Журнал
Городские бойцы
Городские бойцы

Городские бойцы

Вероятно, создатели любого городского спортивного автомобиля задаются вопросом: в какую сторону сместить баланс спортивности и комфорта? И как отреагирует потребитель на явное преобладание одного из этих качеств? Ведь если автомобиль будет более комфортным, то он потеряет часть своих ходовых качеств. Это может вызвать недовольство некоторых потенциальных покупателей. Сдвиг в сторону спортивности, на наш взгляд, в этом случае менее критичен, так как любители экстремальной езды готовы жертвовать значительной долей комфорта ради максимального контроля над машиной в предельных режимах. Поводом для очередного теста «заряженных» хэтчбеков послужил выход в свет нового поколения Honda Civic Type R. Соперника для этого легендарного автомобиля было подобрать несложно: в последнем сравнительном тесте автомобилей этой категории мы выбрали победителем Opel Astra OPC, причем именно за выдающиеся спортивные качества, так что лучше кандидатуры и не придумать.

Цена Opel Astra OPC: 896 300 рублей

Цена Honda Civic Type R: 1 085 000 рублей

Вероятно, создатели любого городского спортивного автомобиля задаются вопросом: в какую сторону сместить баланс спортивности и комфорта? И как отреагирует потребитель на явное преобладание одного из этих качеств? Ведь если автомобиль будет более комфортным, то он потеряет часть своих ходовых качеств. Это может вызвать недовольство некоторых потенциальных покупателей. Сдвиг в сторону спортивности, на наш взгляд, в этом случае менее критичен, так как любители экстремальной езды готовы жертвовать значительной долей комфорта ради максимального контроля над машиной в предельных режимах.
        Поводом для очередного теста «заряженных» хэтчбеков послужил выход в свет нового поколения Honda Civic Type R. Соперника для этого легендарного автомобиля было подобрать несложно: в последнем сравнительном тесте автомобилей этой категории мы выбрали победителем Opel Astra OPC, причем именно за выдающиеся спортивные качества, так что лучше кандидатуры и не придумать.
        Что ни говори, а спортивный автомобиль начинается с имиджа. Он должен уже одним своим видом показывать, что способен не просто передвигаться в пространстве. Ну, с этой-то задачей оба хэтчбека справляются на «отлично».
Динамичный силуэт Opel Astra OPC и эффектный, почти космический облик Honda Civic Type R не оставляют ни капли сомнения в незаурядных способностях наших участников теста. Тут вам и огромные литые диски на низкопрофильной резине, и аэродинамический обвес, и спойлеры. Интересно, что в обоих хэтчбеках особое внимание уделено дизайну выхлопных труб: у Civic Type R их две, с наконечниками треугольного сечения, а у Astra OPC одна труба, расположенная по центру заднего бампера. Казалось бы, это мелочи, но они все же придают машинам определенный шарм.
        Однако водитель по большей части смотрит на автомобиль изнутри. А в нашем случае он должен ощущать себя владельцем спорткара! Так что интерьеры обеих машин подчинены этой цели. Заметим, дизайн здесь неразрывно связан с эргономикой. Например, сиденья Recaro, установленные и в Civic Type R, и в Astra OPC. Их разноцветный раскрас несет лишь дизайнерскую функцию, а вот ковшеобразная форма выполняет одну из важнейших задач — фиксировать тело водителя при серьезных боковых нагрузках.
        Настройки же у водительских кресел тестируемых машин разные. В Opel Astra OPC помимо продольной и вертикальной регулировок изменяется еще и наклон подушки сиденья. Так что здесь можно выбрать как «расслабленную» посадку, чуть больше отклонившись назад, так и более «собранную», с почти вертикально установленной спинкой — для активного вождения. Правда, в последнем случае места над головой будет немного — крыша низковата, а ниже сиденье уже не опускается.
        В Honda Civic Type R регулировка подушки только продольная и вертикальная, а спинка даже в своем крайнем положении заметно отклонена назад, и регулировки вылета руля еле-еле хватает, чтобы придвинуть его к себе на удобное расстояние. Правда, стоит сразу заметить: речь идет только о рослом водителе.
        Другая важная деталь — руль. Мы привыкли говорить, что трехспицевый руль маленького диаметра придает интерьеру спортивный характер, то есть дизайн определяет настроение. Но так сложилось потому, что именно эта форма и размер рулевого колеса идеальна для скоростного руления. В обоих автомобилях рули отделаны кожей, над боковыми спицами имеются характерные утолщения, в которые должны упираться большие пальцы. Только в Astra OPC баранка немного толще и приятнее укладывается в руки.
        Что же касается систем индикации, то революционная компоновка приборов с активной подсветкой в Civic Type R выглядит намного эффектнее, хоть и требует некоторого привыкания. Что ж, это характерная особенность всех модификаций Honda Civic нового поколения. В Astra OPC расположение приборов традиционное, никаких проблем с читаемостью, хоть и выглядит простовато. Зато в центральной консоли установлен цветной жидкокристаллический дисплей, наглядно отображающий настройки бортового компьютера и дополнительных систем автомобиля.
        Кстати, о дополнительных системах. Уровень оснащения у тестируемых хэтчбеков схожий. Двухзонные системы климат-контроля, бортовые компьютеры, электропривод стеклоподъемников и боковых зеркал, подогрев сидений — словом, начинка по высшему разряду. Однако Astra OPC в тестовой комплектации может похвастать более продвинутой аудиосистемой. Ее звучание более глубокое и отчетливое, чем в Civic Type R. К тому же благодаря шестиполосному графическому эквалайзеру, который отображается все на том же жидкокристаллическом дисплее, возможность настройки звука гораздо шире. Правда, и стоит Astra OPC дороже, чем Civic Type R. Но у нас на тесте побывал автомобиль с максимальным уровнем оснащения, в который входило много дополнительного оборудования, поднявшего цену Astra OPC до $41 305. [info] В начальной же комплектации эта машина стоит $31 330. Причем сюда уже включены и 18-дюймовые колесные диски, и кондиционер, и активная подвеска, о которой мы еще поговорим. Honda Civic Type R предлагает только одну довольно богатую комплектацию стоимостью $37 800, а более дешевых версий нет.
        Оценивать возможности спортивных автомобилей лучше всего в «боевых» условиях. Городские улицы для этого, разумеется, не подходят, хотя наши участники теста ориентированы все-таки на передвижение по городским дорогам и скоростным трассам ближайшего пригорода.
        Поначалу мы немного сомневались в том, что Civic Type R сможет соперничать со своим оппонентом в динамике. Ведь хондовская атмосферная 201 «лошадка» как-то неубедительно выглядит против 240 опелевских «турбоконей». Но, во-первых, нас успокоили цифры: в разгоне до 100 км/ч Astra OPC быстрее соперника по тесту всего на 0,2 с. А во-вторых, спортивные моторы Honda известны своей способностью быстро крутиться до высоких оборотов, так что при соответствующих настройках коробки передач динамика может быть весьма впечатляющей, как это и было на Civic Type R прошлого поколения.
        Но все же чудес не бывает, и 2,0-литровый турбомотор Astra OPC дает более захватывающие ощущения от разгона. После 3000 об/мин, при выходе турбины на рабочие обороты, происходит мощный подхват, и приятное вдавливание в спинку сиденья вам обеспечено как минимум на первых четырех передачах шестиступенчатой «механики». Двигатель Honda Civic Type R тоже весьма интересен, но, как и подобает «крутильному» атмосфернику, в полную силу он входит лишь к 5000 об/мин, и до максимальных 8500 об/мин разгон весьма впечатляющий. Однако по сравнению с предыдущим поколением Civic Type R настройки двигателя изменились в сторону более плавного набора оборотов. Нет уже тех потрясающих подхватов в районе 5000 и 6500 об/мин, когда система изменяемых фаз газораспределения i-VTEC меняла режим работы. И хотя динамические характеристики не ухудшились, разгон на новом Civic Type R не столь захватывающий, как на предыдущем.
        При резком старте оба автомобиля срывают ведущие передние колеса в пробуксовку. Отключив систему стабилизации, нужно дозировать тягу для достижения более эффективного разгона, так что здесь все ясно. А вот при включенных электронных «ошейниках» машины ведут себя по-разному. Opel Astra OPC оказывается в выигрыше, поскольку в Civic Type R система сразу ограничивает подачу топлива и мотор теряет тягу. Опелевская же антипробуксовочная система срабатывает на редкость грамотно: она подавляет лишь некоторую долю пробуксовки и оставляет именно столько, сколько нужно для максимально быстрого набора скорости. У водителя даже создается впечатление, что это он сам так умело контролирует пробуксовку.
        На высокой скорости оба участника теста проявляют феноменальную устойчивость. Как на Astra OPC, так и на Civic Type R водитель чувствует себя просто всемогущим, поскольку автомобили буквально прилипают к дороге. Но если на скорости 150—170 км/ч машины одинаково хороши, то выполнение слалома при 80—100 км/ч выявляет заметную разницу. Рулевое управление Civic Type R более острое, чем у Astra OPC, однако при поворотах хэтчбек от Honda больше кренится, причем ощущается явный недостаток загрузки переднего «внешнего» колеса. В результате Civic неизменно скользит передней осью. Интересно, что задняя подвеска у нового Type R — полузависимая, на скручиваемой балке. Такое решение весьма странно, как, впрочем, и недостаточная, судя по кренам, жесткость переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Объяснение может быть одно: создатели настроили шасси таким образом, чтобы добиться максимальной устойчивости на скорости и исключить склонность автомобиля к заносу, сместив баланс управляемости в сторону недостаточной поворачиваемости. И действительно, скольжение задней оси практически невозможно спровоцировать даже намеренно.
        У Astra OPC небольшая склонность к заносу под сброс газа в повороте все же есть. Это можно использовать для быстрой корректировки траектории при прохождении «разнесенной», спортивной змейки. Машина лихо прописывает повороты, а поворачиваемость легко контролируется тягой. К тому же, если не отключать полностью систему динамической стабилизации, а перевести ее в режим Sport (нажатием кнопки на центральной консоли), можно даже устроить себе небольшой экзамен. Дело в том, что в этом режиме система вмешается только тогда, когда вы допустите явную ошибку, к примеру, «сползете» с траектории и слишком резко попытаетесь ее скорректировать. Кстати, в режиме Sport меняется еще и настройка подвески Astra OPC, увеличивается чувствительность двигателя к нажатию педали газа, а также возрастает реактивное усилие на руле.
        Как ни крути, а Opel Astra OPC имеет больший набор не только спортивных ходовых качеств, но и, можно сказать, спортивных сервисных функций. Тем не менее Honda Civic Type R — отлично сбалансированный автомобиль, но он больше рассчитан на рядового пользователя. Так что, несмотря на некоторое превосходство Honda Civic Type R в эффектности, мы выбираем победителем теста Opel Astra OPC за преобладание тех качеств, ради которых и создаются такие машины.

WhatCar?