За 200 лет ничего не изменилось. Почти

Кое-в-чем XIX век не так уж сильно отличается от XXI. Например, уже тогда существовала сложная система общественного транспорта, не слишком отличающаяся от сегодняшнего Яндекс.Такси? Не верите? В декабре на экраны выходит «Союз спасения» — фильм о восстании декабристов, в котором, кроме захватывающего сюжета, есть еще и подробно реконструированная эпоха. Вы увидите Петербург XIX века с его архитектурой, этикетом, нарядами и, конечно, транспортной системой.

Главный транспорт XIX века — личные и наемные экипажи. Более состоятельные граждане предпочитали содержать личные экипажи — передвигаться по холодному и грязному городу куда приятнее в карете, чем пешком. Кроме того, посещать своих знакомых на собственном экипаже — это правило приличия аристократа, в то время как приходить в гости пешком в высоком обществе было почти непристойно. Но что же делать, если у вас нет ни кареты, ни лошадей?

За 200 лет ничего не изменилось. Почти

Позвать извозчика прямо на улице истошным криком — так «вызывался» и извозчик попроще, и извозчик для тех, кто побогаче. Извозчики часто стояли прямо на улицах в ожидании такого крика. Такса за извоз не была фиксирована и каждый раз была сюрпризом, тем более что сами извозчики были разного ранга (от дешевых крепостных крестьян до «бизнес-класса»). В целом горожанин вполне мог себе позволить взять экипаж, отдав два-три гривенника в один конец. Разумеется, в качестве добавки к таксе извозчик мог попросить еще на водку или чай (буквально — чаевые).

Как попасть в таксисты?

С 1761 года генерал-полицмейстеру Корфу было приказано сенатским указом провести учет всех извозчиков с указанием места жительства. С тех пор извозчики должны были каждый год записываться в Управе благочиния и получать напечатанную инструкцию и дощечку из белой жести, около 4 квадратных дюймов площадью — ее носили на спине между плечами. На дощечке была написана часть города, к какой был приписан извозчик и его личный номер. За этот ярлык брали плату — 2 рубля. В целом, это все, что было нужно, чтобы стать наемным извозчиком: даже старая и разваливающаяся повозка подошла бы для начала, лишь бы хоть кто-то готов был на нее сесть.

За 200 лет ничего не изменилось. Почти

Разбитые «жигули»

Цена поездки сильно зависела от статуса извозчика. Извозчичье сословие имело свое деление на аристократию, средний класс и чернь. На нижнем уровне были «погонялки», которых можно было поймать и днем, и ночью — такие извозчики зачастую таксовали зимой, а летом на своих лошадях работали на хозяина. В основном это были крепостные крестьяне, которые выезжали в город на заработки для уплаты оброка. В основном на таком «такси» ездили кухари, повара, дворецкие за провизией, лакеи в магазин, повивальные бабки второго и третьего сорта, жмоты-ростовщики. Удовольствие ездить на таком такси мало: лошади не привычны к извозу, сиденья неудобные.

За 200 лет ничего не изменилось. Почти

Старенькая Kia

Следующий уровень — так называемые «ваньки», которые были неизменно одеты в традиционный мужичий синий армяк до пят и клеенчатую шляпу — приплюснутый низкий цилиндр с раструбом и загнутыми полями и медной пряжкой впереди, а зимой — меховую шампу с квадратным суконным или бархатным верхом, узорчатые разноцветные пояса. Экипаж, которым они управляли, был гораздо лучше, чем у «погонялок» — вышедшие из моды, но вполне исправные дрожки. Все аккуратно, но скорее всего поношено, как и место для сиденья. Лошадь, привыкшая к дорогам, управляется легче мужицкой. Иногда даже бывает помыта, всегда напоена и накормлена.

За 200 лет ничего не изменилось. Почти

Черный Mercedes

Извозчики более высокого ранга имели специальную стоянку — биржу — с яслями для кормления лошадей. У них были уже действительно хорошие лошади, сани модного фасона, заказные хомуты, новая пролетка. Стоит такое удовольствие дорого. Обыкновенно такой извозчик большую часть дня сидит в трактире и пьет чай. По мнению «Петербургских заметок» извозчики так много пьют чаю, как много берут за извоз. Ленивы. На таких извозчиках ездили люди богатые, но бездельные.

Спортивный Jaguar

Для тех, кому никуда особенно не надо было, но хотелось покататься по городу с ветерком, существовали специальные извозчики-лихачи. Вопреки названию, лошади у них были тихие, но породистые, покрытые ковром, иногда с кистями и шитым по канве, экипаж удобный, а извозчик сам умелый и опытный. «Лихач» модно выглядит — одет в бархатную поддевку и шаровары, ситцевую рубаху, бобровую шапку и глянцевые сапоги с напуском. Такие извозчики не предлагают никому услуг и просто ожидают. Ими пользовались купеческие сынки, богатые подмастерья и легкомысленные девицы. За одну поездку такой лихач мог получить от трех до десяти рублей серебром.

Opel в аренду

Извозчика можно было взять на помесячную работу вместе с лошадьми (экипаж, как правило, покупал «арендатор» такого извозчика). При этом обеспеченные семьи сами содержали своих парадных лошадей для торжественных выездов, а извозчичьих — разгонных — использовали для ежедневной рутины, потому что они были крайне выносливы и не боялись разъездов с утра до вечера. Известно, например, что такую аренду любила семья Пушкина — их постоянным извозчиком был Иван Савельев, получавший 300 рублей в месяц за четверку лошадей. Кстати, после смерти Александра Сергеевича бедному извозчику так и не выплатили долг за 2,5 месяца.

Старая черная «Волга»

Для чиновников уже с XVI века существовал специальный вид водителей — ямщики. Они состояли на госслужбе и занимались извозом государевых людей и государственных грузов. Впрочем, Екатерина II разрешила им развозить и частных лиц, и посылки — ямщиков легко можно было найти в почтовых отделениях. Скорость почтовых карет достигала 7-8 миль в час летом и 5 м/ч — зимой. Лошадей меняли каждые 10-15 миль. Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход, и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру. Почту нередко развозили на тройках — легендарном транспорте царских времен, который развивал скорость до 50 км/ч за счет того, что был единственной в мире разноаллюрной запряжкой! Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой четкой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. Такие упряжки могли быть только у знатных особ, почтовых и пожарных — в общем, у тех, кому особенно необходимо быстрое перемещение.

Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, представляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные «прогоны». Кстати, именно их в начале ХХ века стали называть шоферами. И ямщиком легко могла стать и женщина!

За 200 лет ничего не изменилось. Почти

Коммерческий транспорт

Перевозкой грузов занимались ломовые извозчики. Причем занимались они как перевозкой гражданской, так и в государственных нуждах — они вывозили снег, мусор и нечистоты, обеспечивали стройки и развозили продукты по магазинам и рынкам. «Ломовики» управляли экипажами, в которые были запряжены тяжеловозные лошади. Такой экипаж можно было заказать на бирже — там же заказы «ломовики» разыгрывали между собой, чтобы узнать, кто поедет грузиться к заказчику.