поскольку под её капотом 2-литровый двигатель не помещается.

Для города 5-ступенчатый «автомат» будет в самый раз — не «тупой» и не торопится переходить на следующую передачу, что позволяет разгоняться весьма динамично, хотя заявленное производителем время (12.1 сек) может вызвать вполне обоснованный пессимизм. Однако с механической коробкой спортивный характер Mazda2 проявляется более ярко, что подтвердилось на серпантинах черноморского побережья во время презентации машинки.

Частые и энергичные торможения не оставили сомнений в надёжности системы с передними дисками, задними барабанами и 4-канальной ABS. Хотя передаточное соотношение в приводе было уменьшено с 3.79 до 2.85, свободный ход педали остался немного увеличенным, но это, как говорится, no problem. Рулевое управление (2.2 оборота от упора до упора) с электронным усилителем не проявило никаких врождённых пороков, а стабилизация (поддерживается системой DSC) достойна самой высокой оценки. Словом, «Автомобилем Года» в Австрии, Бельгии, Дании, Греции, Новой Зеландии и Японии Mazda2 признана вполне заслуженно.

#Mazda
Василий Леонтьев