Журнал
Skoda Yeti
Откуда берутся "Йети"

Skoda Yeti

На платформе VW Golf V создано немало полноприводных автомобилей с увеличенным клиренсом. Это и хорошо знакомый нам по длительному тесту Seat Altea Freetrack, и Volkswagen Tiguan, а недавно "Авто.Лента" вернулась с тест-драйва универсала повышенной проходимости Skoda Octavia Scout второго поколения, который, как и обычная "Октавия", является близким родственником пятого "Гольфа".

На платформе VW Golf V создано немало полноприводных автомобилей с увеличенным клиренсом. Это и хорошо знакомый нам по длительному тесту Seat Altea Freetrack, и Volkswagen Tiguan, а недавно "Авто.Лента" вернулась с тест-драйва универсала повышенной проходимости Skoda Octavia Scout второго поколения, который, как и обычная "Октавия", является близким родственником пятого "Гольфа".
Казалось бы, что можно придумать нового, используя все тот же набор двигателей, коробок передач, рычагов и амортизаторов? Однако марка "Шкода" последние годы уже не раз демонстрировала нам, сколько всего интересного можно придумать, используя одинаковый с VW и Seat набор "железок". Поэтому, отправляясь на на тест-драйв первого чешского кроссовера Skoda Yeti, я был уверен, что и на этот раз чехи смастерят из конструктора под названием "платформа PQ35" что-нибудь эдакое.

Плоская штука

Предчувствия нас не обманули - уже на парковке, даже не садясь за руль, понимаешь, что "Йети" сильно отличается от большинства современных вcедорожников. Вместо привычных зализано-округлых форм и сложной штамповки кузовных панелей, который сейчас царят в автомобильном дизайне, тут настоящий "баухаус" – форма, подчиненная функции.
За примерами функциональности Yeti далеко ходить не надо. Так, благодаря плоским аскетичным поверхностям, из которых почти целиком состоит чешский кроссовер, водитель быстро привыкает к габаритам машины, выпуклые арки защищают автомобиль от летящей из-под колес грязи, а низкая плечевая линия в сочетании с высокой крышей обеспечивает вседорожнику большую площадь остекления и отличную обзорность. Причем, несмотря на ярко выраженную функциональность отдельных элементов дизайна, все вместе смотрится гармонично.
Чешскому кроссоверу еще бы "лицо попроще", а то классическая передняя оптика у Yeti дополнена массивными круглыми фонарями, которые вызывают неоднозначные ассоциации. Кому-то здесь увидится раллийная "люстра", другим - отсылка к внедрожной технике Jeep, а третьим - настоящее ретро в духе Mini. Но мне показалось, что в сочетании с фирменным ребристым капотом и похожей на "волговскую" решеткой радиатора, весь этот ансамбль перегружает переднюю часть машины.

Из того, что было

Зато внутри дизайнеры обошлись без эклектики. Вернее она есть, но сугубо "шкодовская". К примеру, руль и почти вся передняя панель достались "Йети" от "Октавии", а задний диван-трансформер – от "Румстера". С одной стороны такой подход удешевляет создание и производство автомобиля.
А с другой - нет ничего плохого в том, чтобы использовать удачные решения в разных автомобилях. К примеру, систему трансформации заднего сиденья, позаимствованную у Skoda Roomster: она же великолепна. Диван здесь состоит из трех секций, каждую из которых можно складывать по отдельности, а если вынуть среднюю часть, то тогда оставшиеся два кресла можно двигать не только в продольном направлении, но и поперек салона. А если из машины вытащить и их, то полезный объем багажника увеличится до внушительных 1760 литров.
На водительском месте в Yeti тоже вполне комфортно. Удобные кресла с хорошей боковой поддержкой подгоняются по росту за полминуты, а затем про них просто забываешь. Спокойные линии передней консоли отлично сочетаются с мягким пластиком, который укрывает сверху переднюю панель, а ручки климат-контроля и кнопки управления аудиосистемой расположены так, что ими удобно пользоваться "вслепую", когда все внимание сосредоточено на дороге.
К тому же, из-за больших окон салон кажется очень светлым и просторным, хотя на бумаге размеры "Йети" не впечатляют: колесная база всего 2578 миллиметров – точно такая же, как у пятого "Гольфа", на платформе которого он построен. Да и в длину чешский кроссовер больше немецкого хэтчбека всего на два сантиметра.

Хорошая наследственность

В Альпах на северо-западе Словении тестовый Yeti чувствовал себя как дома – автомобили гольф-класса здесь встречаются чаще всего. Да и на чем еще ездить по горным серпантинам?
Вдобавок, чешский кроссовер готов азартно выписывать вензеля по асфальтовому трафарету, наложенному на горные склоны - даже несмотря на 180-миллиметровый клиренс. Чувствуется, что у "Шкоды" есть солидный опыт по настройке подвески "Октавии" с повышенным дорожным просветом, ведь недавно чехи выпустили на европейские дороги уже второе поколение полноприводных Octavia 4x4 и Octavia Scout.
Однако просто переставить переднюю и заднюю многорычажку со "Скаута" на "Йети" оказалось невозможно – кроссовер выше "Октавии" с кузовом "универсал" на целых 15 сантиметров. Поэтому, чтобы добиться хорошей управляемости и уменьшить крены кузова в поворотах, инженерам пришлось на 30 миллиметров увеличить колею задних колес и подобрать новый стабилизатор поперечной устойчивости для задней подвески. В результате получилось неплохо – собранное и упругое шасси Skoda Yeti не боится извилистых дорог.
Нейтральная переворачиваемость
Правда хорошей управляемостью чешских автомобилей журналистов уже не удивишь – от "Шкоды" изначально ждешь сбалансированного поведения на дороге. Поэтому для "Йети" чехи решили придумать кое-что новенькое - внедорожный алгоритм системы стабилизации, который они разработали специально для кроссовера. На другие автомобили концерна Volkswagen такая штука пока не устанавливается.
Демонстрация внедорожных возможностей чешского кроссовера проходила на трассе для мотокросса и потому не предвещала никаких открытий – с четвертым поколением полного привода Haldex мы уже знакомы, а в том, что "Йети" сможет справиться с диагональным вывешиванием, входящим в "обязательную" программу на тест-драйвах, никто даже не сомневался.

Однако инструктор первым делом повез нас на вершину крутого холма и здесь попросил выжать тормоз, нажать кнопку "Off-road", которая "притупляет" реакцию двигателя на акселератор и переводит системы ABS и ESP в особый, внедорожный, режим работы, а затем переключиться на нейтраль. [info] После этого нам предлагалось отпустить педаль тормоза и довериться системе помощи при спуске с горы. А управлять скоростью спуска можно... педалями тормоза и газа. Но почему на нейтрали, а не на первой передаче?
А зачем она нужна? Ведь без нее задача электроники, контролирующей спуск, заметно упрощается. Ей не нужно следить за тем, чтобы двигатель не заглох - достаточно лишь вовремя притормаживать колеса, поддерживая нужную скорость, и следить, чтобы они не заблокировались.
Когда мы на нейтрали доехали до середины крутого спуска, инструктор попросил дернуть ручник - я дернул. После этого машина стремительно заскользила по грунтовке вниз – намертво заблокированные задние покрышки уже не могли удержать "Йети" на таком уклоне. Чтобы вернуть контроль над движением кроссовера, потребовалось всего лишь отпустить ручник, после чего системы ABS и ESP снова взяли управление тормозами в свои руки и наш "скоростной спуск" прекратился.

Три плюс два

К сожалению, российские автомобилисты смогут опробовать этот хитрый внедрожный режим только в конце года – раньше к нам Yeti не привезут. Поэтому, кстати, пока нет и точной информации о двигателях и комплектациях для России, и о том, сколько чешский кроссовер будет стоить на нашем рынке.
Однако предположить, какие моторы обязательно попадут на наш рынок, все-таки можно. Базовым, скорее всего, станет новый 1,2-литровый бензиновый агрегат с турбонаддувом (105 лошадиных сил), а "топовым" будет считаться 1,8-литровый турбомотор мощностью 160 лошадиных сил. Его то я и решил опробовать для начала.
Новый двигатель 1.8 TSI мне понравился еще на новой "Октавии", но и на кроссовере он вряд ли кого-нибудь разочарует. Паровозная тяга в 250 Ньютон-метров в диапазоне от 1500 до 4500 оборотов в минуту обеспечивает "Йети" уверенный разгон на любой передаче. В результате, с этим мотором вседорожник разменивает первую сотню всего за 8,4 секунды.
Делить 160 лошадиных сил на полторы тонны веса мне показалось не очень интересно – гораздо познавательнее оказалась встреча с базовым TSI объемом 1,2 литра. Правда из-за невысокой мощности этот двигатель устанавливается только на переднеприводные версии "Йети".
Длинноходная педаль сцепления схватывает где-то в середине, а трогаться, особенно в горку, на машине с таким мотором приходится "с газом". Однако очень короткая первая передача неплохо ускоряет кроссовер и... оказывается, что для компактного кроссовера 105 лошадиных "турбо-сил" вполне достаточно. При этом расход бензина при движении по трассе стабильно не превышает пять литров на сотню.
Кстати, семиступенчатую роботизированную DSG в качестве опции получит только этот "Йети", все остальные модификации пока комплектуются шестиступенчатой "механикой".
Кроме бензиновых движков у чешского кроссовера есть три двухлитровых дизельных мотора, которые в зависимости от модификации развивают 110, 140 и 170 лошадиных сил. Какой из них приедет к нам в Россию, сказать пока сложно. Не исключено, что у нас дизелей вообще не будет.

Родственников не выбирают

Забавно, но оказалось, что "Йети", стоящий в неформальном "табеле о рангах" концерна Volkswagen на ступеньку ниже Tiguan, мало в чем уступает своему конкуренту из Вольфсбурга. Например, "чех" существенно меньше немецкого вседорожника ("Йети" короче на 204 миллиметра), но при этом его колесная база всего на 26 миллиметров меньше, чем у "Тигуана".
Вдобавок, по динамическим характеристикам более легкий Yeti даже обходит своего немецкого собрата. "Йети" на шестиступенчатой "ручке" мотором 1,8 литра разгоняется до сотни за 8,4 секунды, а "Тигуан" с такой же коробкой передач и более мощным двухлитровым TSI (170 лошадиных сил) – за 8,5 секунды. Да и базовый моноприводный Yeti cо 105-сильным TSI объемом 1,2 литра, (для этой версии пока еще официальных характеристик) по личным ощущениям едет не медленнее 150-сильного Tiguan 1.4 TSI.
Так что "Шкоде", похоже, в разгар кризиса удалось сделать европейским покупателям очень заманчивое предложение – после начала продаж Yeti с недорогими и экономичными двигателями наверняка "выстрелит" не хуже Volkswagen Tiguan. К тому же "чех", согласно корпоротивной маркетинговой стратегии Volkswagen, должен стоить дешевле.
Но в России эти достоинства вряд ли помогут продажам чешского кроссовера – у нас для покупателей вседорожников имиджевая составляющая имеет гораздо больший вес, чем цена, удобство эксплуатации или экономичность выбранного автомобиля. А, например, 105-сильный TSI объемом 1,2, которого за глаза хватает переднеприводному "Йети", престижным вряд ли назовешь.
Хочется, правда, верить, что из-за кризиса практичность войдет в моду и в нашей стране. Тем более, что с такими машинами как Yeti практичным быть легко и приятно.

#Skoda #Yeti
Lenta.ru