Журнал
Skoda Octavia
Переход через Альпы

Skoda Octavia

То ли в Европе действительно так чисто, то ли цвет машины удачно скрывает пыль, но наш универсал Skoda Octavia Combi

То ли в Европе действительно так чисто, то ли цвет машины удачно скрывает пыль, но наш универсал Skoda Octavia Combi приятного серебристого колера cappuccino beige, выданный на тест-каникулы в головном офисе Skoda, после трех тысяч километров магистралей, городов и дождей по-прежнему фотогеничен… А план был такой: взяв автомобиль в Праге, двигаться в сторону юга Италии, останавливаясь по пути в интересных местах. Гостиницы искали в Сети накануне визита в очередной город.

Чехия

Путеводители на русском в Праге продаются на каждом углу, да и в других европейских городах найти их не проблема. Удобны и объемные карты с нарисованными достопримечательностями и кратким описанием на обороте. Гораздо сложнее удачно обменять деньги (в Чехии евро в ходу только в крупных супермаркетах). Обменники в Праге закрываются рано, а ночные сразу меняют курс. Поиск выгодного – то еще приключение: во-первых, курс у всех разный, во-вторых, сильно зависит от суммы (хорошие условия – от 150 евро), да к тому же многие обменники просят комиссию. Уличные менялы предлагают выгодные условия, но связываться с ними опасно – могут подсунуть венгерские или болгарские купюры, которые внешне почти не отличаются от чешских крон, а стоят сущие копейки.

Аккуратная комната в маленьком, но очень уютном отеле почти в центре Праги обошлась в 75 евро. Свободных парковочных мест вокруг не было и в помине, а за ночь стоянки под Народным театром пришлось отдать 350 крон, порядка 500 российских рублей. Круто! Ужин на двоих с пивом в ресторане на Вацлавской площади, например, обходится в 700–800 крон.
Проблема парковки – настоящий бич европейских городов. На узеньких улочках стоять нельзя (никто и не стоит!), а если и можно, то не всем. Поди разберись с ходу в поясняющих надписях и разнообразии разметочных линий желтого, синего и красного цветов! Выход один – искать крупные паркинги при помощи системы навигации. Увы, в старых городах с их узкими улочками навигация порой работает плохо – теряет сигналы спутников, не успевает вовремя и точно сообщить о повороте, путается и перепрокладывает маршрут… Хорошо, хоть разобраться с паркоматом совсем несложно; главное, заранее рассчитать и оплатить нужное время и не опаздывать, поскольку полиция активно проверяет талоны, положенные под стекло.

Выбравшись из Праги, двинулись на юг. До маленького курортного городка Чешский Крумлов, что в 130 км южнее Праги, мы доехали лихо – дороги здесь очень хорошие, водители чтят ПДД, а на магистралях разрешена скорость 130 км/ч. После суетной Праги этот городок показался патриархальным островком благополучия. Аккуратные улочки с арками городских ворот и мило облупившейся местами штукатуркой, лубочные домики, неглубокая еще речка Влтава, тихие ресторанчики… Главная достопримечательность – словно вырубленный в скале замок, со стен которого открывается симпатичный вид на город.

На ночевку мы устроились в простецкой чистенькой комнате в частном пансионе (в историческом центре городка они находятся чуть ли не в каждом доме) стоимостью 1000 крон (минимальная ставка – от 350 «за кровать»). Оплата автоматически подразумевала зарезервированное парковочное место рядом, правда, почемуто именно под знаком «Остановка запрещена».
В том, что Чешский Крумлов по сути окраина страны, мы убедились утром, задав навигатору направление на Вену. Электронный штурман повел скромными сельскими дорожками, которые периодически превращались в однополосные, заходили в леса, вели через полузаброшенные железнодорожные переезды… Но в итоге вывел к маленькому погранпереходу на границе с Австрией, от которого теперь остался лишь навес и пустые кабинки таможенников – Шенген! Перед заездом в Австрию мы решили заправиться под пробку в Чехии – до кризиса бензин здесь стоил 32,8 кроны за литр 95-го, то есть примерно 1,29 евро. Австрийцы из приграничных селений, кстати, тоже заправляются здесь.

Австрия

Австрия – это воплощенный оrdnung, порядок. Дороги идеальны: разметка, знаки, зоны отдыха… За автобан в сторону Вены заплатили один раз при въезде на него 8 евро. Лимит для автомагистралей – 130 км/ч.

Нет, Вену с наскока не взять. Можно долго бродить по центру и за каждой аркой находить новые красивые места. Город, полный архитектуры, истории и музыки…
Австрийцы, как и немцы, очень щепетильны в мелочах. Даже в 3-звездочном пансионе (а таковым здесь обычно именуется часть этажа жилого дома, оборудованная под гостиничные номера) идеальная чистота и порядок, свет и вода включаются по сигналам оптических датчиков, есть бесплатный WiFi для постояльцев. Номер оценивается в 80 евро, плюс 15 за ночь парковки в неохраняемом гараже (без поселения она обошлась бы вдвое дороже). Повременная оплата в паркингах – 4 евро в час (!), а встать на улице почти невозможно. Поэтому по городу мы передвигались на метро, пробуя заодно местную кухню и пиво. В хорошем ресторане за двоих оставили 40 евро, в плохой забегаловке китайского толка – всего по 5 евро на брата за еду, сделанную, похоже, при помощи пакетиков быстрого приготовления.

Знать бы заранее, что Грац не скромный городишко, а второй по величине город Австрии с интереснейшими достопримечательностями в окрестностях, запланировали бы на него как минимум день. А так лишь заскочили передохнуть. Здесь спокойнее, чем в столице, проще припарковаться (60 евроцентов за полчаса). Но от прогулок воздержались – была холодная ветреная погода с моросящим дождем.


Италия

Идеальная магистраль в Италии не закончилась. У итальянцев вообще очень хорошие дороги, хоть и платить за них приходится немало. Обычно при въезде на платный участок автомат выдает талон – при съезде расчет ведется по количеству преодоленных километров. Автомат оплаты принимает любые купюры и монеты – последние достаточно всыпать в лоток, и аппарат отсортирует и пересчитает их сам. За первые же 300 км мы заплатили порядка 20 евро! А ошибка в выборе съезда с последующим разворотом через пункт оплаты стоила нам 3 евро. Но платить есть за что – широченные магистрали идут сквозь горные перевалы, попеременно взмываясь на высокие эстакады и уходя в круглые жерла тоннелей. Виды потрясающие! И обеспечение на уровне – перед каждой камерой висит предупреждение, а если впереди пробка, информация о ней появится километров за десять. Засмотревшись, чуть было не опустошили бак – Skoda минут десять информировала нас о том, что на остатке топлива можно проехать 0 км. Пришлось искать в навигаторе ближайшую заправку даже ценой съезда с автомагистрали.

Стоимость топлива росла на глазах. Выбирая колонку подешевле, мы едва не поплатились за невнимательность, попытавшись залитьв бак Gasolio стоимостью 1,53 евро. Мы-то подумали, что это на американский манер значит gasoline, тем более что на соседнем пистолете было четко написано Diesel. Но оказалось, что по-итальянски это и означает дизтопливо, только похуже, чем вроде бы «биологический» Diesel. Хорошо, что пистолет попросту не влез в отформованную горловину Skoda – будь у нас машина постарее, хапнули бы горюшка. А на нужном нам пистолете вместо привычного Benzina значилось что-то вроде английского Unleaded, то есть неэтилированный. Цена – 1,56 евро. Другого, кстати, в Италии нет – только вариации на тему дизтоплива и газ. Хотя в соседней Австрии все наоборот – три сорта бензина и единственный вид дизтоплива.

Водят итальянцы отвратительно! Они носятся, невзирая на ограничения (130 км/ч) и повсеместно расставленные камеры. Даже старенький загруженный хламом Fiat Punto, который, кренясь и раскачиваясь, вваливал на своих маленьких колесиках в повороты, умудрялся на прямиках повисать у нас на хвосте. Отстал он, только когда пошел серьезный дождь. Уверовав в надежность шасси, мы так и неслись на круизконтроле со скоростью 130 км/ч, пока в одном из виражей не попали в плотную завесу брызг из-под колес фуры. И именно в этот момент водитель фуры решил резануть поворот, смещая тушу прямо в нас. Резко тормозить? Нет, крепче руль и полный газ! Только бы колеса не заскользили… Вырвавшись вперед, обругали водителя фуры клаксоном. А тот погудел в ответ, шли бы вы, мол, подальше...

На дорогах итальянцы спокойно выскакивают на встречную, не любят уступать, садятся тихоходам на задний бампер, а обгоняя, бросают гневные взгляды. На магистраль частенько въезжают сразу в левый ряд и даже без поворотников. Машины не берегут. А настоящий бич городов – вездесущие мотоциклисты, которые нагло протискиваются между машинами и движутся совершенно хаотично. Даже имея приличный запас мощности на откровенные гонки, мы не решались – в отличие от нас, местные, по крайней мере, представляют себе суммы и процедуру оплаты штрафов. Но после такой езды мы быстро забыли все хорошие манеры, полученные в центральной Европе, – начали первыми лезть на перекрестки, резво стартовать и даже иной раз не пропускать пешеходов. Московский опыт…

Идея поселиться в Венеции была отвергнута сразу – город влюбленных требовал не меньше 200–300 евро за сутки! К тому же в Венеции негде бросить машину – автомобильных дорог там нет, а гигантские парковки в районе автовокзала (то есть на отшибе) стоят очень дорого. Поэтому мы остановились на материке в городке Местре, на окраине которого нашли приемлемый якобы 3-звездочный номер за 80 евро с WiFi-интернетом и парковкой во дворе. Тому, что номер будет грязноватым, тесным и без признаков шумоизоляции, мы в Италии не удивлялись. Итальянцы вообще большие разгильдяи, поэтому и обслуживают плохо, и улицы чистят не ахти. А деньги при этом дерут на каждом углу.

Ездить в Венецию на машине смысла нет – автобус довезет до автовокзала за 1,5 евро и 30 минут. А дальше надо просто гулять. Любимое развлечение туристов – кормление голубей на музейной площади – ныне под запретом. Но оказалось, что голуби с удовольствием едят даже картошку из Макдоналдса, и никто «любителей» животных не гоняет. Прогулка на гондолеза 60 евро кажется очень сомнительным мероприятием. Лучше сесть на рейсовый катер и за 6,5 евро сплавать на остров стеклодувов Мурано – эдакая упрощенная Венеция в миниатюре без толп туристов и нелегальных чернокожих торговцев сумками.

...В Рим приехали затемно. Честно попытавшись устроиться в паре гостиниц за городом, натолкнулись на отвратительные номера, высокие для такой удаленности цены (60–70 евро) и отсутствие нормального транспорта в город. Маленькие 3-звездочные отели в центре Рима просили 150 евро за ночь – дорого. В итоге мы поселились в новеньком отеле на окраине города за 73 евро, которые включали и место в подземном паркинге. До ближайшей станции метро всего 10 минут на машине, но местный паркинг (1,5 евро в час) показался уж больно «мутным»: кругом бродят цыгане-попрошайки, в подземном переходе к станции сидят наркоманы, а у входа в метро прямо на асфальте раскинулся блошиный рынок. Оставили машину бесплатно у ближайшего супермаркета и уже через 20 минут тряски в разукрашенном граффити вагоне оказались в центре. Для езды на общественном транспорте в Риме лучше всего покупать дневной абонемент за 4 евро. А для осмотра достопримечательностей брать билеты на туристический автобус с открытым верхом и радиотрансляцией (в том числе и на русском языке) – опять-таки «безлимитный» билет за 19 евро, позволяющий сходить и садиться в автобусы конкретной фирмы в любом месте в течение дня. Проехав маршрут, можно гулять по Риму пешком с путеводителем в руках. Еда без выпивки здесь обойдется примерно в 45 евро на двоих, самообслуживание вроде наших ресторанчиков «Елки-палки» – вдвое дешевле.

Кстати, за вход в Ватикан и собор святого Петра денег не берут – придется лишь отстоять очередь к металлодетектору. А вот просмотр музеев Ватикана обойдется в 14 евро. Для того, чтобы увидеть знаменитую Сикстинскую капеллу, нужно долго ходить по залам, в которых собрано все то, что попало в собственность Пап во времена крестовых походов. Парковка в центре Рима затруднена даже в частных подземных паркингах. Машины закрывают друг друга, поэтому хозяину («Porsche, Rolls-Royce, no problem!») надо оставлять ключи. Ценник един – 3 евро в час. Стоять на улице дешевле, но время парковки ограничено двумя или тремя часами, да к тому же итальянцы, повторю, наплевательски относятся к машинам, с легкостью раздвигая их ударами бамперов.

На юг

Искупаться в море мы решили на песчаных пляжах курорта Baia Domizia, расположенного южнее Рима, в 80 километрах севернее Неаполя. Ближе подъехать не решились – пугали мусорные проблемы региона. В Baia Domizia чисто, но улицы безлюдны, отели заколочены… Местная администрация договорилась с мусорщиками округа Лацио, и те исправно вывозили отходы, но люди все еще опасались сюда ехать. На полную катушку работали лишь несколько гостиниц. Поселиться можно было всего за 30 евро с человека.

Впрочем, итальянцы даже в отсутствие отдыхающих ежедневно чистили свои пляжи и раскладывали лежаки. Каждый кусочек пляжа приписан к отелю, бару или пункту проката по соседству. Отдыхающие вольны занять любое место, но за аренду шезлонга, зонтика или спортинвентаря нужно платить около 4 евро в сутки.
Из Baia Domizia мы все-таки решились смотаться на юг. Два десятка километров в сторону Неаполя – и на обочинах действительно появляются разноцветные, мягко говоря, пахучие кучи. Забив в навигаторе верхнюю точку дороги на Везувий, проехались лишь по окраинам города, попав по пути в часовую пробку из-за перекрытия дороги по причине какой-то там очередной забастовки то ли мусорщиков, то ли местной мафии, что, вероятно, однои то же…

К вершине Везувия ведет узкий серпантин, на котором надо быть предельно внимательным в поворотах – туши туристических автобусов вываливают навстречу, идя по середине дороги и ничуть не пытаясь подвинуться. Наверху парковка за 2,5 евро (время не ограничено).
Вулкан считается действующим, но признаков активности нет. Кратер, до которого нужно мучительно подниматься по гравийной дорожке, представляет собой огромный овраг, засыпанный гравием. Но если вообразить, что весь этот объем занимает раскаленная лава… Впрочем, печальная участь Помпеи и двух других городов, погребенных когда-то под слоем пепла, итальянцев не пугает. Окраины Неаполя подходят вплотную к горе – гораздо ближе, чем сами Помпеи. [info] Да и последние ныне представляют собой вполне развитый современный город (здесь мусора нет!) с большой археологической зоной внутри. Вход – 11 евро, парковки рядом (их множество) – 2,5– 3 евро в час либо 5 евро без ограничений по времени чуть поодаль. Можно договориться на 5 евро за 4 часа у самого входа, причем все будет оформлено документально через кассовый аппарат. Гулять по развалинам можно очень долго (мы аккуратно присоединились к украинской группе), но все туристы сходятся в одном месте – хорошо сохранившемся древнем публичном доме. Говорят, женщина стоила здесь столько же, сколько два бокала вина. Видя, в каких условиях вкалывали античные проститутки, современные мужчины дружно голосовали за вино…

На север

Возвращаясь на север, решили заехать в Пизу. Подъем на башню (15 евро) действительно впечатляет, но больше здесь смотреть нечего. В соседнем курортном местечке Марина ди Пиза, где мы решили остановиться на ночь (72 евро), итальянцы себя показали – жужжали под окнами на мотоциклах и шумно отдыхали в соседних номерах. Подействовала только громкая английская речь вперемешку с русским матом…

Преодолев почти 300 км, в Милан приехали уставшими физически и морально: бросили машину на улице и отправились смотреть местные магазины. Милан не зря считается одной из столиц европейской моды: в центре сплошь дорогие бутики, модная молодежь, обилие дорогих мотоциклов и машин. Здесь все монументально и красиво, но местамислишком пафосно. Идея искать гостиницу в городе, разумеется, отпала сама собой.
Остановиться решили в районе озера Лаго ди Гарда. На южной оконечности озера есть широкая коса – это курорт Сирмионе. Увидев дорогие яхты, Ferrari, Lamborghini и множество Porsche, мы, было, испугались за свой кошелек, но, к счастью, нашли милый семейный отельчик, чистейший номер в котором предлагался за 70 евро. Бассейн и своя парковка – бесплатно. Я даже поинтересовался, не из Германии ли владельцы… А поужинали мы всего за 20 евро на двоих в… яхт-клубе.

Вообще, Сирмионе из тех мест, куда хочется возвращаться. Чистое озеро, аккуратный замок и древние развалины, термальные бассейны и зеленый парк – и общее настроение всеобщего благоденствия.

Германия

Дорога до Мюнхена – это путь на север через Альпы. Сначала итальянские, потом австрийские. Граница Италии и Австрии – единственное место, где пограничники хотя бы присутствовали, но поток не тормозили. А между Австрией и Германией границы нет, наверное, уже не один десяток лет – просто знак «Deutschland», и все.

Долой ограничения? Но оказалось, что разогнаться на автобанах не так-то просто – дороги забиты плотно, левый ряд идет не больше 140 км/ч, а при подъезде к крупным городам и вовсе в рваном ритме, то разгоняясь, то тормозя. Отвести душу удалось лишь на второстепенном автобане, ведущем в сторону Чехии, но и тут комфортной оказалась скорость 160 км/ч. Дело в том, что дорога весьма извилиста, но при этом, в отличие от платных итальянских автострад, почти не огорожена. Что делать, если с поля выскочит заяц или какой-нибудь тихоход решит выехать сразу в левый ряд? Хотя 200 км/ч на спидометре мы все-таки увидели, обгоняя полицейскую машину, державшую «всего-то» 180 км/ч… Пижонство, конечно, но приятно!

Остановиться в Мюнхене удалось за 90 евро – в скромном отеле с громким названием Savoy и мебелью 70-х годов. Зато завтрак, в отличие от итальянского, здесь полноценный, с обилием сыров и мяса.

Домой

Последний милый аккорд нашего путешествия – город Плзен на полпути от немецко-чешской границы к Праге, знаменитый своими пивоварами. Пообедали, поднялись на часовую башню местной ратуши…

За время путешествия на двоих мы потратили около 3000 евро, большая часть которых (1270) ушла на оплату гостиниц. Затраты на 95-й бензин – около 220 евро, 170 евро ушло на платные дороги. Остальное – еда, развлечения, сувениры и условно бесплатные авиабилеты, приобретенные по системе «Аэрофлот Бонус» (пришлось оплатить только сервисный сбор около 5000 рублей). А если бы пришлось брать машину в прокат, то за две недели (у европейских прокатчиков Octavia попадает в более дорогой D-класс) пришлось бы отдать еще около 900 евро.

Что в итоге? Масса впечатлений, усталость – и гигабайты фотографий. Потраченных денег не жалко, но на будущее следует планировать четче – охватить все одной поездкой невозможно. За две недели поездок наша Octavia Combi стала родной, словно походный рюкзак, но частенько напоминала о том, что Европа – это дорого, а автомобиль в ней – обуза. Но разве можно было без машины собрать такой багаж впечатлений?

Работа штурманов

Наша Skoda была оснащена фольксвагеновской системой навигации, которая нам не понравилась: мало настроек, сложное управление, посредственная графика. Правда, она хорошо держала сигналы спутников в городах, но мы от нее все равно отказались. Дело в том, что в комплекте было два разных диска с картами: центральная Европа и альпийский регион. Так что проложить дорогу, например, из Вены в Венецию, было просто невозможно! Поэтому мы использовали коммуникатор с GPS и установленной программой IGO8 с подробнейшими картами нужных стран. Главное – не забыть помимо карт установить базы объектов POI – гостиниц, заправок, парковок… А для генеральной прокладки маршрутов пользовались интернет-сервисом Google Maps. С его же помощью искали и гостиницы на местах. Турбо!

Бензиновый двигатель 1.8 TFSI с турбонаддувом – развитие сверхпопулярного у владельцев прежних VW Passat и Skoda Octavia Tour агрегата. Чтобы уложить выхлоп в требования Euro 4, заслуженный мотор оснастили системой непосредственного впрыска топлива. Вместо пяти клапанов у каждого цилиндра теперь по четыре, с системой регулировки фаз газораспределения. Мощность выросла до 160 л.с., а момент достиг величины 250 Н.м в широком диапазоне от 1500–4200 об/мин. А сам мотор весит всего 146 кг.

Мощная турботяга при относительно скромном расходе топлива – вот за что этот двигатель и полюбили. За время нашего пробега Octavia потребляла в среднем 9,6 л / 100 км – с учетом быстрого движения весьма неплохой результат. Со скоростными обгонами никаких проблем, причем ускорения легко даются даже на шестой передаче. Попенять можно лишь на резкий выход из турбоямы, что неудобно в городских условиях. К тому же четкая работа механической коробки соседствует с не самым информативным сцеплением. Но в целом отличный агрегат.

Двигатель 1.8 TFSI агрегатируется только с 6-ступенчатой «механикой», а цены на такие машины начинаются от 703 000 руб. за хэтчбек в исполнении Ambiente. Близкий по характеристикам (но менее задорный по характеру) 150-сильный атмосферник 2.0 FSI предлагается только с «автоматом», причем такие версии продаются на 40 тыс. дороже. Особняком в модельной гамме стоят полноприводные универсалы Octavia Combi 4x4 (от 872 000 руб.), которые оснащаются моторами 1.9 TDI и 2.0 FSI с механическими 6-ступенчатыми коробками.

Комбинируем

Это у нас универсалы пока выбирает только десятая часть покупателей. А в Европе этот тип кузова – обычное дело! Octavia Combi хоть и выглядит автобусом, на деле ничуть не длиннее хэтчбека, так что проблем с маневренностью нет. Правда, обзор назад не ахти, да и наружные зеркала маловаты, но слоном в посудной лавке на европейских улочках универсал не воспринимается.

По части объема багажника универсал выигрывает у хэтчбека только при сложенных задних сиденьях – 1620 л против 1420. А «по умолчанию» под шторкой 580 л против 560. Из бонусов – закрывающиеся боковые ниши и крючки для сумок. Но на нашей машине был еще и опциональный фальшпол (4000 руб.), который, во-первых, приподнимал пол до уровня нижней кромки багажника и сложенных спинок кресел, а вовторых, предлагал незаметное хранилище для сумки с ноутбуком. Еще одна «фишка» нашлась в багажной шторке – закрывающийся пластиковый отсек, в который можно поместить, например, мокрый зонт.

Octavia Combi дороже хэтчбеков на 40 тыс. рублей. Универсал с двигателем 1.4 в базовой комплектации Classic обойдется в 539 000 руб., а «наша» машина в шикарном исполнении Laurin&Klement и мотором 1.8 TFSI оценивается уже в 944 000.

#Skoda #Octavia
Иван Ананьев